В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?
· Ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени.
· Полное отсутствие у ребенка каких-либо проявлений чувств.
· Отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации.
· Слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас на психологический практикум на тему
«Учимся управлять собой»:
Ø Мы поговорим о том, что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку овладетьнавыками и приёмами саморегуляции.
Ø Вы узнаете, как помочь ребенку научиться правильно воспринимать собственные неудачи.
Ø Мы расскажем о том, как реагировать и что делать, если с ребёнком произошла травмирующая ситуация.
Участие в практикуме - это возможность с пользой провести время и в увлекательной форме получить полезную информацию!
Будем рады видеть Вас 09 декабря (в субботу), в 12.00, в кабинете №42.
Педагог-психолог МБОУ МАЛКулачкова Наталья Александровна
тел.43-56-58
ПАМЯТКА «Как помочь ребёнку в стрессовой ситуации?»
(способы психологической поддержки)
Симптомы эмоционального напряжения ребенка:
· Частые неадекватные эмоциональные состояния (плач, депрессия, апатия, немотивированное проявление злости, пугливость, тревожность, конфликтность);
· Отсутствие положительных эмоций на новые игрушки;
· Снижение познавательной активности (отсутствие реакции новизны);
· Рисунки в темных тонах;
· Изменение двигательной активности (повышение - снижение);
· Изменения в аппетите;
· Проблемы со сном (бессонница);
· Изменения в поведении ребенка.
Если Вы знаете, что Ваш ребенок попал в ситуацию, травмирующую его, и испытывает стресс:
· Не паникуйте;
· Старайтесь сделать так, чтобы жизнь ребенка изменилась как можно меньше;
· Разговаривая с ребенком, давайте только верные сведения;
· Говорите с ребенком о его чувствах;
· Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, повторяйте его фразы, это поможет прояснению страхов и чувств ребенка;
· Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще,такие прикосновения очень важны для ребенка в этот момент;
· Способствуйте играм, снимающим напряжение (игры с водой, песком, бумагой, глиной);
· Если ребенок потерял или сломал любимую вещь, позвольте ему быть грустным или поплакать;
· Если Вы не справляетесь самостоятельно или видите, что ребенку требуется профессиональная помощь, обращайтесь к специалистам.
Какие ситуации могут вызывать стресс у ребенка?
· Любые значительные, но естественные перемены в жизни: поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей.
· Появление признаков созревания собственного организма - наступление менструаций (не у всех девушек одинаково).
· Кризисные ситуации (насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.).
· Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция.
· Радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Например, для девочки-подросткапервое свидание или "выход в свет".
· Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).
· Неблагополучная обстановка в семье (конфликты между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.
· Смерть домашних питомцев.
Что должен сделать взрослый, чтобы показать веру в ребёнка?
· Забыть о прошлых неудачах ребёнка.
· Помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
· Позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха.
· Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам!
Чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
· Опираться на сильные стороны ребёнка.
· Избегать подчеркивания промахов ребёнка.
· Показывать, что Вы удовлетворены ребёнком.
· Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
· Разделить большие задания на более мелкие, такие с которыми он может справиться.
· Проводить больше времени с ребёнком.
· Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.
· Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.
· Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
· Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
· Принимать индивидуальность ребёнка.
· Проявлять веру в ребёнка, эмпатию (сопереживание) к нему.
В стрессовых ситуациях в первую очередь необходимо использовать:
ü упражнения на дыхание (глубокий вдох - медленный выдох);
ü упражнения на мышечную релаксацию либо подвижные игры;
ü приёмы визуализации и проговаривания своего состояния(нарисовать настроение, обиду, конфликт либо представить их мысленно в каком-то образе).