Монополии в рыночной экономике




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Экономика»

на тему:

«Монополии и их роль в экономике»

 

 

Выполнил: ст. гр. 11ВП1

Патрушев М.А.

 

Проверил: доцент, к.э.н.

Ровенская Т.В.

 

Пенза, 2012

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………. 3

1 Возникновение и сущность монополий…………………………………........ 4

2 Монопольная цена…………………………………………………………....... 8

3 Формы и виды монополий……………………………………………….. 11

Заключение………………………………………………………………….. 17

Список использованных источников………………………………………. 18

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении для российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая бы адекватно соответствовала формирующимся экономическим отношениям.

Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий и их роль в экономике.

 


Монополии в рыночной экономике

конкурентоспособность цена монополия рынок

1. Возникновение и сущность монополий

 

В настоящее время в большинстве демократических стран многие экономические вопросы решаются рынком. Следовательно, экономические системы этих стран называются рыночными. Рыночная экономика – экономика, в которой большинство решений о производстве и потреблении принимаются отдельными личностями и частными компаниями.

Адам Смит первым выяснил, что преимущества рыночного механизма полностью реализуются только в условиях совершенной конкуренции, т.е. в том случае, когда ни одно предприятие и ни один потребитель не имеют достаточной силы, чтобы диктовать цены на рынке. Конкуренция – это соперничество, состязание, возникающее из стремления получить больше прибыли. Фирмы конкурируют за лучшие условия производства, за доступ к ресурсам и рынкам сбыта.

Конкурентность рынка определяется возможностями воздействия отдельных фирм на рынок, т.е. влияния на условия реализации своей продукции, и прежде всего на цены. Чем это влияние меньше, тем более конкурентным считается рынок.

Серьёзное отклонение от модели эффективного рынка может произойти при наличии элементов несовершенной конкуренции. В этих условиях покупатели или продавцы могут оказывать определённое воздействие на цены разнообразных товаров и услуг. В наибольшей степени признаки несовершенной конкуренции проявляются при монополии, когда единственный продавец единолично устанавливает цену на определённый товар или услугу. Таким образом, монополия – самое крайнее проявление несовершенной конкуренции.

Сегодня очень сложно найти монополию в чистом виде. В действительности они существуют лишь при некоторой форме протекционизма со стороны государства. Например, если фармацевтическая компания изобретёт новое чудо-лекарство, она получит патент, который даст ей монопольное право продажи этого препарата в течение нескольких лет. Ещё один яркий пример монополии – местные коммунальные услуги, такие как водо- и энергоснабжение. В подобных ситуациях есть лишь один продавец услуги, для которой не имеется аналогичных товаров-заменителей.

Монополии – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Можно выделить характерные черты чисто монополистического рынка:

1. На рынке существует только один продавец (mono – один, poleo – продавец – греч.).

2. Продукт фирмы уникален, у него не существует близких заменителей. Поэтому у покупателей нет выбора продавца.

3. Продавец контролирует цену, диктует её рынку. Он может сохранить и даже увеличить цену и при падении спроса, уменьшив объём производства.

4. Для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне трудно преодолимые барьеры.

По мнению И.В. Липсица существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

· Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Однако государство рождает монополию и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям. Такие монополии представлены в виде лицензий и патентов на изобретения и научно-технические разработки.

· Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии становится неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие их естественны, т.е. закономерно присущи определённому рынку. Например, монополистом может стать фирма, купившая землю с месторождением полезных ископаемых. Закон защищает права собственника, даже если в итоге он стал монополистом. Также существуют монополии, возникновение которых обусловлено техническими или экономическими причинами. К примеру, технически почти невозможно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа.

· Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране. Почти 90% промышленного потенциала страны сосредоточено на крупнейших предприятиях. Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению новых фирм. Такими причинами могут быть высокие налоги, дорогая цена оборудования и т.д.

Первоначально монополизация охватила промышленное производство, а затем и остальные сферы экономической деятельности. Таким образом, классические капиталистические монополии возникли из среды мелких товаропроизводителей. Само развитие экономики способствовало образованию монопольных структур.

Уровень концентрации производства неизбежно ведёт к монополизации рынков товаров и услуг путём концентрации объёмов продаж сравнительно небольшим количеством товаропроизводителей. Эти хозяйствующие субъекты обладают рыночной и в целом экономической властью. В России, как и в других странах, задолго до Октябрьской революции 1917 г. сформировались крупные монополистические структуры в сфере производства и обращения. Монополизм отечественной экономики и экономики капиталистической, хотя и имеет в принципе одинаковые корни, но и отличается. Если капиталистические монополии возникли "снизу", из среды конкурирующих товаропроизводителей, то социалистические монополии создавались "сверху", государством. Второе отличие состоит в том, что в условиях острой конкуренции монополистом на рынке может стать лишь предприятие с лучшими качественными параметрами производимой продукции, что достигается наличием мощного научно-технического потенциала. В условиях же тотального монополизма производство определённых видов продукции может быть организовано на предприятиях с отсталой технической базой. Для того чтобы получить прибыль монополисту достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Следующая отличительная особенность состоит в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, тогда как рыночная экономика избавлена от подобного явления. Плановое распределение ресурсов и подавляющего вида произведенных продуктов не способствовало удовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицит практически всех товаров как потребительских, так и производственно-технического назначения. К этому следует добавить, что продукция отечественных товаропроизводителей все больше и больше становилась неконкурентоспособной, весьма далекой от аналогов зарубежных фирм. Отличительной чертой выступает реакция экономики, да и государства на возникновение и развитие монополизма. Рыночная экономика фактически отвергла монополию. Опасность монополизации экономики была намечена давно. Но только мировые кризисные потрясения 20 – 30-х гг. нашего столетия показали разрушительные последствия деятельности монополий. Страны рыночной экономики, пережив экономическое и политическое потрясение, используя закономерности развития рынка, государственное регулирование, сумели переломить монополистические тенденции, твердо встали на путь защиты рыночной конкуренции, перешли от монопольных структур в экономике к конкурентным. В отечественной экономике, к сожалению, все шло наоборот. Продолжались усилия по наращиванию концентрации не только производства и потребления, но и распределения и обмена. В конце концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию.

 

2. Монопольная цена

 

Поскольку фирма-монополист – единственный производитель товара, её кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена вниз. Существуют два основных следствия нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение монополистов.

Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. В результате предельный доход становится меньше среднего, поскольку снижение цены относится не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые могли быть реализованы по более высокой цене. Следовательно, последняя проданная единица продукции приносит меньший доход, чем продажа предыдущей единицы. Монополист, не способный установить ценовую дискриминацию своих покупателей и увеличивающий выпуск продукции, должен будет согласиться на более низкую цену не только дополнительных, но и всех проданных единиц. Монополист может добиться дополнительной продажи только путём понижения цены, назначенной за весь объём выпущенной им продукции.

Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объёмами продаж и, наоборот, низкие цены – с большими объёмами производства. В результате монополист поставлен перед выбором между количеством продукции и ценой: он должен продавать по более высокой цене меньшее или по более низкой – большее количество единиц продукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объём производства. Поскольку кривая монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить последние без назначения более низкой цены. Делая этот выбор, монополист максимизирует прибыль на более низком уровне выпуска продукции, чем в условиях конкуренции (когда предельный доход равен предельным издержкам). Таким образом, монополист будет максимизировать прибыль, ограничивая выпуск продукции и устанавливая цены выше предельных издержек. Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает большой прирост валового дохода, чем прирост валовых издержек. Другими словами, фирма будет наращивать производство продукции до такого объёма, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

 

Рисунок 1 – Определение цены и прибыли монополиста

 

На графике (рис.1) видно, что в случае, когда предельный доход равен предельным издержкам, максимизирующий прибыль объём производства составляет . Цена, при которой количество будет продано, определяется соответствующей точкой на кривой рыночного спроса. Найденная цена есть максимизирующая прибыль. Поскольку цена превышает значение средних издержек, то фирма получает совокупную экономическую прибыль, вычисляемую умножением прибыли, приходящейся на единицу продукции, на объём производства, максимизирующего прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника. Чтобы назначить цену выше, чем , монополист должен сдвинуться по кривой спроса. Это означает, что продажи опустятся ниже уровня , максимизирующего прибыль. Если монополист назначит цену меньше, чем , это вызовет рост объёма продаж сверх максимизирующего прибыль уровня. Рассмотрим гипотетическую ситуацию, связанную с монополизацией ранее конкурентного рынка: при этом кривые издержек останутся без изменений (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Определение "чистых потерь" в благосостоянии от монополизации рынка

 

Если состояние отрасли характеризуется конкуренцией, цена остаётся на уровне , а количество произведённой продукции – на уровне . В случае монополизации цена повысится от до , а объём произведённой продукции уменьшится от до . Монополистические решения, касающиеся ценообразования и количества продукции, также вызовут перенос дохода от потребителей к производителям, что при условии неизменного размера издержек приведёт к увеличению чистой прибыли монополиста, как это изображено прямоугольником, заштрихованным по диагонали. Монопольное ценообразование приводит также к "чистым потерям" в благосостоянии (заштрихованный треугольник на рис. 2). Они представляют собой потери в стоимости для потребителей, которые при конкурентных ценах купили бы этот продукт, но при монопольной цене вынуждены приобретать товары-заменители низшего качества. То, что цена монополиста превышает его предельные издержки в данном участке графика, показывает, что стоимость продукта для потребителя, больше не покупающего данный товар, превышает издержки общества при производстве товара. Такие потери для некоторых покупателей не возмещаются монополистом (или кем бы то ни было ещё), потому что он не получает дохода от того количества, которое не произвёл. Общество становится беднее, потому что производственные ресурсы могли бы быть использованы более продуктивно в сокращающей количество продукции отрасли, чем в производящей товар-заменитель более низкого качества (для производства которого данные ресурсы используются на практике). Участок "чистых потерь" в благосостоянии показывает потери благосостояния общества в результате нерационального распределения ресурсов в условиях монополии.

 

3. Формы и виды монополий

 

К нашему времени сложились пять основных форм монополистических объединений. Простейшие формы монополий – картели и синдикаты.

1. Картель – объединение компаний (предприятий) одной отрасли, участники которых сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность (собственность на средства производства и произведенный продукт). Они договариваются о разделе рынков сбыта, условиях продажи, ценах, устанавливают квоты, т.е. долю каждого участника в общем объёме производства, иногда делят прибыль. Картельное соглашение может охватывать как любой из этих пунктов в отдельности, так и несколько из них. В прошлом картели были широко распространены в Германии. В США картельные соглашения в последней трети XIX века настолько открыто и нагло использовались для вздутия цен и грабежа потребителей, что правительство было вынуждено принять антитрестовское законодательство, направленное против юридически оформленных картелей. После второй мировой войны некоторые формы картелей были юридически запрещены в ряде стран Европы и в Японии. Помимо зарегистрированных в капиталистическом мире имеется множество негласных картельных соглашений, действующих в обход законодательства. Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем более снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Регулирование такой монополией осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Типичным картелем является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Она устанавливает не только единые цены на нефть, но и распределяет квоты на ее добычу.

2. Синдикаты – объединения предприятий одной отрасли промышленности, участники которых сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. Создаётся контора для сбыта продукции участников, а иногда и для снабжения их сырьём. Распределение заказов, закупка сырья, реализация продукции осуществляются через единую сбытовую организацию. Организационно-правовая форма, в которой действуют синдикаты, многогранна. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество и т.д.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополий как трест.

3. Трест – объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). Тресты объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

В основе производственной деятельности треста лежит комбинирование производства, т.е. объединение разнородных, но связанных друг с другом видов производства. Преимущества комбинированного производства широко реализуются в современной практике. Примером снижения издержек производства путём создания многоотраслевой цепочки является комбинат Г.Форда В Ривер Руж под Детройтом. В нём объединены производство стали и проката, выплавка стекла, выпуск важнейших узлов автомашин и их сборка. Достигнута экономия на транспортных издержках, в административном аппарате, преодолены противоречия между входящими в комбинат цехами и т.д.

4. Многоотраслевой концерн – объединение десятков и даже ста предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. Свыше 90 % наиболее могущественных монополий США существуют в форме многоотраслевых концернов. Только 5 % этих гигантских корпораций выпускают однопрофильную продукцию, в состав подавляющего большинства из них входят предприятия 11 отраслей, а в наиболее могущественных монополиях — предприятия 30-50 отраслей.

В качестве примера возьмём итальянскую корпорацию ФИАТ. В 1983 г. она занимала 39-е место среди промышленных компаний капиталистического мира и 8-е место в отрасли. Корпорация объединяет более 100 компаний. Они сгруппированы в четыре отделения, контролируемые единым холдингом. ФИАТ одна из немногих автомобильных компаний мира, которая не только производит автомашины, но и строит автозаводы.

В 70-80-е гг. тресты постепенно преобразуются в концерны на основе диверсификации производства. Характерный пример – превращение нефтяных трестов в энергетические концерны, преобразование металлургических монополий и др.

5. В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Так, Японская компания "Тойота", кроме выпуска автомобилей, освоила производство ткацких станков, текстиля, стала предоставлять строительные услуги. Создание конгломератов, вызванное желанием присвоить прибыли рентабельных компаний, было обусловлено также стремлением избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов. Кроме того, в случае поглощения новых фирм конгломерат получает соответствующие рынки сбыта, торговую марку и др.

Разница между многоотраслевым концерном и конгломератом с точки зрения самостоятельности принятия важных управленческих решений заключается в том, что в концерне только наиболее крупные предприниматели имеют право на участие в общем финансовом контроле, который осуществляется главной фирмой или банком; в конгломерате право на участие в общем управлении в сравнении с концерном имеет еще более ограниченный круг участников.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени охвата экономики выделяют:

· В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

· В масштабе национального хозяйства - абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

1) Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. Основная причина существования естественной монополии — это экономия от масштаба производства.

2) Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

3) Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли. Для этого предприятие действует исключительно в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением.

Наибольшее распространение получили естественные монополии. В частности, российские естественные монополии по своим характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным, с объективной оценкой последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контроля со стороны государства.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1 Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)// Справочная правовая система "Консультант Плюс"

2 Введение в рыночную экономику/ Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. школа, 2010.

3 Иохин В.Я. Экономическая теория./ В.Я. Иохин – М.: Юристъ, 2011

4 Колесов А.И., Исаенко А.В. Рынок и антимонопольное регулирование/ А.И. Колесов, А.В. Исаенко - Белгород: Изд. белгородского университета потребительской кооперации, 2009.

5 Основы рыночной экономики. Часть I./ В.М. Колтунов – Н. Новгород, Изд. Волго-Вятской академии государственной службы, 2008.

6 Экономика/ И.В. Липсиц – М.: Омега-Л, 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: