Целевые образовательные стандарты
1. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению.
2. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ü развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
ü развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ü развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
ü развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
ü развитие умения объяснять и обосновывать с точки зрения православной культуры, какие поступки считаются хорошими и плохими;
ü развитие умения определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
ü совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
ü работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
ü в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
ü самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;
ü отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
ü перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
ü перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
ü доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
ü слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
ü договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ü расширение представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла;
ü определять и объяснять своё отношение к понятиям «добро» и «зло»;
ü делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Продукты проектной деятельности учащихся:
Учащиеся поделились на группы в зависимости от интересующего их проблемного вопроса.
1 группа
Проблемные вопросы" "Что такое добро? Что такое зло?"
Презентация "Добро и зло в нашей жизни?"
Видеоролик "Зачем творить добро?"
Плэйкаст «Если добрый ты...»
Слайд-шоу "Добрые литературные герои"
2 группа
Проблемный вопрос: "Как появилось добро и зло на Земле с православной точки зрения и как они проявляются в человеке?"
Стенгазета "Совесть и раскаяние"
Презентация "Откуда появилось зло?"
Блог "Милосердие и сострадание"
3 группа
Проблемный вопрос: "Как христиане должны относиться к людям?"
Флайер "Золотое правило этики"
Электронная книга "Правила доброты"
Блог "Копилка добрых дел"
Результат проекта (продукт): разработка сценария защиты проекта, электронная книга «Жизнь дана на добрые дела».
Средства обучения, используемые при защите проекта:
1. Цветок из бумаги для каждого ученика.
2. Презентация для электронной доски.
3. ПК.
4. Проектор
5. Интернет
6. Лист ватмана.
7. Таблички с надписями для оформления доски.
8. Оформленные стенды: «Жизнь дана на добрые дела» (выставка рисунков учащихся), «Пословицы о добре и зле»
ХОД ЗАЩИТЫПРОЕКТА:
Сценка.
( Слайд 1, музыкальный фон «Время, вперед!»)
Дети выходят с разных сторон с газетами
- Вы послушайте, что пишут
- Словно мир сошел с ума
- Там – малолетние бандиты
- Тут – наркомания – чума
- Сверстники и пьют, и курят,
- Ой, ребята, жутко, страшно!
- Столько зла творится в мире! Как же его победить? И эту проблему нужно решать сейчас, потому что завтра будет поздно.
- Где найти ответ на этот вопрос?
- А я, кажется, знаю! На уроках «Основы православной культуры» нам учительница рассказывала, что есть книга, в которой можно найти ответы на все вопросы. Это – Библия! (Слайд 2)
(Слайд 2 Видеоклип «Добрым быть совсем не просто» )
(Слайд 3) Ребята хором читают слова на слайде:
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром » (Рим.12:21)
(Слайд 4 Видеоклип «Твори добро» )
Ведущий.
- «Твори добро … не за красивое спасибо»? А зачем творить добро?
Зачем творить добро, если никто не видит,
Себя всё время подставлять, никто и не заметит?
- (Слайд 4) Мы задумались над этим вопросом и решили найти на него ответ. В течение всего учебного года мы работали над проектом «Православие о добре и зле» или «Жизнь дана на добрые дела».
- Давайте посмотрим, как это происходило.
Показ слайд – шоу «Групповая работа»
Стенгазета «Мы работаем над проектом»
- (Слайд 5) Мы совершили три экспедиции. Первая экспедиция искала ответ на вопросы «Что такое добро? Что такое зло?» Вторая экспедиция на вопрос «Как появились добро и зло на Земле с православной точки зрения и как они проявляются в человеке?» Третья экспедиция узнавала о том «Как христиане должны относиться к людям?»
Защита 1 группы.
1) – (Слайд 6) Сначала мы выяснили, что такое добро и что такое зло, и какое место они занимают в нашей жизни. Для этого мы провели опрос наших сверстников. Сначала мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро. Вот некоторые их работы. (Показ работ на стенде)
- Затем мы решили выяснить мнение детей о добре, для этого мы составили анкеты и провели опрос.
(Слайд 7) Самое большое на свете добро:
(Чтение результатов)
(Слайд 8) Затем мы задали вопрос: «Что такое зло?» Ответы получились следующими:
(Чтение результатов)
- (Слайд 9) Проведя тест «У добра пределов нет», мы выяснили, что большинство людей помнят добро и уверены, что добро победит зло. Однако не все готовы ответить добром на зло.
2) Плейкаст «Если добрый ты…»
3) (Слайд 10) Примеры добра мы нашли в книгах и мультфильмах. По полученным материалам мы создали слайд-шоу «Добрые литературные герои»
4) Выводы.(Слайд 11)
- В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло». Проведя мониторинг, узнали мнение сверстников о добре и зле. Убедились, что люди хотят иметь рядом добрых людей. Мы внимательнее посмотрели на окружающий мир, стали стремиться и сами стать добрее.
4. Защита 2 группы.
1) – (Слайд 12) Нам стало интересно узнать, Кто является источником добра, как появилось зло на Земле, как добро и зло проявляются в людях.
Стенгазета «Совесть и раскаяние»
- Сначала мы выяснили, Кто является источником добра и как добро проявляется в людях. Мы выяснили, что источником добра является Бог, так как Бог - есть любовь, а в душе человека есть голос Божий - совесть.
(Слайд 13) Звучит отрывок из песни «Голубой вагон»
А можно ли не придавать значения чужим слезам? Забывается ли все само собой с наступлением нового дня? Что является лекарством, если совесть стала досаждать? Мы задумались и над этим вопросами. Оказывается, вложив совесть в человека, Творец поручил ей два важнейших дела: перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек, а после ошибки совесть срабатывает как тревога: "Так нельзя! Исправься!" А если совесть стала досаждать, то нужно раскаяться. Результатом этой работы и стала стенгазету «Совесть и раскаяние».
2) – (Слайд 14) Мы предположили также, что источником милосердия и сострадания, как и всего доброго и хорошего, является Бог. Чтобы проверить свою догадку, мы собрали и изучили пословицы и афоризмы о милосердии, изучили жития святых, выяснили, как можно научиться милосердию, а также изучили притчу о добром самарянине и выяснили, какова главная заповедь, которую дал Господь. В результате исследования мы выяснили, что Иисус Христос в своей притче о добром самарянине сказал, что важнее всего любовь к Богу и человеку. Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Самый высокий из призывов Иисуса Христа: "А я говорю вам: любите врагов ваших".
Человек может научиться милосердию, примером тому служит святая Ульяна (Иулиания). Наша гипотеза подтвердилась.
3) – (Слайд 15) Некоторые считают, что зло было в мире всегда. А значит, будет всегда. В Библии излагается иной взгляд на возникновение зла. Во-первых, Библия утверждает, что зло не всегда было в человеческом мире и мире природы. Во-вторых, Библия указывает на причину возникновения зла в мире. Эта причина грех. В-третьих, в Библии говорится, что от зла можно спастись. В-четвертых, указывается путь спасения. Обо всем этом мы подробно рассказали в презентации «Откуда появилось зло?»
Защита третьей группы.
- (Слайд 16) Какими правилами должны руководствоваться христиане при общении с людьми, кому они должны подражать? Об этом мы сейчас и расскажем.
1) (Слайд 17) Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Эти правила представлены в электронной 3D-книге.
2) (Слайд 18) Видеоролик «Спешите делать добро»
3) (Слайд 19) Представление блога «Копилка добрых дел»
- В нашу "Копилку добрых дел" мы "помещали" любое доброе дело, а точнее, рассказ о нем или фотографию. Мы предположили, что творя добро, человек испытывает духовную радость.
Помощник (Александров Саша)
Голубь спасен (Федорова Ульяна, Филатова Снежана)
Я шла домой и увидела маленького голубя. Он не мог летать, потому что у него было сломано крыло. Я взяла его домой. Мы с мамой посадили голубя в коробку. Я украсила ее. Вскоре голубь выздоровел, и мы его выпустили!
Это было давно. Тогда я еще не ходила в школу. Ранним утром во дворе я с моей тетей увидели голубя. Он не мог летать, потому что у него было ранено крыло.
Мы принесли его домой, обогрели, накормили. Так голубь стал любимцем нашей семьи.
А самой интересное, что голубь подружился с нашим котом Крузей. А дело было так. Кот осторожно подкрался к голубю. Голубь не растерялся и клюнул его. С этого момента наши питомцы жили дружно и даже пили воду из одной посуды.
Прожил голубь у нас целую зиму. Мы его подлечили, он поправился. А когда наступила весна, голубя выпустили на улицу. Он полетел на сарай, а с сарая на чердак соседнего дома.
Помощь бабушке (Турбоевская Вероника)
Как-то раз я пошла гулять и увидела старушку, которая несла тяжелые сумки. Я спросила: "Вам помочь?". Она сказала, что будет очень благодарна за помощь. Я взяла ее сумки и донесла до дома. За это бабушка дала мне сладкую булочку, сказала: "Бог с тобой!" и перекрестила. Утром я стала лучше, стала добрей. Когда я пошла в церковь, то батюшка сказал, что эта бабушка видела ангелов и одного дала мне.
- Мы проанализировали совершенные нами добрые дела и выяснили, что, совершая добро для других, видя их радость, мы радуемся сами.
Ведущий.
- (Слайд 20) Проведя большую работу, мы все-таки смогли найти ответ на вопрос: "Зачем творить добро, если никто не видит?"
Все мы согласны с золотым правилом этики: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". И если мы хотим, чтобы люди делали нам добро, то и сами должны совершать добрые поступки.
Иисус Христос пришел в мир для того, "чтобы послужить", и если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть сам будет добр к людям.
Совершая добрые поступки, творя добро для других, даже если в это время нас никто не видел, мы чувствовали радость в своем сердце.
Представление книги «Жизнь дана на добрые дела»
- Итогом нашей работы стала книга «Жизнь дана на добрые дела», в которой мы попытались ответить на вопрос «Зачем творить добро, если никто не видит?»
(Слайд 21) Поляна добрых дел.
- В течение года мы работали над проектом о добре и зле. Это очень долго, но я считаю, что эта работа еще не закончена. Она должна продолжаться всю жизнь. Поэтому давайте спланируем вашу дальнейшую работу и сделаете вы это сами.
- На столах у вас лежат бумажные цветочки. Напишите в серединке цветка, какое доброе дело вы собираетесь совершить в ближайшее время.
Дети выполняют работу.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети по желанию зачитывают свою работу.
- Каждый совершит по одному доброму делу, а вместе у нас получится поляна добрых дел.
(Наклеиваем цветы на поляну – лист ватмана)
- Посмотрите, какая чудесная поляна у нас получилась!
- От добрых дел у людей всегда становится тепло на душе и хочется петь.
(Слайд 21) Исполнение песни «Дорогою добра»
- Добрые слова, дела – это цветы человеческой души. Дарите эти прекрасные цветы окружающим. Давайте хором прочитаем наш девиз: “Жизнь дана на добрые дела”.
Чтение стихотворения.
Твори добро — пусть не поймут…
Дари добро — пусть не вернётся!!!
Посей добро и там, и тут…
Пусть каждого оно коснётся!!!
Твори добро не для чего-то…
А от сердечной чистоты!!!
И если злом отплатит кто-то…
Пред БОГОМ чист не ОН - а ТЫ…
Используемые ЭОР:
№ п/п | Название ЭОР | Программное обеспечение или веб-сервис, которые используются для создания ЭОР | Как повышается эффективность образовательного процесса от использования ЭОР |
Презентация для электронной доски Elite Panaboard UB-T880 «Православие о добре и зле» | Elite Panaboard Book | Наглядность представляемого материала, удобство навигации по материалам проекта | |
Презентация "Добро и зло в нашей жизни?" | PowerPoint 2003 | Наглядное представление материала, получение навыков самопрезентации | |
Плэйкаст «Если добрый ты...» | https://www.playcast.ru/ | Наглядное представление материала, освоение учащимися нового веб-сервиса | |
Слайд-шоу "Добрые литературные герои" | https://photopeach.com/home | Наглядное представление материала, освоение учащимися нового веб-сервиса, развитие внутренней мотивации ребенка | |
Стенгазета "Совесть и раскаяние" | https://wikiwall.ru/ | Наглядное представление материала, освоение учащимися нового веб-сервиса, формирование навыков исследовательской деятельности | |
Презентация "Откуда появилось зло?" | https://prezi.com/ | Наглядное представление материала, освоение учащимися нового веб-сервиса, формирование навыков исследовательской деятельности | |
Блог "Милосердие и сострадание" | https://www.blogger.com/ | Освоение учащимися нового веб-сервиса, формирование навыков исследовательской деятельности | |
Электронная книга "Правила доброты" | https://www.zooburst.com/ | Освоение учащимися нового веб-сервиса, формирование навыков исследовательской деятельности | |
Блог "Копилка добрых дел" | https://www.blogger.com/ | Освоение учащимися нового веб-сервиса, развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |
Электронная книга «Жизнь дана на добрые дела». | https://www.calameo.com/ | Освоение учащимися нового веб-сервиса, доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |
Видеоролик «Добрым быть совсем не просто» | Windows Movie Maker | Освоение учащимися нового программного обеспечения, развитие творческих способностей учащихся | |
12. | Видеоролик «Дорогою добра» | Windows Movie Maker | Освоение учащимися нового программного обеспечения, развитие творческих способностей учащихся |
Видеоролик «Спешите делать добрые дела» | Windows Movie Maker | Освоение учащимися нового программного обеспечения, развитие творческих способностей учащихся | |
Видеоролик «Твори добро» | Windows Movie Maker | Освоение учащимися нового программного обеспечения, развитие творческих способностей учащихся | |
Обсуждение темы «Правила доброты» | https://www.stixy.com/ | Освоение учащимися нового веб-сервиса, слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
Обсуждение темы «Добрые литературные герои» | https://www.stixy.com/ | Освоение учащимися нового веб-сервиса, слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Использованные ресурсы:
1. https://img-fotki.yandex.ru/get/5906/81454286.1fe/0_7853c_678778ab_XL.jpg
2. https://fksu.ru/public/uploads/2012-9/eb2a831fb166652e60a66d488c732e74eebad8ec.jpg
3. https://img140.imageshack.us/img140/640/skyzheartz148yc9.jpg
4. https://y.delfi.ua/norm/7696/586876_ntnUbb.jpeg
5. https://independent-news.ru/wp-content/uploads/2011/10/dobro.jpg
6. https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/729/75729267_x_a3ebb77b.jpg
7. https://www.myjulia.ru/data/cache/2011/01/19/640854_9239-800x600.jpg
8. https://img01.chitalnya.ru/upload2/675/857774113770574336.jpg
9. https://s019.radikal.ru/i617/1205/24/9e140d10645a.jpg
10. https://www.maslyanino1.ru/images/stories/original.jpg
11. https://www.hr-portal.ru/files/styles/large/public/mini/dobrota.gif
12. https://hiblogger.net/img/userfiles/2008/06/02/38019/qm73u51700189.jpg
13. https://www.miloserdie.ru/pic/6_1237288851.JPG
14. https://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=246830181-57-72&n=21
15. https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=24524531-32-72&n=21
16. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=95175993-54-72&n=21
17. https://s019.radikal.ru/i637/1204/9b/f661aa22ae9c.jpg
18. https://school.xvatit.com/images/2/2f/Dzz1.JPEG
19. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=454353056-08-72&n=21
20. https://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=714720418-34-72&n=21
21. https://school.xvatit.com/images/b/b1/T9a.jpeg
22. https://www.audiopoisk.com/files/avtograf/vrema-vpered-286211.mp3
23. https://www.audiopoisk.com/files/6ura--shura/tvori-dobro-65207.mp3
24. https://sizanowa.ucoz.ru/load/0-0-0-13-20
25. https://download.vmusice.net/audio/145739480/29006245/Dobrim_bit'_sovsem,_sovsem_ne_prosto.__Ne_zavisit_dobrota_ot_rosta,-dobrota
26. https://www.audiopoisk.com/files/vladimir-migula/spe6ite-delat-dobrie-dela-713772.mp3
27. https://www.proshkolu.ru/org/136-077/blog/371815/
28. https://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-%E2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/