Психические явления.
(Различаются по скорости возникновения, длительности и степени устойчивости.)
1. Психические процессы. Чётко определены во времени, осознаваемы и управляемы (самим человеком или же психологом).
Психические процессы:
1.Познавательные процессы. (Ощущение восприятие, память, мышление, воображение)
Восприятие – отражение предмета в целом.
Память- запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Отражение прошлого опыта.
Мышление – высший психический процесс, как и воображение,суть которого в создании нового на основе прошлого опыта.
Любой познавательный процесс имеет начало и конец.
2.Эмоциональные процессы. Развёрнуты во времени, не всегда можно дать отчёт о начале и конце.
3.Волевые процессы. Позволяют управлять деятельностью. Имеют начало, а конец размыт. Осознаваемы и управляемы.
Психические состояния:
(нет чётких границ во времени, степень осознанности снижена, регуляция средняя) это могут быть тревога, утомление,стресс.
Психические свойства личности:
(формируются в течении всей жизни, осознаваемы)
Агрессия бывает 3х уровней, средний – хорошо.
Структура личности:
Темперамент (быстро/медленно)
Направленность(мотивация)
Характер (отношение к другим)
Способности (задатки)
Все психические явления взаимосвязаны и переходят друг в друга.
Природа психических явлений всегда была проблемным вопросом, в том числе в истории философии. В философии борются Материализм и идеализм.
Вопрос о природе психических явлений был рассмотрен био. науками. Впервые этим вопросом задался И.М.Сеченов. В 1863г. Вышла книга «рефлексы головного мозга» в ней Сеченов говорит о том, что все психические явления являются нервными и рефлекторными, т.е. любое психическое явление имеет начало и конец. Любое психическое явление возникает в ответ на воздействие из внешней среды.
Рассматривая рефлекторную природу псих. физиологии Павлов, Анохин, Бернштейн, Луриа и т.д. утверждают, что в основе любой псих. деятельности лежит сложный кольцевой рефлекторный механизм из 3х частей: производящей, центральной и отводящей.
На связь психики с мозгом есть доказательства из биологических наук, а так же из детской и космической психологии.
1.Эволюционное: чем сложнее поведение и психика животного, тем сложнее мозг.
2.Патология: нарушения деятельности мозга приводят к нарушению психики.
(кровоизлияние в мозг=потеря памяти)
3.Нейрофизиология (раздражение определённых областей мозга во время операции)
Из детской психологии: нормальную деятельность мозга обеспечивает достаточный приток информации.(стимуляция клеток мозга)
На громкую музыку клетки коры головного мозга реагируют торможением.
(опыт с электрическим стулом и фобией)
Таким образом, все психические явления возникают в процессе деятельности головного мозга и выступают как регулятор поведения и деятельности. Они проявляются в реакциях человека на те воздействия, которые попадают на него.
Психические явления одновременно нервные и рефлекторные. Но не все нервные явления психические (дёргающееся веко)
Связь с философией.
Философия – методологическая основа психологии.
Материализм | Дуализм | Идеализм |
Первичность материи и вторичность психики. Психика – продукт материи, не существует вне материи. | Дуалищм как промежуточноенаправление утвержлает, что материя и психикасуществуют независимо друго от друго Отечесивенная психология стоит на позиции диаликтического материализма. | Психика – продукт нематериальной, бесплотной души. Признание первичности сознания, существование особого духовного начала, независящего от материи. |
Влияние психологии на физиологическую деятельность человека:
Нарушение психической деятельности ведет кнарушениювнутренних органов и ведет кфизиологическим нарушениям (психосоматика)
Челвек заболечает не случайно! Почти все болезни имеют псих.природу.
Суть диаликтического материализма:
1. Материя существует вечно, находится в постоянном двидениии изменении и развивается по своим законам
2. Психика - свойство материи(мозга), которая возникла на определённом этапе развития материи,то есть невсяматерия обладает психическим свойством. Психика- продукты развития органической материи. Психикой обладают те живые организмы,у которых есть нервная система и органы чувств. Психика возникла в процессе развития жизни,как средство приспособления живых организмов к окружающей среде.
Философия является основой психологии
3. Психика- свойство высокоорганизованной материи(мозга). Психика даёт возможность отражать внешний мир и соответственно управлять своим поведением. Свотйством отражения обладает любая материя.
Виды отражения:
1. Физическое отражение. подчиняется законам физики. Самая элементарная форма отражения, характерна для неживой природы(зеркало)
2. Биологическое отражение появляется в живой природе и характеризуется реакцией на биологически значимые раздражители. (Удовлетворение потребностей живого организма).
3, психическое отражение, суть которого в том, что живой организм реагирует на абиоттический(не удвл.потребность,но сигнализирует о возможностях), сигнальный раздражитель
В качестве сигнала выступают свойства предмета, удовлетворяющего потребность.
Психическое отражение продуцирует образ предмета (психический образ).
Свойства психического отражения:
1.псих образ идеален(нематериален). Идеальный образ субъективен.
критерием истинности отражения мира явл практика.
Связь с педагогикой:
Психология - теоритирческая основа педагогики,
" чтобы воспитывать/ формировать человека во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях".@ Ушинский.
Основные этапы развития психологии. Развитие психологии внутри философии и естествознания. Развитие психологии как самостоятельной науки.
Как область челрвеческого знания,психология существует более двух тысяч лет, как самостоятельнеавя наука - с конца 19 в. С тех пор как появился человек,он пытался понять мир и себя.
В первобытном обществе у людей возникали верования и метофизическмие представления о мире и себе. Одушивляли всё существующее(анимизм). В рабовладельческим обществе появляется философия, которая включала в себя знания обо всём. Внутри философии развивалась психология. Философский период в развитии психологии таким образом включает в себя философское и естественно научное понимание индивидуальных особенностей людей.
В философском периоде три вехи:
1.античность, зараждаютя торитические представления о душе, возникла борьба между философскими направлениями. В древней Греции сталиисоздавать учения о душе. Основателем материалистического учения был Демакрид, который утверждал, что душа спвтериальна и состоит из атомов, живёт вместе стеклом развивается и умираетс ним анеш мир познает через органы чувств.
Основателем идеализма был Платон, утверждал противоположность души и тела душа идеальна и бессмертна, процесс познания мира - воспоминание души о жизни в идеальном мире. Истинный мир-мир идеальный. Итоги представления о душе Аристотель сконцентрировал в первой книге по психологии "о душе". Аристотель был дуалист, но считал что душа и телотособо не влияют друг на друга, считает что душа может быть разной(растительной,животной,разумной), он отмечает что мир познается душей через органы чувсвитв путём простых ассоциаций (смежность, сходство,контраст)
2 этап. Философия 17-18го веков. Период бурного развития естествознания и психологич знпния.
1. Декард. Был дуалистом и оказал влияние на развитие идеолист. И материал псих. Материалистическое и психическое сущ независимо друг от друга. Ввёл понятие рефлекса. Идею рефлекса распространил только на животных. Считал, что животные - машины. На людей распространил Сеченов.Считал, что сознание может быть Познани только с помощью интроспекции(субъективный метод познания психоки, всматривание в глубь себя). Познать психику можно только объективным путем!
2. Локк Джон. 18в. Интенсивное развитие естествознания. До этого изучали душу. По его мнению Предметом психологии должно стать сознание и высшие психические функции. Сознание возникает как высшая псих функция возникает на основе элементарных псих функции, ощущений. В основе сознания лежат простые ассоциации.
Виды ассоциаций:
1.По смежности (рядом находятся)
2.Сходству(два явления похожи /контраст)
3.Контрасту.
Считает, что сознание может быть исследовано только интроспекцией.
3. Легвниц Вергель. Ввёл в науку понятие бессознательного. 18в. Продолжил развивать идею предыдущих. Изучают уже сознание.
3 этап философии. Начало 19 в. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку:
1. Накоплен определённый фактический материал.
2. Основные психологические понятия появились и устоялись.
3. Развитие естествознание. (усовершенствовали со знания о строении нервной системы, что давало возможность понять рефлекс и его структуру; физиологи стали применять экспериментальный метод к изучению психофизиологических явлений(физиологи: Вебер(исследовал пороги ощущений), Фехнер, Гельмгольц, Сеченов И.М.))) Появилось эволюционное учение Дарвина, которое показало, что психика возникла в процессе эволюции путём усложнения материи.
Бурное развитие капитализма(машинное проозиводство и т.д.),появился запрос на психологическое знание.