Дополнительного образования
«Междуреченский центр дополнительного образования.
Центр детского творчества. Детско-юношеская спортивная школа»
Учредитель: Отдел образования Междуреченского муниципального района | Утверждена: методическим советом протокол №6 от 25.05.2020г. педагогическим советом протокол от 25.05.2020 г. Директор МБОУ ДО «Междуреченский ЦДО» О.В. Губанина |
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Увлекательное путешествие в мир знаний»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Разработана
Загоскиной Н.А.,
педагогом д.о
высшей категории
2020 г
Программа адаптирована на основе рабочей программы:
подготовка к школьному обучению «АБВГДЕЙКА» для детей 5-7 лет. Автор: Педагог-психолог А.А. Куратова г. Новый Уренгой 2016г.
Нормативные документы:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
• СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Методические рекомендации «По реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020.
• Устав Учреждения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление: познавательное развитие
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 недели.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка старшего дошкольного возраста, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
· Формирование учебной мотивации;
· Развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
· Развитие мелкой моторики;
· Развитие творчески активной личности;
· Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучение навыкам овладения собственным эмоциональным состоянием;
· Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим
направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по
математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Актуальность: Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке- через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребёнка в принятии статуса ученика, его активность в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе подготовки к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности. Поэтому важно объяснить ребёнку на доступном языке (через систему игровой и экспериментальной деятельности) способы приобретения знаний и умений, и их смысл.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок
должен уметь:
- Отчётливо и ясно произносить слова:
- составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- писать основные элементы букв;
- рисовать узоры и различные элементы.
2.
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
- соотносить цифру с числом предметов;
- знать названия фигур.
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
3.
- Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времён года;
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета;
- положительное отношение к обучению в школе как к необходимому и важному делу.
Содержание программы
Программа рассчитана на 29 часов. Занятия проходят пять дней в неделю, по 2 занятия в день, по 25-35 мин. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной.
Учебный план
Раздел/ всего часов 29 | тема | Теория 12 ч | Практика 17 ч |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. 5 часов | 1.1 Пересказ текста https://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/masha-i-medved/ | 0.5 | 0.5 | |
1.2 Речевое упражнение: «Назови одним словом»; Карточка –задание | ||||
1.3 Речевое упражнение: «Рисуем картину словами»; Карточка –задание | ||||
1.4 Речевое упражнение: «скороговорки». Карточка –задание | ||||
1.5 Сказки с договариванием. Расширяем словарный запас. Карточка –задание | ||||
Введение в математику. 8 часов | Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов до 10 прямой и обратный. 2.1 От 1-5 https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4025062456247761839&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2Fvrx2s3QT7r9I&text=%D0%A3%D1%87%D0%B8%D0%BC%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B%20%D0%B8%20%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D1%82%201%20%D0%B4%D0%BE%205.%20%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=sharelink 2.2 от 6-10 https://yandex.ru/video/preview?filmId=3394752683832129014&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DPiIkiVJ960c&text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC.%20%20%D0%A3%D1%87%D0%B8%D0%BC%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B%20%D0%BE%D1%82%206%20%D0%B4%D0%BE%2010&path=sharelink 2.3 обратный счет https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17493437844483232728&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DR6Ag_AqVd0o&text=%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D1%82%2010.%20%20%D0%A1%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%9A%D0%BE%D1%82%D1%8F%D1%82.&path=sharelink | |||
2.4 Игра кто большой кто маленький-понятие величина https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15797896273212045898&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DE6XRDK3LQ08&text=%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.%20%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%207.%20%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2C%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9.%20%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F...&path=sharelink | ||||
2.5 Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх»,«вниз», https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16085446751587622553&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F2039743925&text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%22%D0%92%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D0%92%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%20%D0%92%D0%BD%D0%B8%D0%B7%20%D0%92%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%22&path=sharelink | ||||
2.6 Математические раскраски Карточка –задание | ||||
2.7 Скопируй рисунок по клеточкам. Карточка –задание | ||||
2.8 Графический диктант. Карточка –задание | ||||
Развитие моторики и творческих способностей. Подготовка руки к письму 4 часа | 3.1 Учимся правильно держать ручку и тетрадь, посадка при письме. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15029909186373862196&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DcZoUBAnwOQ0&text=%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%B7%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D1%83%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5&path=sharelink | |||
3.2 Прописывание узоров/картинки по клеточкам Карточка –задание | ||||
3.3 Прописывание элементов букв. Карточка –задание | ||||
3.4 Прописи для будущих первоклашек- цифры Карточка –задание | ||||
Ознакомление с окружающим миром. 9 часов | 4.1 «Это Я». Карточка –задание | |||
4.2 «Моя семья». Карточка –задание | ||||
4.3 «Дни недели». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9989835816917140934&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Df3A7MZtEKhA&text=%D0%94%D0%BD%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8.%20%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.%20%20%D0%A3%D1%87%D0%B8%D0%BC%20%D0%B4%D0%BD%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BC.&path=sharelink | ||||
4.4 «Лесные жители и их семьи».Загадки о животных. Карточка –задание https://yandex.ru/video/preview/?filmId=493114908568661918&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D2sBthGMppUA&text=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9C%20%D0%9D&path=sharelink | 0.5 | 0.5 | ||
4.5 «Животные жарких стран». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17612289400733601134&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DdaqWAOUKKXA&text=%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD&path=sharelink карточка-задание | ||||
4.6 «Насекомые». загадки о насекомых https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8802473309292262843&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F3829851109116376506&text=%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.%20%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8%20%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA&path=sharelink | ||||
4.7 «Водные пространства и их обитатели». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=656286071531500740&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DvyKmNxE1to4&text=%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&path=sharelink | ||||
4.8 Как живут растения https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5078693619064414462&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F2627854078438&text=%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B.%20%20%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%3F&path=sharelink | ||||
4.9 животные мамы и их детеныши карточки-задания | ||||
Игротека 3 часа | 5.1 Найди отличия Карточки-задания | |||
5.2 Игры лабиринты Карточки-задания | ||||
5.3 Игра четвертый лишний Карточка-задания | ||||
1.1 Теория: прочитать с родителями сказку
Практика: пересказ сказки
1.2 Теория: просмотр задания
Практика: выполнить задание с родителями: назвать группы предметов оним рбщим словом
1.3 Теория: просмотр задания
Практика: выполнить задание с родителями: рассказать что изображено на картинке
1.4 Теория: просмотр задания
Практика: выполнить задание с родителями: выучить скороговорки
1.5 Теория: просмотр задания
Практика: выполнить задание с родителями: рассказать сказку заменяя картинки словами
2.1 Теория: просмотр задания
Практика: выучить цифры от 1 до 5
2.2 Теория: просмотр задания
Практика: выучить цифры от 6 до 10
2.3 Теория: просмотр задания
Практика: выучить обратный счет
2.4 Теория: просмотр задания
Практика: научится сравнивать предметы
2.5 Теория: просмотр задания
Практика: научиться ориентироваться на листе бумаги в клеточку
2.6 Теория: просмотр задания
Практика: с помощью раскрасок запомнить цифры
2.7 Теория: просмотр задания
Практика: научиться копировать образец рисунка на листе бумаги
2.8 Теория: просмотр задания
Практика: закрепление знаний, ориентация на листе бумаги
3.1 Теория: просмотр задания
Практика: практическое применение просмотренного материала
3.2 Теория: просмотр задания
Практика: прорисовать узоры по образцу
3.3 Теория: просмотр задания
Практика: прописать элементы букв по образцу
3.4 Теория: просмотр задания
Практика: прописать цифры по образцу
4.1 Теория: просмотр задания
Практика: рассказать о себе
4.2 Теория: просмотр задания
Практика: рассказать о своей семье по вопросам
4.3 Теория: просмотр задания
Практика: выучить дни недели
4.4 Теория: просмотр задания
Практика: выучить диких животных
4.5 Теория: просмотр задания
Практика: познакомиться с животными Африки, Австралии
4.6 Теория: просмотр задания
Практика: выучить насекомых
4.7 Теория: просмотр задания
Практика: познакомиться обитателями водоемов
4.8 Теория: просмотр задания
Практика: познакомиться с растительным миром
5.1 Теория: просмотр задания
Практика: найти отличия в картинках/задания на внимание/
5.2 Теория: просмотр задания
Практика: задание на внимание- пройти лабиринт
5.3 Теория: просмотр задания
Практика: игры на внимание- найти лишний предмет
Методическое обеспечение
1. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т.В. Ананьева;
2. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
3. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
4. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
5. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
6. «Комплексная программа подготовки детей к школе АБВГДейка» Т.В. Калинина;
7. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
8. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
9. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
10. Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».
11. Интернет-ресурсы.