Книги, опубликованные издательством Хан маым




Найди Сокровище Внутри Себя

 

Учение дзэн-мастерa Тэхэнь

 

 


Содержание

 

Титульный лист

 

Авторские права страницы

 

Эпиграф

 

Вступительное слово редактора

 

Предисловие

 

Что такое Буддизм?

 

Что такое истинное я?

 

Почему жизнь кажется пустой?

 

Является ли жизнь страданием?

 

Как стать духовной личностью?

 

Существует ли предыдущая жизнь или перерождение?

 

Почему мир кажется несправедливым?

 

Почему чувство удовлетворённости непродолжительно?

 

Почему исчезло чувство единства со всей Вселенной?

 

Как направлять своих детей?

 

Тэхэнь кын сыним

 

Книги, опубликованные издательством Хан маым

 

 


 

Найди Сокровище Внутри Себя:

Учение дзэн-мастерa Тэхэнь

Опубликовано Издательством Хан маым

 

Русский перевод: Таня Дойл

Редактирование: Оксана Файзуллина

Дизайн обложки: Су Йон Пак

 

Smashwords Edition

 

© Фонд Центра Хан маым, 2014

Все права защищены, включая право на воспроизведение этой книги в любой форме.

 


 

 

Посмотри, как течёт вода.

 

Когда на её пути встречается углубление,

 

Она его заполняет и течёт дальше.

 

Когда встречается скала,

 

Вода её огибает.

 

Таков же и путь к своему истинному я.

 

 



Вступительное слово редактора

Недавно мне посчастливилось принять участие в подготовке русского издания сборника «Найди сокровище внутри себя», в который вошли лекции корейского мастера сон (дзэн) Тэхэнь кын сыним. Являясь наиболее почитаемой и уважаемой монахиней в традиции корейского дзэн-буддизма, в Корее Тэхэнь кын сыним широко известна как учитель глубокого прозрения и сострадания. Эта достойная книга вобрала в себя мудрые и одновременно простые и доступные поучения мастера. Учение Тэхэнь кын сыним принадлежит к числу лучших вкладов в учение живого буддизма. Притягательная сила её учения – в его духовной жизненности. Тэхэнь кын сыним доводит до нашего осознания факт того, что повседневная жизнь, при правильном её восприятии, является источником бесценного опыта, способствующего нашему росту и помогающего углублению практики.

Дзэн Тэхэнь кын сыним, как и дзэн в целом, поистине религиозен, поскольку неотделим от Реальности, не поддающейся описанию словами. Мастер указывает нам путь к стяжанию освобождающей силы этой Реальности – путь познания своего истинного я через опыт.

Оксана Файзуллина.

 



Предисловие

В этой книге собраны некоторые вопросы, заданные Тэхэнь кын сыним1, а также ответы на них. Через всю книгу проходит тема, заложенная в названии: в нас находится огромное сокровище, и найти его можно не где-либо ещё, а только внутри самих себя. Независимо от того, с чем мы сталкиваемся, сила с этим справиться, мудрость и энергия – всё это проистекает из нашего основания, нашей природы будды. Поскольку наш источник уже всё делает, Тэхэнь кын сыним учит нас доверять его способностям и, отпуская все возникающие у нас проблемы, продвигаться вперёд. Она также предлагает вернуть нашему основанию и то, что мы испытали и чему научились в процессе такой практики. Наше основание знает обо всём нашем опыте, поэтому не стоит беспокоиться о том, что вы можете что-то забыть.

Хотя это звучит просто, но для осуществления этого мы должны приложить усилия, хотя это звучит неопределённо, но с практикой раскрывается широкая дорога, ведущая к освобождению от всех наших привычек и кармы.

Непрестанно растворяя узость мышления, жадность и злость, глубоко запрятанные внутри нас, мы сможем стать настоящими людьми. Это наше предназначение, с которым мы пришли в этот мир.

Тэхэнь кын сыним родилась в 1927 году в Сеуле. По достижении состояния просветления после многих лет практики в горах, она основала Сон2– Центр Хан маым3, чтобы учить людей тому, что в них есть необычайное сокровище, и помогать им полагаться на него во всём, с чем им приходится сталкиваться.

Международный Институт Культуры «Хан маым» был создан группой учеников Тэхэнь кын сыним для того, чтобы сделать её учение доступным на разных языках. Пусть это учение принесёт пользу всем живым существам.

С почтением,

Международный Институт Культуры

«Хан маым»

День рождения Будды, 2546 г. по

буддийскому календарю (2002 г. н. э.).

1 Сыним: титул, который носят монахи и монахини в Корее. Кын сыним – вежливое обращение к очень почтенному сыниму, а также признанному пробужденным или преуспевшим в каком-либо аспекте практики.

2 Сон (seon): китайский «чань», японский «дзэн».

3 Хан маым: «хан» означает единый, бесконечный, великий; «маым» означает ум или сердце, а также обозначает универсальное сознание. Таким образом, «Хан маым» означает единый, великий ум-основание, выходящий за пределы пространства и времени, охватывающий всю Вселенную и связывающий в ней всё воедино.

 



Что такое Буддизм?

Буддизм (на корейском языке «пульгё») неотделим от нашей повседневной жизни. Первый слог «пуль» означает вечную основу жизни. Второй слог, «гё», отсылает к истине, описывающей взаимодействие нашей жизни и Вселенной.

Жизнь и деятельность – это и есть буддизм. Таким образом, буддизм учит нас той истине, что всё разделяет одну жизнь, одно тело и работает сообща как одно целое. Буддизм вдохновляет нас на открытие в себе того, кем мы являемся, и того, что такое жизнь.

Буддизм вдохновляет на самораскрытие, на познание самого себя через свой собственный опыт.

 



Что такое истинное я?

Корень дерева покрыт землёй, и хотя его не видно, никто не сомневается, что у дерева есть корень и что он источник жизни для этого дерева. Мы, человеческие существа, тоже имеем свой корень. Но этот корень неосязаем: его нельзя схватить, поймать или потрогать. Поэтому говорится, что он пустой, но этот пустой корень является источником всего. Так, вам следует знать, что, живя, мы тоже опираемся на наш корень. Наш корень – это природа Будды, а также наше истинное я.

Когда нам говорят поверить в себя, многие обычно воспринимают своё физическое тело как то, чем они являются. Однако наше тело не вечно. Мы меняем его так же, как меняем одежду. Кто движет вашим телом? Когда тело изнашивается и готово быть сброшенным, кто снимает старую одежду и одевает новую? Это ваше настоящее, истинное я.

Истинное я, природа будды – это наш корень, вечная жизнь и основа, охватывающая целую Вселенную. Это свет и беспредельная энергия, обладающая всевозможными способностями и мудростью. И это сокровище находится внутри вас и внутри каждого живого существа.

Будда (Будда Шакьямуни) пришёл в этот мир не для того, чтобы ему поклонялись, но, чтобы научить людей тому, как стать свободными, полагаясь на свой собственный источник – природу будды.

 



Почему жизнь кажется пустой?

Вопрос 1: Я живу обыкновенной жизнью, но могу сказать, что мне во многом повезло. С женой мы живём хорошо, и у моих детей, вроде бы, всё нормально. Моя работа меня тоже устраивает. Тем не менее, я иногда чувствую, что чего-то не хватает. Почему как-то пусто на душе?

 

Ответ: Жена и дети, деньги, любимые, слава – ничто это не сможет дать вам чувства полного удовлетворения. Только вернувшись внутрь себя, к своей основе, вы сможете почувствовать полное удовлетворение.

Большинство людей боятся встретиться лицом к лицу с самими собой, уделяя внимание чему угодно, только не себе внутреннему, и, таким образом, только обманывают самих себя. Если себя так постоянно обманывать, то невозможно познать настоящего покоя. Пустота и чувство, что чего-то не хватает, не уйдут, потому что они вызваны незнанием самого себя, своего настоящего я. Когда вы начнёте внимательно наблюдать за своим умом и жить неразрывно с этим внутренним умом, вы поймёте, что покой существует внутри вас. Однако до тех пор, пока вы откровенно не заглянете внутрь себя, вы не освободитесь от этого чувства пустоты, даже если достигнете всех своих стремлений в деньгах, любви и общественном положении. Это относится ко всем.

Чем больше похвалы вы получаете со стороны, тем больше усугубляется пустота. Как делают многие, вы ещё больше направляете внимание вовне себя, пытаясь найти причину пустоты или что-нибудь, что могло бы её заполнить, не осознавая, что и причина, и средство находятся внутри вас.

В давние времена, один поэт покинул дом, чтобы отправиться на поиски весны. Он искал её везде, но безуспешно. По возвращении домой, он увидел, что в его собственном саду зацвело абрикосовое дерево.

Если вы увидите внутри себя истинное я, вы обретёте полное спокойствие, и чувство пустоты исчезнет. Поскольку ваше настоящее я и есть сама истина, то там нет места для насилия или обмана, не сомневайтесь в этом ни на мгновение.

Люди часто пытаются переносить жизненные трудности с надеждой, что всё образуется завтра и в каком-нибудь другом месте. Но если вы не познали себя внутреннего, то такие мысли иллюзорны.

Поэтому посмотрите внутрь себя откровенно. Найдите в себе истинное я. Всё в мире – радость, печаль, счастье, неудача и неудовлетворённость исходят от вас, всё это находится внутри вас. Поскольку всё исходит от вас, то вы единственный, кто может эти проблемы разрешить. Это истина. С непоколебимой верой доверьтесь во всём себе как своему истинному я и наблюдайте, как всё взаимодействует. Это внутренний путь, который учит вас смотреть на вещи, не отделяя их от себя, показывая вам, что «ты» и «я» – не два.

 



Является ли жизнь страданием?

Вопрос 2: Мне как-то не везёт последнее время. На работе были неприятности, пришлось уйти, нашёл другую работу, но там очень тяжело, да и платят совсем мало. Дома все ругаются, часто из-за денег. Надеялся, что хотя бы дети будут жить лучше, но, как ни стараюсь, не получается в жизни то, чего хотелось бы. В одной книге я прочёл, что Будда сказал: «Жизнь – это страдание». Если это так, то как мне справиться со всем этим?

 

Ответ: Все мы в жизни проходим через многое: болезни и бедность, радости и счастье. Вы можете подумать, что некоторые из этих событий – чистая случайность. На самом же деле, всё, что мы испытываем в жизни, является результатом того, что мы сами создавали на протяжении длительного времени. «Плоды», которые мы пожинаем сегодня, являются результатом того, что мы «посеяли» в прошлом, и то, как мы реагируем на ситуации в настоящем, определяет то, что мы получим в будущем. Поэтому не думайте, что трудности, с которыми вы сталкиваетесь, являются случайностью. Не стоит винить других за свои трудности. Напротив, нужно быть благодарным своему истинному я, дарующему вам шанс, чтобы измениться. На возникшие трудности можно отреагировать со злобой, жалуясь, кого-то обвиняя, но также можно эти трудности воспринять как возможность обогатить себя. Какой подход вы выберете, зависит от вас. Ваше будущее зависит от вашего выбора.

Это правда, что Будда сказал: «Мир полон страданий». Он также сказал, что «Мир, словно горящий дом». Этим Будда предупредил тех людей, которые гоняются только за материальными вещами, не задумываясь об Истине.

Большинство людей идут по жизни, влача за собой свои проблемы. Таким образом, они страдают дважды: сначала, когда возникают трудности, и потом, когда они пытаются тащить их за собой. Каждый Будда переживал трудности и проблемы, потому что они являются внутренними результатами того, что создал когда-то в прошлом абсолютно каждый. Тем не менее, Будды, ни к чему не привязываясь, всё высвобождают в свое фундаментальное пространство, внутрь себя, и поэтому, какая бы не повстречалась проблема, она становится одним целым с внутренним я и таким образом, растворяется и исчезает.

Когда эти плохие ситуации уже возникли, тогда мало, чем можно помочь. Но если вы отпустите все эти трудности в своё внутреннее я, не цепляясь за них и не держась за мнения о них, то вы не будете повторно страдать, влача за собой этот груз. Этим вы также освободите себя от будущих страданий. Если вы всё время будете это делать, то постепенно обретёте спокойствие и, в конце концов, увидите своё внутреннее я, Истину.

Однако если вы никогда не пытались таким способом всё высвобождать, то сделать это будет не так просто. Поэтому сначала вы должны твёрдо поверить, что истина находится внутри вас. Иными словами, знайте, что ваш ум-основание имеет способность обо всём позаботиться. Затем, вы должны понять, что всё, что вам препятствует – не страдания, а скорее, один из аспектов самого себя. Затем вверьте всё своему внутреннему я. После этого всё, что вы вверили, рассеется, потому что ваше внутреннее я, ваше основание является источником безграничной энергии и источником всего.

Как я уже сказала, самый лучший метод решить возникающие проблемы – это с непоколебимой верой отпустить всё внутрь себя, потому что всё приходит оттуда. Это настоящая добродетель и единственный метод жить по – настоящему свободно.

 



Как стать духовной личностью?

Вопрос 3: Обычно, считается, что практика дзэн – это сидение в медитации. И что, я смогу таким способом стать духовным?

 

Ответ: Просто физическое сидение – это не способ практики дзэн, потому что духовная практика делается посредством ума, а не посредством тела. В наше время, когда люди очень заняты, всё должно стать практикой: сама наша жизнь – работа, вождение машины, любовь и сон. Если бы медитация сидя была единственным методом развития ума, то ваша практика прекратилась бы, как только бы вы поднялись с места, не правда ли?

Однажды, в давние времена, когда Мацзу сидел в медитации, мастер дзэн Хуэй-чжан, увидев его, подобрал кусок черепицы от крыши и стал её полировать.

– Зачем Вы полируете черепицу? – спросил Мацзу. – Я полирую её, чтобы сделать зеркало, – ответил Хуэй-чжан. (В то время зеркала делали из полированной бронзы).

Затем, Хуэй-чжан спросил Мацзу, почему он так сидит. Мацзу ответил, что он так сидит, чтобы стать Буддой. Хуэй-чжан сказал:

– Тогда ты не должен вставать, не должен есть и не должен ходить в туалет. Иначе твоя практика закончится, как только ты пошевелишься, не так ли? Услышав это, Мацзу пробудился.

Будда также, в течение шести лет, пытался практиковать посредством тела, но потом понял, что практика делается посредством ума, а не тела.

Если в вас есть вера в ваше истинное я, в ваше основание, если вы доверяете ему всё и наблюдаете за тем, что происходит, живя при этом своей обычной жизнью, то это и есть духовная практика и смысл дзэн.

Вы когда-нибудь видели, что происходит после автомобильной аварии? Водители выходят и начинают спорить о том, чья это была вина. Независимо от того, чья была вина, причиной были водители, а не машины.

Так же наши умы, а не тела, являются источником наших слов и дел.

Наш ум-основание – это водитель, способный обо всём заботиться и направлять нас в повседневной жизни. Другими словами, водитель обо всём заботится и решает каждую проблему в вашей жизни, поэтому доверьте вашему уму-основанию всё и живите легко.

Кто заставляет вас думать, разговаривать, двигаться? Возможно, вы думаете: «я это делаю, это же очевидно». Но явилось ли «я» причиной вашего прихода в этот мир? Отвечает ли «я» за ваше рождение и смерть? Кто ответственен за жизнь и смерть каждого живого существа в этом мире? Это не то «я », которое вы привыкли считать собой, но ваше настоящее я всё делает. Когда вы осознаете эту истину, тогда вы можете оставить такие мысли, как: «он виновен в том, что это произошло…», «я сделал...», «я заслуживаю...». В общем, всегда смотрите на вещи положительно. Если вы постоянно будете воспринимать вещи негативно или постоянно критиковать и обвинять других, то это понизит ваш собственный духовный уровень.

Когда вы живёте с верой в ваше истинное я, которое за всё отвечает в вашей жизни, тогда сама ваша жизнь становится практикой дзэн. В зависимости от обстоятельств, вы можете медитировать сидя, или же, если вы заняты, вы можете практиковаться во время работы, или за рулём и, даже, лёжа, – всё это будет практикой дзэн. Между всем этим нет разницы – будь то медитация сидя, стоя, лёжа или во время работы.

Не имеет значения, чем вы занимаетесь в повседневной жизни, но если вы верите в и всё вверяете вашему я, то вы заняты практикой медитации. В жизни нет ничего, что не являлось бы развитием ума. Поэтому не думайте, что практика дзэн и изучение буддизма существуют отдельно от вашей повседневной жизни. Никогда!

Доверьте все вещи истинному себе, и тогда само бытие станет практикой дзэн. Во всех ваших начинаниях вам следует доверять своему внутреннему истинному я, которое решает все возникающие у вас проблемы; и вы должны знать, что только оно может вести вас в правильном направлении. Это путь развития непоколебимой веры, направления вашего внимания вовнутрь и обретения прибежища в подлинном я. Когда мысли о «я», «мне», «моё» отмирают поминутно, даже если вы не садитесь в медитацию, тогда всё, что бы вы ни делали, становится практикой медитации.

 



Существует ли предыдущая жизнь или перерождение?

Вопрос 4: Я слышал, что в этой жизни мы получаем результаты плохих и хороших дел, которые мы создали в прошлой жизни, а в следующей жизни мы получим результаты того, что делаем сейчас. Существует ли предыдущая жизнь или перерождение?

 

Ответ: Ваша прошлая жизнь и перерождение – это то, что вы создали своим умом, и то, что своим умом получаете. Нет прошлого, потому что вы несёте его с собой, когда рождаетесь в этот мир, и нет будущего, потому, что оно ещё не пришло. Таким образом, есть только данный момент. Однако нет такого определённого отрезка времени, который мы могли бы также назвать «моментом», так что даже настоящее не существует. Есть только бесконечное изменение и проявление, и непрестанное действие всего. Вот и всё. Поэтому говорится, что всё пусто. Однако люди не знают, что всё, в принципе, пусто, и не могут отбросить привязанность к тому, что они делают. Таким образом, то, что они делали в прошлом, становится кармическими сознаниями, которые затем проявляются в их жизни и в их телах. Кармические сознания подобны рабским цепям.

Всё, что люди делали, и то, как они жили в прошлой жизни, автоматически записалось в их умах и позже, в зависимости от обстоятельств, проявится автоматически.

Есть хорошие и плохие обстоятельства, есть обстоятельства благоприятные и неблагоприятные. Люди получают обстоятельства в соответствии с тем, что они создали, пожиная плоды своих же действий. В результатах не бывает случайностей или ошибок.

Однако причину и следствие тоже можно изменить. Если вы без цепляний сможете отпустить всё и вернуть это в своё истинное я, своё основание, вы сможете стереть ваши кармические сознания одно за другим. Обычно говорится, что хорошая карма даёт хорошие результаты, а плохая карма – плохие. Но вы должны знать, что и то, и другое является ничем иным как действием кармических сознаний, которые образуются из-за невежества и привязанностей.

Чтобы родиться в этом мире, отцовская сперма и материнское яйцо соединяются вместе для создания физического тела, к ним также присоединяется вечная жизнь и кармические сознания. Вечная жизнь – это природа Будды, истинное я, изначальная природа. Эта изначальная природа в своей сущности чиста и ярка, она функционирует чётко, без каких-либо противоречий. Таким образом, нельзя сказать, что изначальная природа грязна или чиста, потому что к ней ничто не может пристать. Будда не раз подчёркивал, что мы должны пробудиться к нашей и значальной природе, нашему истинному я. Причиной этого является то, что с точки зрения изначальной природы все хорошие и плохие вещи, даже смерть и перерождение – всего лишь хитрости, которые кармические сознания проделывают с нами.

Если бы вы могли посмотреть на вещи с точки зрения природы Будды, то увидели бы, что все равны, без таких различий, как «я» и «ты», и что никто ни от кого не отделён. Я – это целое, а целое – это я. Поэтому нет кого-то определённого, кто мог бы сказать: «это я» или «это ты». Также, нет отдельно взятого чего-то, что постоянно проходит через цикл рождения и смерти. Ошибочно полагать, что есть некий определённый комочек субстанции, такой как дух, который рождается заново. Однако некоторые люди верят, что есть кто-то, кто рождается вновь, потому что они не пробудились к своей сущности и ошибочно принимают свои кармические сознания за своё фундаментальное я.

Мы развиваем свой ум, чтобы освободившись от цикла рождения и смерти, достичь просветления и Нирваны. До этого момента наши жизни находятся в процессе эволюции. Пока мы не растворим цепи наших кармических сознаний и не обретём настоящую свободу, независимо от того, сколько времени это займёт, мы должны полировать наш ум на пути к истине, меняя наши изношенные тела.

Ваш вопрос предполагает то, что вы видите только физические формы видимого мира. Видимый мир – это только пятьдесят процентов всего. Было бы ошибкой полностью игнорировать его, но постарайтесь не уделять большого внимания феноменальной действительности. Вместо этого, исследуйте свой собственный источник – мир ума, у которого нет физической формы. Отпустите и вверьте всё Вашему истинному я, основанию и источнику, который сделал вас тем, кем вы являетесь сегодня. Вместо следования бесконечному циклу рождения и смерти, поверьте и примите прибежище в истинном себе – в том, кто не рождается и не умирает.

Если, старательно практикуя, вы пробудитесь к тому, чем, в действительности, является ваш ум, вы познаете свою изначальную природу, которая не рождается и не умирает, и которая никогда ничем не запачкана. Тогда на вопросы о существовании души и перерождения естественным путём придёт ответ.

 



Почему мир кажется несправедливым?

Вопрос 5: Мир кажется таким несправедливым! Те, кто ворует и делает ужасные вещи, лучше живут. Если вы ведёте добродетельный образ жизни, то выглядите как глупец или жертва. Почему люди, которые не делают ничего дурного, должны больше страдать? Заслуживают ли поощрения за хорошие дела люди, ведущие правильную жизнь?

 

Ответ: Вам следует знать, что если что-то возникает изнутри вас или приходит снаружи, то причину каждой возникшей перед вами проблемы вы создали в прошлом сами. То, что вы получаете сейчас, включая то, что кажется несправедливым, – всё это вы создали в прошлом. Это абсолютно одинаково для всех.

Всё приходит в вашу настоящую жизнь в соответствии с делами и мыслями, как бы записанными вами в прошлом. Однако все эти записи содержатся в вашем нынешнем уме, поэтому, если вы стираете запись с доверием и наблюдением, вы сможете освободиться.

Поскольку мы эволюционировали многие миллионы лет, то вся информация о том, как мы жили, записалась в уме, наподобие записи на магнитофонную плёнку. На протяжении бесчисленных эонов мы обретали различные формы. Мы жили в теле насекомого, птицы, свиньи и человека. Мы поедали, и поедали нас, обманывали и были обмануты, помогали другим и получали помощь сами, и всё это записалось в наших умах. В наших жизнях проигрывается именно эта запись, в то же время записываются наши реакции на всё, что возникает, включая то, что мы делаем сейчас. Поэтому тяжело жить свободно в этой жизни из-за влияния прошлых записей, освободиться будет сложно и в будущем, если мы не перестанем записывать новое содержание.

Из-за того, что люди не видят, как это работает, они вздыхают над жизненными неудачами, сетуя на то, как всё несправедливо. Но посмотрим на это внимательнее: вы получаете всё в точности таким, каким вы это создали. Никому не стоит жаловаться. Испытываете ли вы радость, гнев, печаль или удовольствие, – это лишь следствия вашего поведения.

Поэтому я всё время говорю вам: так как проблему создали вы, то вы – единственный, кто должен её разрешить. И вы, действительно, можете это сделать. Когда вы что-то вверяете своей изначальной природе и наблюдаете, то этим вы стираете старые данные. Это равносильно тому, как если бы вы сделали пустую запись поверх старой. Этим методом мы сможем освободить себя от цепей прошлого.

Другими словами, с чем бы вы ни столкнулись – с бедностью, болезнью, семейными проблемами, гневом, одиночеством и тому подобным – всё это приходит из вашего ума-основания, или вашего истинного я. Вот почему вы должны возвращать это в то место, откуда это пришло. Вам следует вверить всё своему истинному я. Тогда прошлая запись сотрётся и исчезнет.

Ваше истинное я, ваше основание, соединяет прошлое, настоящее и будущее. Ваше истинное я – единственный, кто способен сообщаться со всем в этом мире и с Вселенной. В уме-основании все вещи напрямую связаны друг с другом. Поэтому вы должны помнить: независимо от того, что перед вами предстаёт, вверяйте всё это вашему уму-основанию, вашему истинному я, и тогда всё изменится.

Но вы можете возразить: «а как же хорошее и плохое?» Конечно, существует и хорошее, и плохое. Однако нет такого плохого и хорошего, которое остается таким вечно, ведь каждый имеет в себе и плохое, и хорошее.

Ваш ум заставляет вас поступать плохо или хорошо. Хороший человек не всегда поступает только хорошо, а плохой человек не всегда поступает только плохо. Поскольку в каждое мгновение всё меняется, хорошие в обычное время люди, находясь в определённых ситуациях, могут совершить преступление, и люди, обычно совершающие плохие поступки, в некоторых обстоятельствах могут сделать что-то хорошее. Таким образом, добродетельные люди могут также сделать что-то плохое, а люди, делающие плохие вещи, могут также сделать что-то хорошее. Если всё постоянно меняется, то можно ли сказать, кто плохой и кто хороший? Когда наши умы находятся в соответствии с Истиной, мы становимся хорошими, но если мы позволяем себе неправильную мысль, мы неизбежно опускаемся до пути зла.

Давным-давно, пробираясь через чащу, вор увидел рыдающую женщину. Одного ребёнка она несла на спине, другого на руках, прижимая к себе идущего рядом третьего ребенка. Дети кричали от голода, но ей нечего было им дать. У них был настолько жалкий вид, что вор подошёл к женщине, притворившись мелким торговцем, и сказал:

«Вам нечего есть? Дети выглядят очень голодными». Женщина ответила: «У нас нет еды. Моего мужа арестовали, и от него нет вестей. У нас отняли даже хижину. Нам некуда идти».

Услышав это, вор отдал им деньги, которые украл, и сказал женщине купить на них дом, затем дал детям еды, которую он тоже украл. Позже он улыбнулся, осознав ироничность ситуации: он им отдал всё, что с таким трудом украл.

Люди поступают по-разному. Один просит милостыню, несмотря на отсутствие каких-либо физических проблем. А в другом случае, инвалид что-то продаёт из инвалидной коляски, пытаясь сам заработать себе на жизнь. Есть люди, которые, давая деньги, устраивают из этого большое шоу. Есть также те, кто заботится о чувствах просящего, поэтому дают деньги незаметно. Есть люди, которые платят полную цену, если видят, что продавец беден. А есть те, кто пытается обобрать, торгуясь даже с бедняком или инвалидом. Сколько людей, столько умов.

Если подумать, люди воруют из-за невежества, делают глупости из-за невежества, вредят из-за невежества. Люди поступают подобным образом не потому, что они в сущности своей плохие, а потому, что они не понимают своего основания, которое связано со всем.

Поэтому я говорю: никто в действительности не является злым. Нет ничего, что можно было бы вменить кому-либо в вину. Почему? Да потому, что всё меняется и непрестанно движется, выходя за пределы времени и пространства.

Даже закоренелые преступники не всегда плохие. И такие люди продолжают развиваться. Вы бы удивились, если бы увидели, насколько они улучшились, даже сейчас. Если вы посылаете им хорошие мысли через свой ум, они пойдут по лучшему пути. Почему бы вам не повести их в правильном направлении и, таким образом, спасти?

 



Почему чувство удовлетворённости непродолжительно?

Вопрос 6: Я никогда не чувствую полной удовлетворённости ни в чём и ни в ком. Даже если мне что-то очень нравится, это чувство никогда не длится долго. Я не знаю, почему. Что со мной не так?

 

Ответ: Вы не будете по-настоящему довольны ничем в своей жизни до тех пор, пока не узнаете, откуда вы пришли и кто вы такой. Вы должны познать свой источник, свою изначальную природу. Если вы будете продолжать думать о своем теле как о «я», и считать, что «я всё делаю», то ничто вам не принесёт удовлетворения надолго.

Посмотрите на своё тело. Вероятней всего, оно не проживет и ста лет. Когда срок его жизни закончится, какой вам будет прок от всей вашей накопленной собственности и достижений? Взгляните на славу. О скольких известных при жизни людях помнили хотя бы в течение пятидесяти лет после их смерти? Люди цепляются за такие вещи, как их тело, известность, деньги, и за такие мысли, как «я сделал...», «я этого заслуживаю...», «она со мной так поступила...» и так далее, думая, что эти вещи смогут стать стеной, которая защитит их от трудностей. Так, они продолжают строить стену еще выше и толще. Однако стена эта не защитная, а тюремная.

Чем выше поднимается эта стена, тем холоднее становятся их умы. Тюрьма, созданная образом мысли и цеплянием, намного страшнее и безжалостнее любой физической тюрьмы. Даже решение судьи не в силах высвободить из такой тюрьмы. Однако именно в таком месте большинство людей предпочитают проводить свои жизни. Некоторые, живя в этих стенах, даже думают, что они свободны.

Освободить себя можно только, отпустив свои представления о том, кто ты такой. Знайте, что всё в мире делает ваше основание, ваша природа Будды. Поэтому доверьте все такие мысли, как «я», «моё», «он сделал...», своему основанию и сделайте шаг вперёд к свободе. Это называется «делать без мысли о делании». Когда ловите себя на таких мыслях, как «я сделал...», сразу же их отпускайте, с осознанием того, что «это моё основание делает всё это». Это путь разрушения стены. Когда таким образом практикуешь, весна приходит сама собой, тает лёд и зацветают цветы.

Безграничная энергия и способности находятся внутри вас. Являясь источником всей этой энергии, ваше основание связано абсолютно с каждой вещью во Вселенной. Вот откуда приходит настоящее удовлетворение. Когда вы вверяете все свои мысли, чувства и обстоятельства вашему основанию, оно даёт вам то, что необходимо. Оно и так уже знает, что для вас необходимо, лишь нужно дать ему возможность действовать. Ввериться – способ сделать это. Это основание, ваша изначальная природа ‒ поистине таинственно.

Всё в этом мире постоянно движется, меняется и проявляется, благодаря нашему основанию. Во Вселенной оно является источником всего – тех вещей, что мы знаем, и тех неуловимых, таинственных вещей, которые большинство людей совершенно не осознаёт. Не существует способа, посредством которого осмысление или планирование могли бы контролировать нашу изначальную природу. По сравнению с любыми словами или мыслями, она настолько велика, что единственное, что все мы можем сделать, – это вверить себя ей. Когда мы, безусловно, всё вверяем нашей изначальной природе, нашему основанию, мы становимся с ней одним целым. Тогда нам даётся то, что нам действительно необходимо.

До тех пор, пока вы будете смотреть вовне себя, вы никогда не будете полностью удовлетворены. Истинное удовлетворение приходит от знания и доверия к своей изначальной природе, природе будды, и не от чего другого.

 



Почему исчезло чувство единства со всей Вселенной?

Вопрос 7: Два месяца назад, находясь в зале Дхармы, я испытал что-то необычайное. Во время медитации мне показалось, что я, совершенно внезапно, будто бы, исчез. Я превратился в яркий свет и стал одним целым со всей Вселенной. В тот момент я почувствовал себя настолько счастливым и беззаботным, что мог бы перенести без страха любые трудности. Но с тех пор я утерял это чувство, хотя хорошо его помню. Сколько ни пытаюсь вернуться в тот момент, у меня не получается это сделать. Чем больше я стараюсь, тем более подавленным себя чувствую. Почему это чувство исчезло? Если я всё так живо помню, почему я не могу ощутить это снова?

 

Ответ: Когда вы идёте, вы поднимаете вверх одну ногу и опускаете её в другое место, а затем перемещаете вперёд вторую ногу. Когда вы идёте, цепляетесь ли вы за каждый шаг? Или же, вы просто идёте, не думая о только что пройденных шагах? Вы просто идёте и со спокойным умом поднимаете ногу, затем опускаете её вниз, и так, шаг за шагом.

Духовная практика подобна движению во время ходьбы. Всё во Вселенной действует подобным образом. Как и при ходьбе, мы всё время движемся вперёд. В один момент мы замечаем что-то, проходим мимо и мгновенно делаем что-то другое. Как только мы услышали или увидели что-то другое, мы переключаемся. Естественно, мы так живём.

Когда вы находите что-то привлекательное, вы пытаетесь зацепиться за это. Или же, если вы чувствуете себя несчастным, вы пытаетесь зацепиться за это несчастье. Если не освободиться от этого, невозможно будет продвинуться за пределы этого опыта. Давайте будем учиться мыслить иначе. Не имеет значения, сколь сильно вы опечалены, – это преходяще; не имеет значения, насколько вы счастливы, – это недолговечно. Если держишься за момент счастья или печали, можешь ли ты быстро и свободно шагать вперёд?

Мы проживаем наш каждый день, как ветер, который никогда нигде не задерживается. Поэтому в Сутре Сердца говорится, что, поскольку всё изменяется, то нет момента, когда я мог бы сказать: «я делаю», или «я не делаю». Слушать, смотреть, говорить, читать, работать, встречаться с людьми – ничто в жизни не статично, даже на мгновение. Всё это исчезает как ветер; ничто никогда не стоит на месте.

Однако ваш интеллект пытается задержаться как на хорошем, так и на плохом. Люди склонны к страданиям, когда полученный результат не оправдывает их ожиданий. Или пытаются задержаться в моменте счастья, стремясь навечно в нём остаться. Вместо этого, просто шагайте вперёд. Это прямой путь, следуя которому, вы достигнете просветления.

В процессе развития ума вы можете натолкнуться на большое чудо или на ужасные страдания. Но знайте, что всё это существует с целью научить вас и помочь вам улучшиться. Поэтому, независимо от того, что перед вами предстаёт, отпустите и хорошее, и плохое, и идите вперёд спокойно и свободно.

 



Как направлять своих детей?

Вопрос 8: Я – мать учащегося средней школы. Так как мы с сыном не очень ладили, я всегда пыталась для него делать всё самое лучшее, и я думаю, он чувствовал, как я о нём забочусь. До недавнего времени с ним не было никаких проблем, но потом он стал общаться с друзьями с не очень хорошей репутацией. Я никогда не знаю, где они бывают. Мой сын начал отставать в школе.

Не так давно он на несколько дней исчез, и мне пришлось повсюду его искать, пока, наконец, я не нашла его и не привела домой. Он должен был готовиться к вступительным экзаменам в старшую школу, но как бы я не пыталась убедить его в необходимости учиться, – я даже бранилась, – он абсолютно меня не слушал. Напротив, он повёл себя ещё хуже. Я делаю всё возможное, чтобы помочь ему обрести хорошее будущее, но, кажется, ничто не действует, и я чувствую себя опустошённой. Что мне делать?

 

Ответ: Если вы искренне хотите помочь своему сыну стать хорошим человеком, если вы искренне хотите понять друг друга, тогда вы первая, кто должен разрушить стену, которую вы построили. Если вас окружают нагромождённые стеной пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: