Стадии и порядок проектирования




Лекция № 1

 

В настоящее время Правилами РС предусмотрены следующие стадии проектирования:

- технический проект (разрабатывается только для проектов по государственным контрактам, материалы технического проекта рассматриваются РС без простановки штампов о согласовании чертежей, судну по итогам разработки технического проекта не присваевается класс РС, по итогам разработки технического проекта в случае необходимости РС пишет письмо с одобрением проекта для последующей стадии проектирования). Объем материалов технического проекта в виде ведомости конструкторской документации технического проекта согласовывается РС до начала разработки технического проекта. Исключением является проектирование судов не под класс РС а на основании ОТТ ВМФ. В данном случае разрабатывается именно технический проект в объеме предусмотренном ОТТ и государственными стандартами. Для судов и кораблей ВМФ приемка судна или корабля в дальнейшем осуществляется именно по утвержденному техническому проекту;

- документация судна в постройке. Документация судна в постройке должна давать возможность представления всех принципиальных решений принятых для судна. Объем данной документации определяется Правилами РС. Разработанная документация судна в постройке в обязательном порядке подлежит согласованию с РС. Представленная проектантом в РС документация судна в постройке согласовывается РС с простановкой штампов "согласовано" или "принято к сведению". Штампы "принято к сведению" проставляются, как правило на расчетных документах документации судна в постройке. Согласованная документация судна в постройке является документацией по которой РС в дальнейшем будет принимать построенное судно у судостроительного предприятия. Особенностью документации судна в постройке является то, что комплект такой документации разрабатывается для определенного количества судов в серии, конкретного завода и по конкретным судостроительным контрактам. Для этого проектантом до начала разработки документации судна в постройке запрашивается у судостроительного предприятия информация о количестве строящихся судов, присвоенных строительных номерах судов, номерах судостроительных контрактов и датах их заключения. Еще одной важнейшей особенностью документации судна в постройке является то, что комплект такой документации разрабатывается в отличие от технического проекта применительно к конкретному оборудованию и материалам, устанавливаемым в последствии на строящемся судне. Отсюда вывод: документация судна в постройке может быть разработана только тогда, когда судостроительное предприятие определит какое оборудование и материалы оно будет применять при постройке судна. Если в процессе постройки возникает необходимость по каким либо причинам заменить ранее запланированное и выбранное оборудование или материал, соответствующая документация судна в постройке подлежит корректировке и последующему пересогласованию с РС;

- рабочая конструкторская документация. Рабочая конструкторская документация разрабатывается проектантом на основании одобренного всеми необходимыми согласно договору надзорными органами (например РС, инспекцией по технике безопасности, органами по охране труда и другими в зависимости от требований заказчика и типа проекта). Рабочая конструкторская документация должна давать судостроительному предприятию полное представление об изготовлении всех конструкций судна. Рабочая конструкторская документация в настоящий момент согласно Правилам РС не подлежит согласованию с РС. Объем рабочей конструкторской документации определяется государственными стандартами а также инструкцией на разработку рабочей конструкторской документации, разрабатываемой проектантом судна и подлежащей согласованию с судостроительным предприятием до начала разработки рабочей конструкторской документации. Инструкция на разработку рабочей конструкторской документации определят также и вид разрабатываемых в последствии рабочих чертежей. Как правило, инструкция на разработку рабочей конструкторской документации является одним из приложений к договору между проектантом и судостроительным предприятием на разработку проектных документов. Одновременно с рабочими конструкторским документами в зависимости от условий договора, проектантом может разрабатываться также и технологическая документация, такая как например плазово-технологическая документация на раскрой резку листового и профильного проката или альбомы эскизов трубопроводов для изготовления участков трубопроводов непосредственно в цехах судостроительных предприятий на автоматизированных станках. По окончании разработки рабочей конструкторской документации (чаще на конечных стадиях разработки РКД) проектантом, как правило, если за это не берется само судостроительное предприятие, разрабатывается также приемо-сдаточная и эксплуатационная документация. Объем эксплуатационной и приемо-сдаточной документации определяется государственными стандартами, а также условиями (приложениями) к договору на проектирование. Примо-сдаточная документация состоит как правило из программ испытаний, определяющих объем испытаний судна и его механизмов, оборудования и систем и методик испытаний, определяющих порядок испытаний. Эксплуатационная документация должна давать представление о порядке эксплуатации механизмов, оборудования, систем и судна в целом. Объем эксплуатационной документации состоит как правило из инструкций по эксплуатации, описаний систем и механизмов, формуляров, принципиальных схем и других документов. В качестве эксплуатационных документов могут быть частично использованы документы из состава документации судна в постройке.

 

Порядок проектирования. Основанием для организации работ по проектированию в КБ является договор на разработку проектной документации между конструкторским бюро и судостроительным предприятием или заказчиком (то есть будущим судовладельцем). Договор на разработку проектной документации определяет как правило объем, сроки, стоимость и порядок разработки КД. Приложениями к договору являются как правило технические задания или технические требования к судну, инструкции на разработку того или иного вида документации, предварительные перечни документации, протоколы согласования цены договора и календарный план разработки документации а разбивкой на этапы разработки. После подписания договора планово-экономические службы КБ открывают заказ. Для организации работ в КБ, как правило, главным конструктором КБ пишется и выпускается внутреннее техническое задание отражающее как технические стороны проектирования так и организационные, так как договор на разработку КД в производственные структуры КБ не выдается. Приложением к внутреннему техническому заданию главного конструктора как правило является внешнее техническое задание или технические требования к судну из состава приложений к договору. Внутреннее техническое задание может изменяться или дополняться главным конструктором КБ в процессе разработки конструкторской документации. Вместе с внутренним техническим заданием главным конструктором судна разрабатывается внутренний график выполнения работ с указанием выполняемых работ почертежно, необходимости выдачи исходных данных в смежные подразделения КБ и сроков выполнения работ, соответствующих срокам календарного плана договора на разработку КД. Как правило, главным конструктором проекта выдаются в планово-экономическую службу КБ также предложения по распределению трудоемкости работ между конструкторским подразделениями КБ. Разработанный график и утвержденная генеральным директором КБ сводка распределения объемов трудоемкости выдаются в производственные отделы КБ для рассмотрения и согласования графика а также распределения трудоемкости по конкретным позициям графика. Рассмотренный производственными отделами КБ график утверждается генеральным директором КБ и становиться основанием для работы каждого подразделения. Рассмотрение хода выполнения работ по тому или иному графику работ в КБ проходит на оперативных совещаниях генерального директора или специальных отдельных совещаниях по конкретному проекту на уровне генерального директора, главного инженера или главного конструктора проекта. По итогам проведения совещаний графики на разработку документации могут корректироваться. Разработанная согласно графику конструкторская документация подписывается в отделе до уровня "выпустил" в основной надписи документа (подписывает в зависимости от документа как правило начальник выпустившего отдела), согласовывается исполнителем с необходимыми смежными подразделениями КБ и представляется на утверждение главному конструктору проектов. После утверждения главным конструктором проекта, разработанная документация направляется в отдел тиражирования и отправки документации КБ с соответствующим нарядом и сопроводительным письмом для дальнейшей отправки на согласование на судостроительное предприятие или заказчику в зависимости от стадии проектирования. В случае разработки проектной документации по судам и кораблям для нужд Министерства обороны РФ разработанная и утвержденная главным конструктором документация согласовывается еще и с представителем военной приемки аккредитованной на предприятии-проектанте, после чего также как и документация по гражданским проектам направляется на судостроительное предприятие (в случае разработки РКД) или заказчику комплектно с другими документами (в случае разработки технического проекта или документации судна в постройке). После согласования документации судостроительным предприятием (в случае разработки РКД) проектантом заполняется на документе соответствующая графа согласования и документ сдается повторно отдел тиражирования и отправки для изготовления необходимого количества бумажных копий и отправки окончательного документа на судостроительное предприятие. В случае разработки документации технического проекта или документации судна в постройке проектант направляет на согласование заказчику или судостроительному заводу на согласование документацию не по чертежно, а по окончании всего проекта в целом. Также в целом по проекту проходит и согласование документации в службах заказчика или судостроительного завода. Как правило после согласования комплекта технического проекта или документации судна в постройке, документация направляется на согласование в надзорные органы. По итогам согласования и отправки документации по соответствующему этапу календарного плана договора, между проектантом и заказчиком или судостроительным предприятием подписывается акт выполненных работ, который в последствии является основанием для оплаты работ проектанта. Акты выполненных работ составляются планово-экономической службой КБ на основании данных главного конструктора проекта и направляются заказчику или судостроительному предприятию комплектно с документацией и ведомостью конструкторской документации соответствующего этапа календарного плана договора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: