Учёность (АполлонийРодосский) и этнология




Черты эллинистической поэтики в творчестве Овидия

Традиции александрийской учёности в дидактических поэмах Овидия

«Наука любви» и «Фасты»

Реферат студентки

110 группы

дневного отделения

Бородиной О. А.

 

 

Москва 2017

 

Содержание

1. Публий Овидий Назон. Биографические данные

2. Выбор сюжета – риторика и политика

3. Учёность (АполлонийРодосский) и этнология

4. Дидактика

5. Риторика и ирония

6. Литература и ссылки

 

 

Публий Овидий Назон. Биографические данные

Публий Овидий Назон родился в маленьком городе Сульмон 20 марта 43 года до нашей эры. Дата рождения нам известна точно, так как Овидий упоминал это событие в одной из «Скорбных элегий».

Семья будущего поэта принадлежала к всадническому сословию, что было очень знатно и уважаемо в римском государстве. Овидий получил замечательное образование: занимался в школах знаменитых учителей ораторского искусства. Ещё с ранних лет Овидий был неравнодушен к поэзии, и проза в данном случае была побеждена сложением слов в созвучные рифмы.

После окончания школы, по родительскому настоянию, Овидий поступил на гражданскую службу, однако нелюбимое дело только отталкивало, было скучным, надоедливым, и поэтому спустя несколько лет он оставил место в политике и полностью посвятил себя поэтическому искусству.

Личная жизнь поэта не была очень счастливой: после двух неудачных свадеб и бытовых проблем только лишь третий брак с женщиной подарил ему семейный уют и спокойствие. Собственных детей Овидий не имел, но воспитывал дочь любимой женщины от предыдущего брака.

Путешествия в Афины, Сицилию и Малую Азию оказали значимое влияние на мировосприятие поэта, а также его образование. Как и другие гениальные личности литературного мира Древнего Рима и Греции, Овидий был очень известным поэтом, которого общество обожало и возвышало. Известно, что дружба с Горацием и Проперцием ещё более тесно связала Овидия с литературой, как и знакомство с Тибуллой, ранняя смерть которого не позволила дружеским отношениям быть более близкими.

За несоответствие нравственным идеалам любви, семьи, а также строгой политике императора Августа, за легкомысленные образы и мотивы в своих работах Овидий был сослан в самую крайнюю северо-восточную часть империи – в город Томы, на берега Чёрного моря, где с 8 года нашей эры и до самой смерти прожил в изгнании.

Любовные элегии являются главным достоянием Овидия. Из-за романтического оттенка в стихах творчество поэта и сейчас очень-очень востребовано. «Метаморфозы», «Наука любви», «Героини», «Лекарство от любви» и «Фасты» стали самыми лучшими трудами поэта любовного слова в античном мире.

 

 

Выбор сюжета – риторика и политика

Риторика – филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, профессиональные ораторские выступления на публике. Из биографии Овидия известно, что тот отказался от работы в государственных чинах: ораторские способности затмил талант сложения стихов.

«Превращения» как отдельная тематика занимает в мифологии многих народов значимое место. Эллинистическая поэзия занималась их собиранием. Яркие примеры таких превращений – «Катастеризмы» или «Происхождение птиц», универсальные поэмы, составленные Никандром и Парфением, которые послужили тематическими канонами для Овидия. Прозаические своды, трактаты о мифологии, содержащие в себе огромный материал сказаний в более или менее систематическом изложении, послужили предметом вдохновения и стали некой путевой звездой для поэта.

​Овидий посвятил целое отдельное произведение мифам Древнего мира – «Фасты», поэма, написанная элегическими дистихами и представляющая собой календарь, в котором содержатся описания праздников и священных дней Рима.О создании серии повествовательных элегий о преданиях и обрядах римского культа, как древнеримского, так и позднейшего, эллинизованного, задумался ещё Проперций, но работа Овидия была доведена до конца. Произведение должно было быть проникнуто духом официальной идеологии, с которой поэт прежде не соглашался. Овидий собирался посвятить его императору Римской империи, Октавиану Августу, как поэтическое, но не ораторское произведение.

 

Учёность (АполлонийРодосский) и этнология

Периодизация творчества Овидия:

1. Первый период охватывает время от первых стихотворных произведений до 2 года нашей эры

2. Второй период – первые годы нашей эры до 8 года, ссылки поэта

3. Третий период – от ссылки до 18 года нашей эры, смерти поэта

 

 

«Дидактическими» поэмами заканчивается первый период творчества Овидия. Он обращается к повествовательному жанру, в котором развертывает свой истинный талант рассказчика, который виден уже в мифологических отступлениях элегии «Наука любви». Новая линия указывает на приближающийся переход к более серьезным, «учёным» темам. Мастер краткого, новеллистического повествования, Овидий избирает форму «каталогообразной» поэмы, объединяющей большое количество тематически близких между собою сказаний.

​Поэт одновременно работал над двумя учёно-повествовательными поэмами такого каталогообразного типа:

1. «Метаморфозы».Уступая многим из своих современников в глубине и оригинальности творчества, Овидий был замечательным мастером лёгкой формы слова. Античная критика признавала его высокую одаренность, но считала нужным отметить, что он «потакал своему дарованию вместо того, чтобы управлять им». В читательских кругах поэт снискал прочную популярность. Не уменьшилась она и в Средние века. «Метаморфозы» считались «языческой библией», своего рода источником премудрости, к которому составлялись аллегорические толкования.

2. «Фасты». Каждая книга посвящена отдельному месяцу и начинается с учёно-грамматических толкований имени каждого месяца. Порядковое следование календаря нередко уводило автора в малознакомую ему астрономическую область, но позволяло, с другой стороны, включать мифы о происхождении созвездий, чем также интересны «Фасты».

​Для оживления своего материала, почерпнутого из сочинений римских антикваров, Овидий обращается к приёмам Каллимаха из Кирены. Музы, случайные встречные собеседники, помогают автору в разъяснении учений.

Аполлоний Родосский – известный римский грамматик и поэт. «Аргонавтика» - единственная дошедшая до наших дней прозаическая поэма в нехарактерном для александрийской элегической школы стиле.

 

Дидактика

​Овидий завершает свою деятельность любовного поэта-ронтика«дидактическими» произведениями. «Наука любви» представляет собой пародийно-дидактическую поэму в форме стиховой элегии. Подлинные дидактические поэмы составлялись в гекзаметрах.

​Она состоит из трех частей, явно пародируя риторические руководства, которые начинались с вопроса о «нахождении».

— «нахождение» предмета любви

— как добиться любви

— как любовь удержать

​Наставления даются сначала для мужчин (книга первая и вторая), затем для женщин (книга третья). Изложение нехитрой и однообразной «науки» оживлено эффектными афоризмами, мифологическими повествованиями, бытовыми сценками, но никогда не подымается над уровнем свободной, «шаловливой любви», временных связей между знатной молодежью и полупрофессиональными гетерами. Ироническая наблюдательность Овидия и его пародийный талант находят для себя благодарнейший материал в «дидактической» трактовке именно этой сферы любовных отношений.

 

Риторика и ирония

​ Несмотря на желание прославлять старину, Овидию лучше всего удаются шутливые и любовные темы. Особенно известен рассказ о насилии, которое совершил сын последнего римского царя Тарквиния над целомудреннойЛукрецией. Даже здесь Лукреция изображена не как древнеримская матрона, а в стиле робких «героинь» овидиевской любовной поэзии.

​Риторическая основа всего творчества Овидия: он не синтезирует, а расчленяет картину мира, заботится не о создании гармонического целого, а об исчерпывающей разработке частностей, выступает не открывателем нового, а комбинатором уже открытого.

​И у Тибулла, и у Проперция были стихи-монологи перед запертой дверью возлюбленной, но у тех дверь была поводом, а любовь — темой. У Овидия же дверь и привратник сами становятся темой. Когда все вариации этой темы исчерпаны, поэт с патетическими восклицаниями удаляется прочь, вместо того чтобы коченеть на пороге до зари, как полагалось элегическому любовнику. Гипербола оборачивается иронией.

​В «Науке любви» и «Лекарстве от любви» Овидий вновь пишет о любви и вновь не о своей. Эта дидактическая поэма о любви вообще, вершина овидиевской иронии (самый план поэмы копирует план учебника риторики: нахождение — разработка — усвоение: как найти, как завоевать, как удержать женщину), а вместе с тем вершина овидиевского бытового «реализма» (условный фон элегии окончательно уступает здесь место жизненному фону современного Рима).

 

Литература и ссылки

https://ru.wikipedia.org/wiki/Овидий

https://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлоний_Родосский

https://ru.wikipedia.org/wiki/Метаморфозы_(Овидий)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука_любви

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фасты_(Овидий)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: