Промыслы и изделия мастеров.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ


Тема экскурсии: Традиционные мужские ремесла в деревне. Конец XIX – середина XX веков.

Продолжительность (ч.): 0 час.15 минут

Автор-разработчик: свое имя впишешь

Цель: Формирование интереса к прошлому своей Родины

Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и материальной культуре своего народа.

Задачи: 1. Познакомить с основами крестьянской работы, дать представление о предметах крестьянского быта.

2. Способствовать воспитанию чувства уважения к мастерству своих предков.

Содержание экскурсии: Музейная экскурсия представляет собой экскурс в жизнь крестьян в 19-20 веках. Экскурсия знакомит с бытом семьи через экспозиции различных предметов домашнего обихода того времени. Особое внимание уделяется предметам быта, каждодневно используемым в крестьянском хозяйстве, которые созданы руками мужчины-хозяина дома.

Крестьянский быт и убранство избы (мужская и женская половина).

В Воронежских актах конца XVII века есть сведения о крестьянских постройках уезда. Отмечены «избы», «клети» (есть «клети с подклетом», «клеть с приклетом»), «конюшни», «амшенки», срубленные из соснового леса, один раз упоминается «осиновая» изба, липовая клетка, все крыты «лубьем и дором», дворы огорожены «тыном». Помимо срубных построек отмечены погреб «тынный».

У служилых людей было по избе с сенями и по клети, а у некоторых еще конюшни и сараи.

На основании анализа документов 18 века «Отписные книги дворам и пожиткам» сделан вывод о характере построек в области. Преобладала изба из дубового леса, избы «разнова леса» и липовые избы встречались реже. К избе всегда примыкали сени или рубленные или огороженные дубовым тыном. Почти в каждой избе имелись 1-2 клети. Сараи были во всех домах, все постройки крыты соломой.

Наряду с другими отмечаются и признаки типичные для построек средней полосы России: срубы из сосновых и дубовых бревен, наличие подклетов, повалуш, двускатных тесовых крыш.

У зажиточных сельчан изба состояла из двух половин – зимней, с печью и летней, без печи, разделенных сенями. Окнами изба выходила на улицу, а сзади к ней примыкал крытый соломой плетневый двор. Плетень был ненадежной защитой для скота в морозы потому телят, ягнят и поросят зимой крестьяне держали в избе. Из-за этого полы редко делали деревянными, а довольствовались земляными. Далее за двором был огород, где находилась рига, крытая соломой. В ней молотили хлеб, хранили зерно, а летом в жару, когда и в избе и на улице одолевали мухи там и ночевали. Через улицу, напротив избы – деревянный или мазанный амбарчик, где хранилось нехитрое хозяйское имущество (одежда, зерно, мука).

Домашняя утварь была незамысловатой. Вся обстановка избы состояла из одной – двух переносных лавок и стола. К лавке, ведущей от печи к стене, на ночь приставлялись еще две-три доски, и это заменяло хозяевам кровать; гости на ночь размещались на других лавках или на печи. На стене обычно был маленький деревянный шкафчик, в котором хозяйка хранила маленькие глиняные горшки, деревянные миски и ложки.

В сенях у дверей стояло корыто, кадушка для капусты, одно-два деревянных ведра, коромысло. Ухват занимал почетное место у печи.

Экспонируется – прялки, корыто, рубель, таз, рогатка для пряжи, ухват, коромысло, сундук для приданного, чугунки, печная заслонка, корзина для зерна, обеденный стол (самовар, деревянные ложки, туес берестяной, солонка, свистульки), колыбель, рушники, подвойники, ступа, жернова, кувшины, глечики, ушата, утюги (угольные и калильные), доска для чеса шерсти. Балалайки, санки деревянные, лапти и колодки, сундук для инструментов.

Промыслы и изделия мастеров.

Осенью, по окончании всех полевых работ женское население приступает к рукодельным занятиям, состоящим в приготовлении разного рода пряж, а затем в тканье полотен, сукон, кушаков, ковров и вязанье перчаток и чулок. Все это заготавливается как для собственных нужд, так и на продажу.

В долгие зимние вечера мужчины-хозяева плели лапти – легкую и дешевую обувь. Плелись из липового лыка. Для одной пары обуви нужно было ободрать 3-4 деревца; снимали верхний слой, а луб резали узкими полосками – наживали на деревянную основу с помощью кочедыга – кривого шила. Начес шерсти и вязание тоже далеко не просты – нужны были приспособы – чесалки, ткацкий стан, веретено. Кроме лаптей плели лукошки для сбора ягод, кузова для грибов, а так же короба для хранения продуктов и вещей. Мукомольным промыслом занимались практически в каждом селе.

Участки (этапы) перемещения по маршруту Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра Основное содержание информации Указания по организации Методические указания
             
Вступительная беседа 1.Знакомство с группой.   2. Сообщение о правилах поведения и безопасности в музее. При входе в экспозиционный зал нет 1 минута Представиться группе, назвать фамилию, имя. Правила поведения и безопасности в музее: экспонаты без разрешения руками не трогать, слушать внимательно гида, не толкаться, сохранять тишину и порядок. Для прослушивания инструктажа по технике безопасности поставить группу полукругом. Объяснение, рассказ А сейчас приглашаю вас пройти в зал.
Введение в тему «Традиционные мужские ремесла в деревне. Конец XIX – середина XX веков». . Экспозиционный зал Обзор всех экспонатов 1,5 мин. Сегодня мы совершим экскурс в жизнь в 19-20 веках, познакомимся с убранством крестьянской избы. Особое внимание будет уделено традиционным предметам обихода и быта, созданным руками хозяина дома. Экскурсанты самостоятельно просматривают выставленные в музейном зале экспонаты. Настроить группу на просмотр объектов самостоятельно с целью ответа на вопрос: «Как вы думаете, какие из представленных экспонатов созданы руками мужчин?» Подойдите, пожалуйста, к прялкам.  
             
Экспонаты «Прялка» и «Самопрялка» Перед экспонатами «Прялка» и «Самопрялка» Прялки 2,5 минуты Каждый парень 17–18 лет должен был подарить своей избраннице прялку. Прялка была не только орудием труда, но и украшением жилища. Отличие прялки и самопрялки. Предлагается девушке сесть за прялку. Обратить внимание на разницу между прялками. Пройти к следующему экспонату. Показ, рассказ, демонстрация, объяснение, сравнение. Объяснить загадку о прялке: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу». Сравнить прялку и самопрялку. А сейчас перейдем к следующей семейной реликвии.
Экспонат «Колыбелька подвесная» Перед колыбелькой подвесной Колыбелька подвесная 2 минуты Колыбель передавалась из поколения в поколение, имела статус семейной реликвии. Для зыбки выбирали самое светлое и теплое место в избе. Предлагается послушать колыбельную. Пройти к следующему экспонату. Часть рассказа ведется на фоне музыки колыбельной песни. Показ устройства колыбели. Предлагается ответить на вопрос: «Почему колыбель подвесная?» Объясняется, как создана колыбель. Мужчины умели работать не только с деревом, но и с берестой, лыком.
Экспонат «Туес берестяной» Перед туесом Туес берестяной 1,5 минуты Этот небольшой сосуд из бересты предназначен для хранения и переноски продуктов, даров леса. Стенки его были двойными.   Экскурсанты слушают рассказ, смотрят фотографии. Пройти к следующему экспонату. Описание, показ фотографий. А следующий экспонат, о котором мы узнаем, сплетен из лыка.
             
Экспонат «Пестерь» Перед пестерем Пестерь 1,5 минуты Прямоугольный короб из переплетенных полосок лыка с откидывающейся крышкой снабжен веревками для ношения через плечо. С такой ношей удобно было ходить в лес и нетрудно починить в случае поломки. Экскурсанты подходят к экспонату, предлагается надеть его на спину. Пройти к следующему экспонату. Демонстрация, рассказ, показ Для перехода к следующему объекту показа загадать загадку: «Привяжешь – пойдет, отвяжешь - останется» (лапоть) или «У одной мышки два хвоста» (лапоть)
Экспонат «Лапти» Перед двумя парами лаптей Лапти 3 минуты Изготавливали их из липового лыка, иногда из бересты. Лапти русские с оборами (шнурками, скрученными из того же лыка,) и с закругленными носками. Экскурсанты слушают, отвечают на вопросы экскурсовода. Рассказ. Показ. На этом обзор экспонатов завершился, но экскурсия еще не закончена. Прошу подойти к столу.  

 

  Рефлексия   За рабочим столом   Задания для двух групп   3 минуты   1 группа получает задание. «Выберите из предложенных материалов те, которые использовались мужчинами для создания предметов быта (береста, дерево, лыко, домотканное полотно, стекло, пластмасса, бумага) и соотнесите их с предметами быта на картинке». 2 группа получает задание. «Разгадайте кроссворд» Экскурсанты делятся на две группы, каждая группа получает задание.   Для вручения призов (оберегов) группу выстроить полукругом.   Организую на совместную (групповую) деятельность.   Проверяю работы, оцениваю.     Награждаю всех экскурсантов призами – оберегами, сделанными членами краеведческого кружка.
Заключение Экспозиционный зал Нет 0,5 минут Любите свой край, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.   Благодарю за внимание. Приглашаю посетить музей еще раз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: