Структурная схема невербального поведения человека (по В. А. Лабунской)




ВЕДУЩИЕ СИСТЕМЫОТРАЖЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Акустическая Оптическая Тактильно- кинестетическая Ольфакторная
Экстра лингви­ка Просо­дика Кинесика Такесика Запахи
Паузы Кашель Вздох Смех Плач Темп Тембр Высота Гром­ кость Вырази­тельные движения Мимика Жесты Поза Походка Контакт глазами Физио­гномика Строе­ние лица и черепа Строение туловища Рукопо­жатие Поцелуй Поглажи­вание Похлопы­вание Запах тела Запах косме­тики
           

Акустическая система отражения невербального пове­дения человека включает просодику и экстралингвистику. Просодическая структура невербального поведения вклю­чает в себя такие показатели, как темп, тембр, высоту и громкость голоса. Экстралингвистическая структура включает речевые паузы и психофизиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздох и т.д.

Кинесика — это оптический канал восприятия. Вклю­чает движения тела, жесты рук, движения глаз и мимику лица. Центральное место в кинесике занимает экспрессив­ная подструктура, которая подразделяется на выразитель­ные движения и физиогномику.

Такесика является тактильно-кинестетической систе­мой. К ней относятся рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание.

Ольфакторная система базируется на обонянии чело­века и отражает искусственные и естественные запахи. Например, запах тела, запах косметики.

Ядро невербального поведения составляют такие движе­ния (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно­-ритмические характеристики голоса, прикосновения), кото­рые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, с ситуацией общения, и которые рассматривают в качестве экспрессивного пове­дения. Невербальное поведение, являясь частью поведе­ния личности, несет на себе его основные характеристики. Невербальное поведение становится более понятным при рассмотрении его на пересечении психологии личности и психологии общения.

Акустическая система отражения невербального
поведения человека

Паралингвистические компоненты включают в себя: громкость, темп, ритм и высоту звука. Они определят каче­ство голоса, его диапазон и тональность.

Громкость голоса, особенно динамика изменений этого параметра во времени, является важным средством коди­рования невербальной информации. Большая громкость голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказывания и часто служит намерению повлиять на собе­седника.

Темп речи. Характеристики темпа речи человека суще­ственно изменяются с возрастом вследствие ослабления активности артикуляционного процесса. Темп речи явля­ется индивидуальной личностной особенностью и связан, прежде всего, с характеристиками темперамента человека. Быстрый темп речи может свидетельствовать об экстравертированности, импульсивности, уверенности в себе, а спо­койная, медленная манера указывает на такие личностные качества, как невозмутимость, рассудительность, основа­тельность. Кроме этого, существуют значительные разли­чия по показателям темпа речи между представителями разных культур: «нормальная скорость» речи у французов п итальянцев обычно выше, чем у финнов, эстонцев, немцев и англичан.

Ритм речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Когда человек говорит на трудные для себя темы, он сби­вается, часто неправильно строит фразы. Чем более преры­виста речь, чем больше в ней запинок, назализации (э... э...э…), слов-паразитов (значит, так сказать и т.п.), тем более некомпетентным он воспринимается слушателями. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто принимается и за попытку обмануть партнера.

Высота голоса и ее изменение во времени является носителем информации о возрастных, половых и индиви­дуально-личностных особенностях человека.

Эмоциональное содержание сообщения может несколько изменять высоту голоса говорящего. Так, гнев сопрово­ждается увеличением звонкости, «металличности», а страх делает голос «глухим», «тусклым», «сдавленным».

Экстралингвистические компоненты представляют собой особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т.п.

Паузы являются важной составляющей речи. Они несут также и смысловую нагрузку, подчеркивая те или иные аспекты речи. Умение держать паузу является важным средством ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы:

· предоставить партнеру возможность высказаться;

· выиграть время на размышление;

· придать силу словам, следующим за паузой;

· переждать отвлечение партнера;

· отреагировать на невербальные сигналы, свидетель­ствующие о желании партнера что-то сказать.

Вздохи, стоны, покашливания, смех представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (таких как безысходность, нетерпение, недовольство и т.п.).

Интонация — все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации внимания на содержании сказанного. Интонация — особый способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, с которыми он обща­ется. Так, интонация бывает властная, насмешливая, иро­ническая, уверенная и т.п.

В системе речевого общения можно выделить следующие виды невербальной информации, передаваемые особенно­стями звукопроизношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-­групповую, психологическую, пространственную и др.

Таким образом, смысл высказывания в значительной степени зависит от того, какая интонация, ритм, тембр, были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, дают информацию о состоя­ниях, эмоциях человека, его отношении к коммуникатив­ному процессу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: