Публицистический стиль речи




Публицистический стиль. Устное выступление

Название этого стиля — однокоренное слово к словам «публицистика», «публика», то есть стиль этот обращен прежде всего к людям, обществу.

Цель публицистического высказывания — воздействие на массовое сознание с помощью значимой для общества информации. Информационная функция таких текстов сочетается с функцией убеждения, следовательно, чертами стиля являются логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Публицистический стиль, как и другие, характеризуется своей системой жанров. Жанр — это определённый способ организации речи, особая речевая форма, в которой самую важную роль играет образ автора.

Образ автора в публицистике — это «авторское я» журналиста, характер его отношения к действительности (например, описание, оценка). В разных жанрах образ автора различен. Так, в передовой статье журналист выступает как представитель общества, коллектива, организации и т. п. Создаётся своеобразный коллективный образ автора. Более конкретен этот образ в очерке (событие не только воспроизводится, но и служит поводом для размышлений, обобщений, постановки проблем; это очень «личный» жанр с большой психологической нагрузкой; в очерке портреты людей и описания не выдуманы; очерк оголяет мораль, бросает вывод читателю); весьма специфичен в фельетоне, отличаясь сатирическим отражением событий и анализом фактов. Очень слабо «авторское я» журналиста проявляется в заметке, потому что заметка концентрируется на сообщении. Главное — точно выразить суть информации, кратко и лаконично сообщить о факте без выводов и комментариев. Репортаж наглядно представляет событие глазами наблюдавшего, наблюдающего или участвующего человека, поэтому здесь необходима оценка происходящего, выражение собственного отношения к событиям, людям. Важнейшее свойство репортажа — эффект присутствия.

Основные стилевые черты:

  • сочетание экспрессии и штампов;
  • информация адресована широким массам;
  • быстрота в передаче информации;
  • убеждение путём эмоционального воздействия, выражение в открытой форме своего отношения к сообщаемому;
  • доступность.

Публицистический стиль одновременно консервативен и изменчив. Функция сообщения обусловливает использование нейтральной лексики (политической, экономической). В принципе весь лексикон литературного языка в распоряжении публицистики. Главное — общедоступность. Функция воздействия — важнейшая. Недаром журналистику называют четвёртой властью наряду с законодательной, судебной и исполнительной. Даже был такой анекдот: экономический кризис не был бы мировым, если бы об этом не сообщили СМИ. Для цели воздействия берётся не только готовый языковой материал, но и трансформированные слова из разных сфер деятельности. К примеру, используется специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, тур переговоров (спорт), драма народа (литературоведение). Но ярче всего функция воздействия проявляется в синтаксисе: это выразительные разговорные конструкции, крылатые выражения и афоризмы, вопросительные и восклицательные предложения, повторы, параллелизм предложений, анафора и эпифора, антитеза и другие тропы и фигуры речи. Редко встречаются причастные и деепричастные обороты: они заменяются придаточными предложениями. Предложения обычно сжаты, лаконичны, ёмки.

215. 1) Выразительно прочитайте текст. Опираясь на его содержание,

объясните, какую мысль стремится донести до читателя Владимир

Алексеевич Солоухин. К чему призывает нас писатель? УСТНО!

 

Родина

Родина складывается из конкретных и зримых вещей:

изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектур-

ных красот. Родина — это не очертание на карте, лежащее в

железных обручах меридианов, как выразился один поэт, но,

может быть, скорее, это берёза под окном, по выражению то-

го же поэта.

Контуры на карте и даже саму географическую карту

любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое

озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставни-

ков… Да, из любви к конкретным вещам складывается лю-

бовь к родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена

любовью к преданьям, к легендам, к истории, то это и будет

культура.

Коровник, паровоз, подъёмный кран, дорожный каток,

безусловно, полезны, но любить их нельзя. А Покров на Нер-

ли любить можно, а Василия Блаженного, Московский

Кремль, песни, стихи Пушкина, романы Толстого любить

можно. Будем же собирать по крохам, по камешку всё, что

можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к

России.

 

2) Докажите, что текст относится к публицистическому стилю. Устно.

 

 

216. 1) Прочитайте запись устного выступления, подготовленного на

тему «Я приглашаю вас на праздник!». Захотелось ли вам после его

прочтения ощутить себя причастным к этому празднику и откликнуть-

ся на приглашение? Объясните почему. УСТНО!

 

Нужны ли нам праздники? Я думаю, нет ни одного чело-

века, который ответил бы «нет». Согласитесь, праздники лю-

бят все!

Есть праздники, существовавшие испокон веков, а есть

появившиеся совсем недавно. Я хочу пригласить вас на

празднование Дня народного единства, который мы отмеча-

ем с 2005 года 4 ноября в память об освобождении нашего го-

сударства от польских интервентов в 1612 году. Этот день на-

поминает нам о том, что могущество страны — в единстве её

народа. В 1612 году все люди, независимо от вероисповеда-

ния и национальности, смогли объединиться и отстоять сво-

боду своего Отечества.

Я приглашаю всех в День народного единства к памятни-

ку Минину и Пожарскому — копии монумента, возвышаю-

щегося на Красной площади. Памятник был открыт у нас в

Нижнем Новгороде 4 ноября 2005 года на том месте, с кото-

рого земский староста Кузьма Минин обратился к согражда-

нам с пламенным призывом собрать средства на ополчение

для освобождения Родины.

(Светлана К.)

218. 1) Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Свой ответ

обоснуйте.

 

Жаркие. Зимние. Твои

Помимо общепринятого девиза Олимпийских игр «Бы-

стрее, выше, сильнее!», каждая из стран, принимающих

Олимпиаду, стремится придумать собственный слоган.

В 2014 году зимние Олимпийские игры проводились в

России, в городе Сочи. У Олимпиады в Сочи был свой слоган:

«Жаркие. Зимние. Твои».

Слово «Жаркие» в слогане означает борьбу спортсменов

и накал страстей болельщиков, а также указывает на место

проведения зимней Олимпиады — южный город-курорт

Сочи.

Слово «Зимние» символизирует время проведения Олим-

пиады и традиционное восприятие России с её снежными зи-

мами в мире.

Слово «Твои» подчёркивает масштабность олимпийского

проекта и возможность для каждого сопереживать спортсме-

нам и радоваться их победам и достижениям.

Слоган зимней Олимпиады-2014 в Сочи раскрывает ши-

роту национального характера россиян, он адресован каждо-

му человеку, близок и понятен ему.

Зимняя Олимпиада-2014 проходила в России, и этим

нельзя не гордиться!

(А. Ильинский)

2) Устно перескажите содержание текста

 

Домашнее задание

221. Орфографический и пунктуационный практикум. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

 

Наше Отеч..ство

Наше Отеч..ство наша Родина — матушка Россия.

Отеч..ством мы з..вём Россию потому, что в ней жили

испокон веку и живут отцы и деды наши.

Родиной мы з..вём её потому, что в ней мы р..дились.

В ней говорят р..дным нам языком и всё в ней для нас

р..дное; а матерью — потому, что она вск..рмила нас св..им

хлебом всп..ила своими водами выучила св..ему языку, как

мать, защ..щает и бер..жёт нас от всяких врагов.

(К. Ушинский)

Примечание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: