ТЕХНИКИ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ




ЛЕКЦИЯ 23

Позиции восприятия.Метапрограммы как паттерны восприятия. Критерии результативности НЛП. Техника «якоря» и её виды. Техника рефрейминга и его виды. Процессшестишагового рефрейминга. Техника «взмаха и «взрыва».

 

В своих работах Д. Гриндер и Дж. Делозье выделяют три способа, с помощью которых люди могут взглянуть на опыт. Во-первых, человек может смотреть на мир только со своей точки зрения, не принимая в расчет ничьей другой позиции. В таком случае он думает: «Как это на меня действует?»

Во-вторых, индивид может представить себе, что видит, чувствует и слышит другой. Одна и та же ситуация воспринимаются разными людьми по-разному. Поэтому терапевту важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Эта позиция иначе называется эмпатией.

В-третьих, индивид может наблюдать за ситуацией со стороны как совершенно независимый наблюдатель, некто, лично не вовлеченный в ситуацию.

Теоретики НЛП считают, что каждый человек ежедневно попеременно находится в каждой из этих трех позиций.Все три позиции важны, и для терапевта необходимо уметь свободно менять их и переходить от одной к другой.

Еще одним важным понятием НЛП является стратегия – цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения. Обычно в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну – как наиболее для него приемлемую. Если у человека есть опыт реагирования в определенной ситуации, он выбирает определенную стратегию поведения исходя из имеющегосяу него опыта. Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на сознание, которое конструирует возможный вариант поведения.

Социально незрелый или патологический индивид располагает очень небольшим количеством стратегий для каждой ситуации. Исходя из этого, терапевт должен установить, что ограничивает выбор пациента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

Поскольку человека постоянно окружает большое количество информации, метапрограммы представляют собой паттерны восприятия, которые действуют как привычные фильтры, используемые для определения значимости информации и ее допуска в сознание. Метапрограммы могут меняться от контекста к контексту.То, что привлекает внимание в рабочей обстановке, может совершенно отличаться от того, на что человек обращает внимание дома. Метапрограммы могут меняться с изменением эмоционального состояния. Человек может стать более активным в состоянии стресса и пассивным, будучи спокойным.

Метапрограммы присутствуют как в поведении, так и в языке. Выявление метапрограмм чрезвычайно важно для психотерапии, так как они представляют собой ключевые моменты в процессах мотивации и принятия решения.

Литература по НЛП выделяет множество паттернов, которые квалифицируются как метапрограммы. Разговаривая с пациентом, терапевт может, опираясь на следующий критерий: описывает ли пациент детали или рисует картину крупным планом, определить, мыслит ли он общими или частными категориями?

Метапрограмма «сходстваразличия» касается того, как люди делают сравнения. Одни люди замечают то, что является сходным в различных вещах. Их относят к категории «ищущих сходство». Другие при сравнении обращают внимание на различия.

Метапрограмма процесса убеждения касается того, как человек управляет информацией и как она должна быть представлена. Некоторым доказательства необходимо представлять несколько раз, других убеждает только ряд примеров, третьи не нуждаются в большом количестве информации: они берут несколько фактов, додумывают другие и быстро принимают решение. Такой способ называется автоматическим паттерном.

Некоторых людей невозможно убедить в чем-то до конца, им нужно представлять доказательства только в виде конкретного примера, т. е. убеждать постоянно. Такой образ действия называется паттерном постоянства. И, наконец, для некоторых людей доказательство должно быть представлено загодя – за день или за неделю.

Теоретики НЛП подчеркивают, что успех любой психотерапии зависит от того, насколько четко сформулирован искомый результат. Критериямихорошей формулировки результата является следующее:

1) он должен быть сформулирован позитивно;

2) клиент должен играть активную роль и держать результат в разумных пределах под своим контролем;

3) клиент должен представлять свой результат настолько подробно, насколько это возможно;

4) клиент должен иметь логические, эмоциональные и телесные критерии того, что достиг желаемого;

5) пациент должен осознавать собственные ресурсы (внутренние и внешние), необходимые для того, чтобы достичь результата;

6) результат должен иметь реальные размеры (в случае, если искомый результат слишком велик, труднодостижим или, напротив, мелок, недостаточно мотивирует, необходимо пройти через процесс «переформулировки» – приведения результата к адекватным размерам);

7) результат должен быть экологичным, т. е. вписываться в более широкие системы личности и общечеловеческих ценностей.

При калибровке и определении ресурсов, необходимых для достижения хорошо сформулированного результата, используется техника «якоря». «Якорем» называется пусковой стимул (триггер), по ассоциации запускающий искомое эмоциональное переживание из прошлого (наподобие лампочки в лаборатории И. П. Павлова, стимулировавшей слюноотделение у собак).

Последователи НЛП считают, что подобные «якоря» настолько распространены в жизни каждого человека, что мы их практически не замечаем, хотя часто неосознанно ими пользуемся (например, сигналы светофора, звонок будильника и т. п.). «Якоря» участвуют в формировании как полезных, так и вредных привычек, что активно используется специалистами по рекламе.

«Якоря» возникают двумя способами. Во-первых, это происходит путем простого и длительного повторения. Во-вторых, они появляются на пике интенсивного эмоционального переживания (например, в результате провала важного экзамена, когда впоследствии сам вид преподавателя провоцирует приступы паники, и даже фобии).

Установка и использование «якорей» позволяет получать быстрый и эффективный доступ к необходимым в тот или иной момент ресурсам. Обычно для этого психотерапевт просит клиента взять какую-нибудь жизненную ситуацию, которая кажется ему трудной, и решить, какой ресурс он хотел бы иметь в этой ситуации. Затем клиента просят вспомнить и выбрать необходимое эмоциональное состояние из всех переживаний, которые были у него в жизни. Переживание не обязательно должно быть связано с необходимым ресурсом, это может быть любое состояние: уверенность, смелость, настойчивость и т. д.

Когда установлено, в каком ресурсе нуждается клиент, он начинает искать в своей жизни конкретный случай, когда у него имелся этот ресурс. Из всех воспоминаний, приходящих ему в голову, клиента просят выбрать лишь то, которое кажется ему наиболее отчетливым и интенсивным.

В случае, если подходящего ресурса нет или клиенту трудно вспомнить ситуацию, в которой он его переживал, его просят представить какого-либо известного человека или даже вымышленный персонаж из книги или фильма, обладающего этим ресурсом. Когда ресурс и воспоминание выбраны, происходит отбор «якорей» в каждой системе обработки информации. В качестве кинестетических «якорей» часто выбираются какие-либо незаметные касания или сжимания. Для аудиальных «якорей » используют слова или фразы.

Визуальный «якорь» – это образ или символ искомого состояния (например, воспоминание или воображаемая картинка рукоплещущей аудитории). Единственное ограничение в выборе «якорей» – они должны быть по возможности неповторимыми и не являться частью обыденного поведения.

После выбора клиентом «якорей» в каждой системе терапевт просит его попробовать максимально полно воссоздать и пережить ресурсную ситуацию. Для этого он может свободно распоряжаться всеми возможностями, имеющимися в кабинете терапевта (зашторить или распахнуть окно, включить музыку и т. п.).

Когда психотерапевт чувствует, что переживания клиента находятся «на пике», клиент сам или с помощью терапевта закрепляет ресурс всеми выбранными «якорями». Последовательность «якорей» не имеет значения, как только ресурсные ощущения начинают спадать, « якоря» убирают.

После небольшого перерыва идёт испытание и закрепление установленных «якорей». В случае, если интенсивность переживания ресурса недостаточна, клиент возвращается к началу процедуры и повторяет процесс «заякоривания», чтобы усилить ассоциацию между «якорями» и ресурсным состоянием.

Как только «якорь» установлен и закреплен, клиента просят подумать о будущих ситуациях, требующих от него этого ресурсного состояния. Необходимо отметить, что при постановке «якорей» возможны как минимум две стратегии. Клиент может «заякоривать» ресурсы на отдельные «якоря» (например, на каждый палец своей руки), а может связывать множество различных ресурсных состояний с одним и тем же «якорем» (мощный ресурсный «якорь»).

Последняя стратегия называется техникой «накачки» ресурсов. «Якоря» так же могут быть связаны в цепочку так, чтобы один приводил к другому. Выстраивание цепочки «якорей» особенно полезно в случае, когда проблемное состояние является сильным, а ресурсное состояние слишком далеко. В этом случае терапевт просит клиента подумать о ситуации, в которой тот чувствует себя некомфортно, и о сигнале, который вызывает это чувство.

Как только сигнал идентифицируется, клиента просят решить, к какому состоянию он хотел бы перейти (например, спокойствие, любопытство, игривость). Чтобы выстроить эту цепочку, у клиента закрепляют «якоря» на названных состояниях. После этого клиента возвращают в ситуацию расстройства и, как только возникает идентифицированный сигнал, включают установленный «якорь» спокойствия, затем, на самом пике его действия, – «якорь» любопытства, а в конце – «якорь» игривости. Подобная цепочка тренируется для того, чтобы эти связи стали автоматическими.

Техника разрушения «якорей» состоит в том, что «заякориваются» нежелательное состояние и положительное состояние, а затем включаются оба якоря одновременно. В результате смешения «якорей» возникает новое состояние. Сначала «извлекается» позитивное состояние и калибруются его невербальные признаки так, чтобы его можно было быстро и четко отличить. Это состояние «заякоривается» и проверяется с помощью откалиброванных невербальных признаков. Во-вторых, та же самая процедура проделывается с негативным состоянием. В-третьих, терапевт заставляет клиента по очереди пройти через каждое состояние, попеременно используя якоря и повторяя примерно следующее: «Порой вы чувствуете себя так (включается негативный якорь), но в этих ситуациях вам лучше чувствовать себя вот так (включается позитивный якорь)». Это повторяется несколько раз. Как только интенсивность состояний будет на пике, включаются оба якоря одновременно. По невербальным признакам легко судить о смещениях в сознании клиента. Как только они начинают свидетельствовать о спаде, убирается негативный, а затем позитивный якорь.

Для проверки полученных изменений клиента просят подумать о ситуации в ближайшем будущем, в которой могут возникнуть негативные ощущения, и в воображении пройти через эту ситуацию, наблюдая за собственным состоянием.

Одной из самых известных техник НЛП является рефрейминг (от англ. – рамка, остов, скелет) – переформирование. Создателем теории фрейма является американский специалист в области искусственного интеллекта М. Минский.

По его мнению, процессы человеческого мышления базируются на хранящихся в памяти людей многочисленных структурах данных — фреймах, с помощью которых человек осознает зрительные образы (фреймы визуального восприятия), понимает слова (семантические фреймы), рассуждения, действия (фреймы-сценарии) и повествования (фреймы-рассказы). Он связан с таким свойством человеческой природы, как оценивание, т. е. помещение определенного объекта или события в некий контекст (так называемую рамку).

Рефрейминг – это способность человека помещать события в самые различные рамки. Выделяют два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

Рефрейминг контекста лучше всего работает в случае с утверждениями типа: «Я слишком...» или «Я бы хотел прекратить...». Для этого психотерапевт работает с двумя вопросами – «Когда это поведение было бы полезным?» и «При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?». Так, педантичность и пунктуальность могут быть ценными деловыми качествами, но при этом приводить к конфликтам в семейной жизни.

Содержание опыта — это то, на чем клиент сосредоточивает внимание, придавая то значение, которое ему нравится. Рефрейминг содержания применяется к утверждениям типа: «Я начинаю..., когда мне делают...» или: «Если..., то я...». В этом случае терапевт оперирует вопросами: «Что еще может означать такая ситуация?», «Какова позитивная направленность этого поведения?» и «Как еще можно описать это поведение?».

В качестве ярких примеров рефрейминга содержания можно привести политику и рекламу. Так, хорошие экономические показатели могут быть представлены либо как примеры, демонстрирующие тенденцию к спаду экономики, либо как проявление экономического роста.

Каждое объявление – это моментальная рамка для товара (например, вы пользуетесь этим стиральным порошком – значит, вы заботитесь о своей семье, и т. п.). Воснове рефрейминга лежит различие между намерением и поведением, тем, что человек делает, и тем, чего он на самом деле пытается при этом достичь.

Часто то, что делает человек, не дает ему того, чего он хочет. Например, мать может постоянно испытывать беспокойство о своем ребенке, ребенок же смотрит на это как на придирки и обидные выпады. Иногда поведение дает человеку то, чего он хочет, но это не вполне согласуется с другими его «субличностями» («частью личности»).Например, подчиненный может льстить своему начальнику, чтобы получить повышение, а затем ненавидеть себя за это.

Теоретики НЛП исходят из того, что за каждым поведением всегда скрывается позитивное намерение. При этом некоторые типы поведения (например, курение или употребление алкоголя «для расслабления») достигают противоположных результатов. Поэтому в психотерапии важно найти альтернативный, лучший способ удовлетворения намерения.

Процесс шестишагового рефрейминга нацелен на прекращение нежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения.

1. Первый шагопределение поведения или реакции, подлежащих изменению. Эта часть личности обычно проявляется в форме заявлений: «Я хочу сделать..., но что-то меня останавливает» или «Я не хочу этого делать, но, в конце концов, я все-таки это делаю». НЛП-теоретики утверждают, что психотерапевту нет необходимости знать действительное проблемное поведение.

2. Второй шагустановление коммуникации с частью личности, ответственной за данное «проблемное» поведение. Для этого психотерапевт просит клиента обратиться к себе и спросить: «Хочет ли часть личность, ответственная за "проблемное" поведение, общаться со мной?

Сигнал от проблемной части личности первоначально бывает очень слабым и напоминает «но» в предложении «Да, но...». Для проверки терапевт просит клиента попробовать воспроизвести полученный сигнал как можно точнее. Процедура повторяется до тех пор, пока он не получит сигнал, который не сможет произвольно контролировать. Как только сигнал определен, его следует превратить в дихотомический сигнал по принципу «да/нет». Например, клиент может попросить часть личности повысить интенсивность сигнала, если это ответ «да», и ослабить, если это ответ «нет».

3. Третий шаготделение позитивного намерения от поведения.

Клиента просят поблагодарить «проблемную» часть личности за сотрудничество. Затем он должен опять обратиться к себе и спросить: «Хочет ли "проблемная" часть личности дать мне понять, что она пытается сделать?» Если ответ – «да», клиента просят подумать о том, хочет ли он на самом деле иметь часть личности, которая это делает. В случае, если ответ – «нет», работа все равно продолжается, так как, согласно НЛП, как клиенту, так и терапевту нет необходимости знать о намерении. Они могут или попытаться еще раз «договориться» с этой частью личности или просто предположить добрые намерения с ее стороны.

После этого клиент спрашивает у части личности: «Если бы тебе предоставили другие способы, позволяющие осуществить это намерение, по крайней мере, не менее эффективно, чем так, как сейчас, то не хотела бы ты попробовать?» Предполагается, что в этот момент ответ «нет» будет означать, что сигналы борются друг с другом, так как «ни одна разумная часть личности не сможет отказаться от такого предложения».

4. Четвертый шагвыработка «творческой» частью личности новых способов достижения той же самой цели. На этом этапе клиент просит «проблемную» часть личности сообщить свои намерения «творческой» части личности, чтобы она могла найти новые пути осуществления этих же намерений.

Как только клиент ощущает, что процесс совместного выбора запущен, он просит «проблемную» часть личности из всего многообразия выявленных вариантов выбрать лишь те, которые она считает такими же удачными как первоначальное поведение. Каждый раз, когда она будет получать новый выбор, она должна подать сигнал «да». Отбор продолжается до тех пор, пока не будут получены, по крайней мере, три сигнала «да». Это может занять много времени, не следует подгонять клиента или помогать ему в этом.

5. Пятый шагсогласование с «проблемной» частью личности того, согласна ли она воспользоваться новыми выборами взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель (присоединение к будущему).

Если все предыдущие шаги прошли успешно, клиента просят попробовать смоделировать ситуацию применения нового поведения в будущем. Для этого клиент вновь обращается к «проблемной» части личности и спрашивает ее, согласна ли она использовать новые варианты поведения вместо старых на небольшой испытательный срок? В случае ответа «нет» НЛП-терапевты говорят о необходимости заверить «проблемную» часть личности в том, что она в любой момент сможет вернуться к старому стилю поведения. Если вновь следует ответ «нет», терапевту и клиенту приходится рефреймировать возражающую часть личности, заново проходя с ней через все шесть шагов рефрейминга.

6. Шестой шагэкологическая проверка. На последнем шаге необходимо убедиться в том, что внутри клиента не существует других частей личности, которые могли бы возражать против полученных выборов. Для этого нужно спросить: «Есть ли такие части личности, которые возражают против какого-либо из новых вариантов поведения?» Если появляется какой-либо сигнал, терапевт просит усилить его, чтобы убедиться в том, что какая-то часть личности действительно возражает.

При наличии возражения со стороны других частей личности, заинтересованных в старом поведении, существует две терапевтические тактики. Первая заключается в возвращении к третьему шагу рефрейминга и рефреймированию возражающих частей личности. Вторая – в том, чтобы попросить «творческую» часть личности, «проконсультировавшись» с возражающими частями, выработать дополнительный набор новых вариантов.

Еще одними техниками работы с частями личности являются «взмах» и «взрыв». Эти техники применяются в психотерапии для избавления от вредных привычек, навязчивых состояний, девиантного поведения и т. д. В основе этих методик лежит врожденное стремление человека двигатьсяот «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию».

Первым этапом техники «взмаха» является определение проблемы и той пусковой картинки (звука, ощущения), которая предшествует нежелательному поведению или симптому. При этом терапевт строит свою работу по ее выявлению так, чтобы клиент был диссоциирован от нее. Затем создается вторая картинка – образ желательного состояния, в котором клиент как бы избавился от проблемы.

«Взмах» состоит в том, что сначала клиента просят представить первую «пусковую» картину как большую и яркую, а в нижний правый угол поместить пока еще маленькую и тусклую вторую картинку. Затем требуется максимально быстро заменить большую картинку маленькой, сделав последнюю большой, яркой и контрастной. Делается непродолжительная пауза, а затем «внутренний экран» очищается и картинки «взмахиваются» снова (повторять не менее 5 раз).

При использовании техники «взрыва» клиента просят подумать о проблеме, связанной с навязчивыми мыслями или действиями. Так определяется, какие именно субмодальности формируют навязчивое состояние и какие – нейтральное отношение. В завершение производится «взрыв» доминирующей субмодальности, формирующей навязчивость. Это либо одноразовое мощное усиление доминирующей субмодальности до такой степени, что кинестетическая реакция превышает верхний порог и «лопается» вместе с навязчивостью, либо метод «храпуна», заключающийся в быстром и многократном повторении усиления-ослабления доминирующей субмодальности. Повторения идут последовательно и быстро, пока что-то не «лопается».

Данная психотерапия может существовать на различных уровнях. Один из них – когда личность является активным участником психотерапевтической работы, выступая при этом как активный субъект самоизменения.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Буль П.И. Основы психотерапии. – СПб., 2004.

2. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – М.. 1999.

3. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. – М., 2007.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – 2005.

5. Ахмедов Т. И., Жидко М. Е.Психотерапия в особых состояниях сознания: История, теория, практика. – Харьков; М., 2000.

6. Ялом И.Теория и практика групповой психотерапии. – СПб., 2000.

7. Бьюдженталь Дж.Искусство психотерапевта. – СПб., 2001.

Дополнительная литература

8. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

9. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1994.

10. Браун Дж., Педдер Дж. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. – М., 1998.

11. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением – М.,1989.

12. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.,1982.

13. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. – Новочеркасск, 1994.

14. Групповая психотерапия. Под ред. проф. Карвасарского, проф. С. Ледера. – М.: Медицина, 1990.

15. Каптен Ю.Л. Основы медитации. – СПб, 1991.

16. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М., 1993.

17. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.

18. Куттер П.Элементы групповой терапии: Введение в психоаналитическую практику. – СПб., 1998.

19. Лапланш Ж., Понталис Ж.- Б. Словарь по психоанализу. – М.,1996.

20. Лейтс Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. – М., 1994.

21. Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1974.

22. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – Л., 1986.

23. Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела (биоэнергетика). / Пер.В.П. Смолова, И.В. Смолова СПб., 2000.

24. Нараенхо К. Гештальттерапия. – Воронеж, 1995.

25. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. – М.,1962.

26. Пезешкиан Н. Основы позитивной психотерапии. – Архангельск, 1993.

27. Перзл Ф. Гештальтподход и Свидетель терапии. – М., 1996.

28. Психодрама: Вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса, М. Карп. – М., 1997.

29. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред.Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1998.

30. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. – М., 1997.

31. Руководство по психотерапии. Под ред. проф. Рожнова. – Ташкент, 1985.

32. Рутан Дж.Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. – СПб., 2002.

33. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. – СПб. 2000.

34. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. – Киев, 1982.

35. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. – Одесса, 1927.

36. Фрейд З. Толкование сновидений. – Киев, 1991.

37. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

38. Шерток Л. Гипноз. – М., 1992.

39. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. – М., 1988.

40. Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М., 2001.

41. Юнг К. Аналитическая психология. – СПб, 1994.

42. Ялом И.Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т. С. Драбкиной. – М., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: