потребностей и их эволюция




ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ МОТИВОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ

ТЕХНИКИ

____________________

Систематика человеческих потребностей и их эволюция

Эволюция функций и эволюция технологий

Роль личности как субъективное начало в процессе эволюции технники

ЮРГТУ(НПИ)


 

 
 
3.1

 

 


Систематика человеческих

потребностей и их эволюция

_______________________

 

 


Многие исследователи [139] считают, что первопричиной создания новых ТО и ТС, а, следовательно, и их эволюционного развития, являются человеческие потребности. Так, Е.Г. Куделин [139, 216] отмечает: «Никакие действия человека - разрушительные или созидательные, физические или духовные, - через которые собственно и реализуются его способности, невозможны без существования потребностей, обуславливающих эти действия. И это относится как к потребностям, унаследованным человеком от природы и преобразованным... историей, так и к потребностям, рожденным общественным развитием».

Демокрит [218] замечает: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

В подтверждение данного тезиса приведем высказывание известного историка техники С.В. Шухардина, которое суммирует аналогичные мнения многих ученых: «Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных благах, которая проявляется в противоречии между постоянно растущими материальными и культурными потребностями людей и техническими возможностями удовлетворения этих потребностей» [139, 217].

Т.е. первопричиной и целью любой деятельности человека является удовлетворение потребности. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т.е. осуществлять техническую деятельность.

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.

Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины. Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности. Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности. Искусственные системы, включая технические, обеспечивают реализацию потребностей.

Общественные потребности – потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономических формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т.п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А.Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первичными подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.п.

Большинство авторов в основу классификации потребностей берут исходные (изначальные) человеческие потребности. Так, А.Маслов [139], выделяет семь групп потребностей:

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в любви и привязанности к другим людям.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5. Потребность в самовыражении и проявлении своих индивидуальных способностей.

6. Желание узнать и понять окружающий мир.

7. Эстетические потребности.

Важным результатом исследования А.Маслова является установление закономерности приоритета потребностей. Т.е. если первая потребность (в пище, воде, жилище, избавлении от боли и т.п.) не удовлетворена, то поведение человека и вся его деятельность подчинены только реализации этой потребности. Когда первая группа потребностей удовлетворяется, то человек начинает добиваться удовлетворения второй группы и т.д.

Разумеется, среди людей возможны исключения, т.е. приоритеты расставлены в иной последовательности. Но для большинства, а следовательно и для развития техники, приоритет потребностей соблюдается.

Кроме этого, во времени происходит зарождение и появление новых потребностей. В основном они связаны с развитием и производством новых искусственных систем. Например, группа потребностей 6 оказывает влияние на создание и развитие ТО и ТС для сбора, хранения и обработки информации. Традиционных методов к 20-му столетию становится недостаточно. Актуальность этой потребности начинает возрастать. Даже из этого примера видно, что потребности в рамках группы имеют иерархически организованную структуру. В ней выделяются потребности первого порядка, второго порядка и т.д.

Например, потребность в пище обуславливает потребности следующего порядка – потребность в молочных продуктах, в хлебобулочных изделиях и т.п. Потребность в молочных продуктах в свою очередь также имеет иерархию: кисломолочные продукты, сыры и т.д.

Таким образом, для любого момента времени в истории техники и для каждой обощенной первичной потребности можно построить полную иерархию частных первичных потребностей и соответствующих им вторичных 1-го, 2-го и других уровней. (Не следует забывать, что частные первичные потребности не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье).

Полученной иерархической структуре потребностей соответствует множество функций ТО и ТС, реализующих данные потребности.

Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта неизбежно ведет к их обесцениванию. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закономерностей, относящихся к возникновению, существованию и возрастанию общего количества технически реализуемых потребностей.

Рассмотрим некоторые закономерности:

  Закономерность возникновения принципиально новых технически реализуемых потребностей [139]

Один из распространенных путей возникновения новых ТО и ТС связан с появлением таких общественных потребностей (хозяйственных, культурно-бытовых, социальных, военных), которые не могут быть удовлетворены существующими ТО и ТС. В этом случае возникает необходимость создания пионерских ТО и ТС, обеспечивающих реализацию этих потребностей. Однако не для каждой принципиально новой потребности существует возможность ее технической реализации. Во-первых, необходимо иметь соответствующий научно-технический потенциал. Т.е. производственные и технологические возможности человечества позволяют изготовить данный ТО или ТС. Во-вторых, уровень образования, профессиональная квалификация, социум достаточны, чтобы создать, изготовить, эксплуатировать и контролировать последствия. В-третьих, необходима экономическая возможность и целесообразность реализации ТО или ТС.

В практической деятельности обычно формулируются потребности, которые могут быть в данное время реализованы. Такая закономерность была сформулирована еще К.Марксом [139, 218]: «Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе ее становления».

Итак, закономерность может быть сформулирована в следующем виде:

при возникновении принципиально новой общественной потребности, которая не может быть реализована с помощью существующих ТО и ТС, происходит ее удовлетворение с помощью впервые созданного (пионерского) ТО при наличии следующих необходимых и достаточных внешних факторов:

· научно-производственного потенциала;

· уровня образования, профессионально квалификации и социальной культуры;

· экономической возможности и целесообразности.

 

  Закономерность одновременного возникновения в разных местах новых одинаковых

История техники изобилует примерами, когда средства реализации новой потребности изобретают независимо и почти одновременно в нескольких странах. Поэтому не всегда удается установить, кто являлся первопроходцем того или иного пионерного изобретения. Кроме этого, изобретению часто предшествуют опыты, эксперименты, проведенные другими людьми. Установить всех сопричастных, тем более не удается.

В качестве примера можно привести историю создания электрической лампы накаливания. Этому событию предшествовали опыты с накаливанием электрическим током нитей из различных материалов в стеклянном баллоне с целью получения света.

В 1840-1848 годах – Грове, Стет, Де Модейн. В 1854-1867 – Гобель, Де Шанжи, Адамс. 1873-1879 – Ладыгин, Дидрихсон, Кон, Булыгин, Яблочков, Фок, Сван, Эдисон.

Такие люди могут не знать о существовании друг друга, не слышать о работах и опытах своих коллег, но они живут в одну и ту же эпоху, а общественная потребность начала формироваться. При этом научно-производственный и экономический потенциал общества способны реализовать данные идеи, а уровень образования и квалификация работников достаточны, чтобы сделать такое изобретение.

В.И. Белозерцев [139], специально изучавший феномен одновременного и независимого изобретения одинаковых или близких конструкций ТО, указывает: если раньше одновременность изобретений была частым проявлением, то в нашу эпоху - растущей тенденцией.

Это обусловлено рядом факторов:

· возрастает количество назревших и общих для различных стран технических проблем, отражающих общий ход и внутренние тенденции развития науки и техники;

· в условиях конкуренции и противостояния стран, корпораций и экономических систем усиливается параллелизм в решении назревших задач;

· одинаковые и родственные проблемы науки и техники встают независимо друг от друга в смежных или различных отраслях знаний, но по существу они обладают одинаковым решением;

· возрастает как следствие из вышесказанного контингент ученых и изобретателей, одновременно работающих над одними и теми же проблемами;

· усиливается цепной характер развития науки и техники, т.е. растет число задач, вызываемых решением предшествующих;

· выравнивается образовательный потенциал и профессиональная квалификация населения различных стран.

На основе изложенного можно сформулировать следующую закономерность: в техносфере при появлении новой общественной потребности технические средства ее реализации могут возникать независимо и одновременно в нескольких местах.

  Закономерность сохранения технически реализуемых потребностей

Многие авторы [139] отмечают свойство сохранения или долговременного существования технически реализуемых потребностей. Т.е. реализованная потребность однажды возникнув, сохраняется в техносфере как угодно долго, пока ее реализация будет общественно полезной и действуют определенные внешние факторы.

Если потребности человека вечны, то и их реализация остается постоянной. Меняются модели или поколения ТО и ТС, совершенствуются технологии, но реализованная потребность сохраняется.

  Закономерность возрастания количества и качества технически реализуемых потребностей.

Для каждого относительно небольшого промежутка времени количество вновь появляющихся качественно и количественно отличающихся потребностей пропорционально объему знаний, накопленных к началу этого промежутка времени.

Причем, появляются потребности пропорционально числу используемых на практике материалов, веществ и технологий, числу не реализованных на практике патентов, числу известных физических, химических и биологических эффектов, новых материалов, источников энергии и т.д. Назовем их факторами.

Таким образом, общее число потребностей, появляющихся за промежуток времени Dt, будет равно:

где кi – коэффициент пропорциональности;

Ni – i-ый фактор;

m – общее количество факторов.

С другой стороны, известно, что указанные факторы со временем увеличиваются по геометрической прогрессии с периодом удвоения в 20 веке от 5 до 20 лет. В связи с этим каждая составляющая Ni со временем изменится по формуле:

где gi – постоянный коэффициент для каждого фактора Ni;

t – время в годах;

Ni(0) – начальное значение Ni;

Ni(t) – значение Ni через t лет.

Учитывая эти две формулы получим:

После преобразований:

или:

где

Поскольку выражение Pt представляет собой сумму экспоненциальных функций, то его можно представить в виде одной такой же обобщенной функции: , где

- общее число потребностей на начальный момент времени;

a - обобщенный эмпирический коэффициент (получаемый на основе статистических данных по каждому фактору).

На основе изложенного можно сформулировать следующую закономерность: в мировой техносфере количество и качество технически реализуемых потребностей возрастает по экспоненциальной зависимости за счет:

· появления новых потребностей под действием природных, социальных, политических и других факторов, удовлетворяемых с помощью существующих ТО или впервые созданных ТО;

· расширения области применения или открытия новых физических, химических и других эффектов, создания новых ТО и технологий, которые в свою очередь порождают новые потребности;

· длительного сохранения в техносфере ранее появившихся потребностей;

· развития образования, роста требовательности человека к качеству удовлетворения потребностей.

Рост качества удовлетворения потребностей или «возвышения» потребностей [139] отражает две тенденции. Во-первых, смещение интересов человека в духовную, интеллектуальную сферу. У человека каменного века преимущественные интересы сводились к потребностям в пище, воде. Например, при покорении местных жителей Америки, индейцев, очевидцы отмечали, что отсидев за проступок в тюрьме, индейцы не понимали почему их бесплатно содержали в теплых, каменных домах, кормили, давали воду и т.д. Современному человеку только пищи, воды и жилья безусловно недостаточно.

Вторая тенденция – рост требовательности к содержательной и качественной составляющим технической реализации потребности. Еще недавно черно-белое изображение в телевизоре, с некоторыми помехами, вызывало восторг у небольшой части населения, которая могла себе позволить купить это чудо техники. Но уже тогда у человечества зарождалась потребность в цветном, качественном изображении, с количеством программ, удовлетворяющим всем группам населения, эффектом объемного звука и т.д. Т.е. одно изобретение способствовало появлению массы новых технически реализуемых потребностей. Причем эти потребности обусловлены возрастанием (возвышением) требований человека к качеству технической реализации существующей потребности.

Существуют и другие закономерности возникновения и эволюции потребностей.

Таким образом, появление новых технических объектов и систем обусловлено рядом причин и факторов. Основу составляет общественная потребность. Ее техническая реализация возможна при наличии научно-производственного потенциала, экономической возможности и целесообразности, уровня образования и профессиональной квалификации. С развитием общества потребности эволюционируют. В их эволюции просматриваются определенные закономерности, которые следует учитывать в инженерной деятельности.


 

 
 
3.2

 


Эволюция функций

И эволюция технологий

____________________________________________

 

 


Любая техническая функция, как правило, связана с реализацией определенной потребности. При этом содержание описаний функции и потребности совпадают. Различие между функцией и потребностью состоит в том, что понятие потребности всегда связано с человеком, поставившим задачу реализации потребности, а понятие функции – с техническим объектом, реализующим эту потребность.

Функция системы (fuhctio – лат. – исполнение, совершение) характеризует проявление ее свойств в данной совокупности отношений и представляет собой способ действия ТО или ТС при взаимодействии с внешней средой.

Эволюция функций ТО и ТС определяется прежде всего непрерывным расширением потребностей общества. Необходимость решения новых задач порождает новые функции, которые должны быть реализованы в материальных системах. Наряду с порождением новых функций усиливаются требования к количественным характеристикам ранее реализованных функций, что стимулирует в отдельных случаях создание систем принципиально нового класса.

Например [2], в свое время перед обществом встала задача получения, преобразования и передачи на большие расстояния энергии в непрерывно возрастающих масштабах. Для решения этой задачи были разработаны и созданы мощные гидроэлектростанции, атомные электростанции, высоковольтные линии электропередач и т.д.

Выше отмечалось, что непрерывное расширение функций является одной из закономерностей развития сложных систем. Все функции можно условно разделить на три группы:

· целевая функция;

· основные (базовые) функции;

· дополнительные функции.

Целевая функция системы соответствует основному функциональному назначению системы. Основные функции отражают ориентацию системы и представляют совокупность макрофункций, реализуемых системой. Эти функции обусловливают существование систем определенного класса. Дополнительные сервисные функции расширяют функциональные возможности систем, сферу их применения и способствуют улучшению показателей качества систем. Обычно дополнительные функции могут рассматриваться как сервисные функции, повышающие эффективность и уровень эксплуатации систем. Так, например, основными функциями медицинского прибора тонометра являются измерение верхнего и нижнего уровней артериального давления. В настоящее время созданы приборы – полуавтоматы для измерения артериального давления, в которых реализуются следующие дополнительные функции: автоматическое закрепление манжеты, автоматическое формирование программы измерения верхнего и нижнего уровня давлений, цифровая индикация и регистрация измеряемых параметров, сравнение измеренных значений с нормой конкретного пациента, документирование результатов измерения [2].

Деление функций на дополнительные и основные является условным, и при определенных требованиях к проектируемой системе и экстремальных условиях ее эксплуатации дополнительные функции могут переходить в разряд основных. При проектировании систем учет дополнительных функций является желательным, но не обязательным для обеспечения функционирования системы. Следует отметить, что расширение набора основных функций определяет новый этап развития систем, соответствующий новым потребностям общества, новому уровню знаний и новым возможностям технологий. Дополнительные (сервисные) функции также непрерывно расширяются, т.е. эволюционируют качественно и количественно.

Для относительно простых, одноуровневых систем целевая и основная функции могут совпадать. Необходимо отметить, что некоторые желаемые (требуемые) дополнительные функции могут оказаться несовместимыми.

С целью детального исследования функциональных возможностей ТС и анализа совокупности функций формируют «дерево» функций ТС, т.е. иерархию функций.

Первый уровень – нулевой. Ему соответствует целевая функция системы.

Второй уровень – основные и дополнительные общие функции для ТС рассматриваемого класса. Этот уровень соответствует функциям отдельных подсистем.

Уровни третьей группы отражают функции, воспроизводимые элементами.

На базе «дерева» функций осуществляется формирование структуры системы на основе функциональных модулей. В дальнейшем структура на основе таких модулей покрывается конструктивными модулями. Таким образом, этап формирования дерева функций является одним из наиболее ответственных не только при анализе, но и при синтезе структуры ТС. Ошибки на этом этапе приводят к созданию «систем-инвалидов», неспособных к полной функциональной адаптации с другими системами, пользователем и окружающей средой. Исходными для формирования дерева функций являются основные и дополнительные функции. Техническое задание на систему должно подвергаться тщательному анализу. Часто заказчик ограничивается формулировкой только наиболее существенных функций ТО или ТС. В этом случае исполнитель должен тщательно проанализировать полную совокупность функций, которая должна быть реализована ТС. При этом необходимо учесть вопросы взаимодействия пользователя с ТС (психофизиологический и эргономический аспекты), а также проблемы, возникающие при взаимодействии ТС с окружающей средой.

Каждое новое поколение ТС определенного класса воспроизводит совокупность функций, реализуемых системами предшествующих поколений [2].

Стабильность состава основных функций обуславливает относительную устойчивость функций подсистем многоуровневой системы. Основные и дополнительные функции многоуровневой системы декомпозируются в дерево функций, реализуемых отдельными подсистемами и элементами, находящимися на различных уровнях системной иерархии. Потребности общества определяют целевую функцию. Координация и субординация как принципы организации взаимодействия элементов могут рассматриваться не только как средство согласования функционального взаимодействия отдельных элементов и уровней структурной организации, но и как средство согласования подцелей элементов и подсистем ТС.

Реальное число уровней декомпозиции целевой функции системы до уровня функций, реализуемых функциональными и конструктивными модулями системы, составляет не более 5-7 уровней. На последних уровнях декомпозиции реализуются элементарные функции (операторы) систем соответствующего класса. Расширение функциональных возможностей системы приводит к развитию дерева функций. Наиболее интенсивным изменениям подвергаются дополнительные функции. Эти изменения направлены на увеличение производительности системы и совершенствование взаимодействия пользователя с системой и т.д.

Т.е. большинство систем в своей функционально-структурной организации повторяет прототипы. Вновь созданные системы могут отличаться:

· набором дополнительных функций;

· усилением основных функций, улучшением количественных характеристик воспроизведения основных функций;

· технической реализацией;

· улучшением технико-экономических показателей.

Исключение составляют только «пионерские» изобретения, рождающие новые системы, машины, приборы и устройства, работающие на новых принципах и предназначенные для реализации новых базовых функций.

Следует отметить, что не только потребности общества являются причиной развития и совершенствования ТО и ТС. Непосредственно само развитие таких систем, научные открытия и изобретения, создание новых и совершенствование существующих технологий стимулируют развитие ТО и ТС и расширение реализуемых ими функций.

Совершенствуются старые, хорошо зарекомендовавшие себя технологические процессы добычи полезных ископаемых, обработки металлов и пр. Появляются новые технологии: информационные, лазерные и т.п.

И все же потребности общества в необходимости реализации новых функций опережают, как правило, возможности технологий. Это несоответствие и является основной движущей силой научно-технического прогресса.

Технология – совокупность приемов и способов выявления физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных процессов, требующих наименьших затрат. Такое определение термина носит ограниченный характер, поскольку технология ранее рассматривалась применительно к «получению, обработке и переработке сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий» и лишь позднее в это понятие стали включать описание производственных процессов и технический контроль производства, информационные, творческие, экономические и другие технологии.

Таким образом, в ТС сосуществуют два параллельно идущих эволюционных процесса: эволюция функций и эволюция технологий. Анализ развития ТС показывает, что темпы эволюции функций опережают темпы эволюции технологий. Всегда потребности общества в реализации новых, возникающих в процессе развития человечества, функций опережают возможности их эффективной реализации.

Тем не менее, изменение технологий в глобальных направлениях, по основообразующим потребностям общества нельзя недооценивать.

Все многообразие технических достижений, которые реализовались в истории цивилизации, современный американский социолог Элвин Тоффлер [203, 220] представляет в виде трех технологических волн, которые радикально повлияли не только на облик экономики, но и на культуру общества, его ценности.

Первая волна, которую Э.Тоффлер называет сельскохозяйственной цивилизацией, связана с возникновением и освоением аграрной технологии. Она началась примерно 8 тыс.лет до н.э. и безраздельно господствовала по всей земле примерно до 1650-1750 г.г. н.э.

Аграрное общество, которое также называют традиционным обществом, использовало примитивные технологии, основанные на обыденном опыте. Доминировало применение ручного труда. Хозяйственная деятельность представляла собой земледелие, скотоводство, рыболовство, примитивные ремесла. Но удовлетворению каждой потребности соответствовали свои функции искусственно созданных образований, а их производство безраздельно связано с технологиями. Технологии искусственного возделывания земли ознаменовало переход к производящей экономике.

Традиционные общества характеризуются замедленными темпами изменений в технике, технологии, социальной сфере. Приоритет отдается традициям, образцам и нормам, канонизированным стилям мышления и возведенным в закон технологиям.

Вторая волна – индустриальная цивилизация (общество техногенной цивилизации). Э.Тоффлер определяет индустриальную цивилизацию как комплекс технологий, обеспечивающих массовое, стандартное производство. Для него характерны централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, угнетение природы. Идея преобразования мира и подчинения его человеку была доминантной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее развития вплоть до наших дней.

Измененные потребности общества, социально-политические сдвиги, изживающая себя сельскохозяйственная цивилизация, развитие науки и т.д. создавали факторы, которые привели к промышленной революции, смене технологий во всех сферах жизни.

Третья волна – информационное (или постиндустриальное) общество. Примерно с середины 50-х годов в сфере промышленного производства и в социальной жизни появляется ряд нововведений, противоречащих старой традиционной индустриальной цивилизации. С технологической точки зрения третья волна является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной: технологии возобновляемых источников энергии, методы производства, делающих ненужными большинство фабричных конвейеров и т.п. Изменяется и характер труда – труд становится более разнообразным, не фрагментарным, а с ясным крупным направлением, от физического в основном к умственному.

С теорией Э.Тоффлера можно соглашаться или не соглашаться. Есть положения, которые можно оспаривать и отрицать, но связь между освоением технологий и изменениями в экономической, хозяйственной и социальной жизни безусловно прослеживается на протяжении всей истории человечества. А изменения в технологиях и нововведения в рамках каждой технологической волны тоже были весьма значимыми для человечества. Изобретение огнестрельного оружия – пушек – и соответствующих технологий их производства положило конец крепостям и рыцарским замкам, расчистило дорогу национальному государству. Появление электродвигателя и производство электроэнергии коренным образом изменило структуру заводов и фабрик, все станкостроение.

Изучая эволюцию технологий можно проследить за тенденциями их изменения, направлениями научных изысканий, прогнозировать развитие технологий и последствий в биологической, экономической и социальной сферах.

 


 

 
 
3.3

 


Роль личности как субъективное

начало в процессе эволюции техники

__________________________________

 


Вопрос о роли личности в историческом развитии общества становится философами и социальными мыслителями достаточно давно. Временами эта роль преувеличивается. Ведь многие исторические события и технические новации связываются с конкретными людьми, конкретными личностями. Разумеется, роль личности велика и силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, личность может оказывать на ход и результат исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или и то, и другое.

Выдвижение личности обуславливается и потребностями общества, и личными качествами людей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Величина и характер ускорения зависят от общественных условий, в которых протекает деятельность личности.

Особенностью любого революционного периода является наличие в нем короткой, но яркой промежуточной стадии, которую называют харизматической. Она предполагает существование особого харазматического (в пер. с греческого – обладающего божественным даром) лидера, особый престиж и популярность которого в глазах народа позволяют ему открыто выступить с программой реформ, знаменующих решительный разрыв с прошлым.

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека – это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода.

Н.М. Карамзин так сказал о Петре Первом: народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился! То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время – чистая случайность. Но если мы устраним этого человека, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится.

Разумеется, нельзя представлять, что сама социальная потребность способна незамедлительно породить гениального политика или полководца. Жизнь намного сложнее. И иногда видную роль приходится играть просто способным, а иногда и бездарным людям.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Екатерина Вторая на вопрос иностранца, почему дворянство так безоговорочно ее слушается, ответила: «Потому что я приказываю им лишь то, чего они сами хотят.»

Вместе с тем детерминированный характер и событий, и поведения личности оставляет большой простор для выявления ее индивидуальных особенностей.

Своими промахами личность неизбежно наносит серьезный ущерб движению общества, становится тормозом развития.

Напротив, появление личности одаренной, сильной позволяет ускорить или прогрессивно разрешить сложившуюся ситуацию. Народ Израилев томился в рабстве и угнетении в Египте. Желание выйти из такого невыносимого положения было велико. И волей случая было появиться Моисею, за которым все впоследовали.

Ослабленные и разрозненные афиняне ждали своего героя... И пришел Тезей.

Мы сосредоточили свое внимание прежде всего на государственных деятелях. Но огромный вклад в развитие исторического процесса вносят гениальные и исключительно талантливые личности, тв<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: