Автор-разработчик: Оганян К.М.




Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин им. В.У. Агеевца

 

Ф И Л О С О Ф И Я

 

Учебное пособие

49.03.01

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Менеджмент

Реклама и связи с общественностью

Международные отношения

Сервис

Сестринское дело

Туризм

Экономика

Журналистика

Форма обучения

очная

 

Автор-разработчик: Оганян К.М.

 

 

Санкт-Петербург


 

Предисловие................................................................................ 4 Введение...................................................................................... 5 1. Место и роль философии в культуре................................. 6 1.1. Предмет философии.......................................................... 6 1.2. Структура философского знания.................................. 13 2. Исторические типы философии...................................... 24 2.1. Индийская философия................................................... 24 2.2. Китайская философия.................................................... 31 2.3. Античная философия..................................................... 39 2.4. Философия западно-европейского Средневековья.... 61 2.5. Философия Возрождения.............................................. 69 2.6. Философия Нового времени......................................... 75 2.7. Современная философия............................................... 89 2.8. Русская философия………………………………….. 105 Заключение............................................................................... 118 Терминологический словарь.................................................. 119 Библиографический список........................................................................................ 128


ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель пособия - создать у студентов целостное представление о роли философии в культуре разных исторических эпох, о наиболее су­щественных закономерностях развития философской мысли. Каждый тематический раздел завершается списком контрольных вопросов, которые обращают внимание на наиболее важные моменты его содержания, что помогает подготовиться к семинару, тестированию, экзамену. В учебном пособии имеется терминологический словарь, рас­крывающий смысл и содержание ключевых понятий, необходимых для успешного освоения предмета и совершенствования речевой культуры. Дополнительную информацию к содержанию пособия можно найти в предложенном списке литературы.


Изучение философии является важной составляющей гуманитар­ной подготовки будущих специалистов. Оно способствует формирова­нию мировоззрения, личностной культуры и жизненной позиции моло­дого человека и дает те навыки свободного критического мышления, которые востребованы в любой профессиональной деятельности. За многие века своей истории философия накопила огромный объ­ем знаний, и ни один учебник не способен охватить его в полной мере. Мы рассматриваем историю философии в широком контексте основ­ных исторических типов культуры с тем, чтобы увидеть неповторимое своеобразие каждого этапа, оценить уникальный вклад мыслителей прошлого в мировое наследие, понять, насколько разнообразна фило­софская мысль. Представляется важным рассмотреть взаимосвязи философского процесса с динамикой общественной жизни, религией, наукой, искус­ством. Важно освоить ключевые философские категории, выделить основные концепции, школы и направления, характерные для миро­воззрения той или иной эпохи. Понимание существенного открывает возможность более глубокого и детального изучения философии.


1. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ

Этот раздел учебного пособия дает общее представление о своео­бразии философских проблем, о функциях, которые выполняет фило­софия в культуре, а также об основных разделах философского знания. 1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Слово «философия» происходит из греческого языка и означает любовь к мудрости (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость). Со­гласно преданию первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку подлинная мудрость, в его понимании, - только у Бога, человеку же дано любить мудрость, т. е. стремиться к обладанию истиной, никогда не достигая желаемого в полной мере. Таким образом, мыслители, раздумывающие над предель­ными проблемами бытия и человека (а именно таковы философские проблемы), стали называться философами. Независимо от достоверно­сти данной легенды, термины «философ», «философия», утвердивши­еся с античных времен, используются во всех европейских языках, а также в арабском. Философия как мировоззрение. Великий Кант считал, что фило­софия призвана ответить на вопросы: что есть человек? что он мо­жет знать? что должен делать, на что смеет надеяться? Эта сфера духовной культуры возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире. Философия, в первую очередь, является мировоззрением, т. е. совокупностью представлений о том, как устроен мир и каковы возможности человека в этом мире. Эти общие взгляды представляют собой не просто знания о действи­тельности, но и ее оценку с позиций справедливости, добра, красоты. Это такие знания, которые стали убеждениями. Мировоззрение опреде­ляет цель и смысл жизни личности, оно реализуется в поступках. Осознание человеком своего места в мире, меры своих возможно­стей позволяет ориентироваться в сложных проблемных ситуациях, оценивать происходящее, принимать решения и нести за них ответ­ственность. Бытующее в обыденном сознании представление, будто у каждого есть свой взгляд на мир, своя точка зрения, вряд ли можно счи­


тать обоснованным. Создать оригинальное мировоззрение, которое бы убедительно и аргументированно трактовало основные проблемы че­ловеческого существования, так же сложно, как и сотворить особенное художественное произведение или разработать научную теорию. Вы­дающийся философ - столь же редкое для культуры явление, сколь та­лантливый поэт, художник, ученый. Еще сложнее сделать собственное философское мировоззрение достоянием современников или потомков, превратить его в часть общественного сознания. Такое удавалось лишь немногим из философов, большая их часть вела уединенный образ жиз­ни, адресуя свои рассуждения узкому кругу единомышленников, собра­тьев по цеху, и оставалась на вершинах элитарной культуры. Люди той ли иной эпохи мыслят и оценивают мир в рамках опре­деленной парадигмы, доминирующей системы ценностей. Философия участвует в создании такой системы ценностей наряду с религией, ис­кусством, правом, наукой. При этом именно философия выражает дух культуры, мировоззрение эпохи наиболее ясно и отчетливо. Мировоззрение может быть и нефилософским. Задолго до возник­новения философии, а затем и одновременно с нею социально значи­мое мировоззрение было представлено религией. В чем же состоит особенность философии? Она является формой теоретического знания о мире, оформленного как система абстрактных понятий, принципов, законов. Причем, это исторически первая, самая древняя форма теоре­тического знания, предшествовавшая науке. Первые успехи философии были основаны на великом открытии древними мудрецами силы разума, рационального мышления. Они по­няли, что можно устанавливать и доказывать истину на основе логиче­ских выводов, без обращения к опыту. Искусство добывать истинное знание рациональным методом древние греки называли теоретическим. На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. Но она никогда полностью не теряла из вида задачи, постав­ленные еще античными мыслителями. С древности предметом фило­софских размышлений являются самые общие и глубокие идеи и принци­пы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней. Каждое поколение, каждый выдающийся мыслитель вносит свой вклад в понимание предмета философии. Определение предмета - са­мостоятельная философская проблема.


Платон считал предметом философии «познание сущего, вечного и непреходящего», Аристотель - «исследование причин и принци­пов всех вещей», Гегель - «мыслящее рассмотрение предметов», Бердяев - «раскрытие разумом вселенской истины», Шлик - «де­ятельность, посредством которой утверждается или объясняется смысл высказываний». Философия, по меткому замечанию Г. Гегеля, - это «эпоха, схва­ченная в мысли». Чтобы понять ту или иную историческую эпоху, ее идеалы, сомнения и надежды, нужно обратиться к ее философии. В процессе исторического развития менялся круг вопросов, занимавших мыслящих людей. Это могли быть вопросы происхождения мира, со­циального устройства, свободы личности и другие, в результате чего видоизменялись предмет философии и его понимание. Таким образом, предмет философского знания не локализован в пределах той или иной области, как в точных науках. «Размытость» его границ и невозмож­ность его окончательного определения составляет специфическую осо­бенность философии. Однако в основе философского знания всегда ле­жит установка на выяснение связи между человеком и миром. Принципиальная особенность философского мышления - самокри­тичность и неудовлетворенность достигнутым. Это продукт свободной творческой деятельности человеческого разума. Философия - незавер­шенное знание, так как мир, общество, человек представляют собой открытые саморазвивающиеся системы. Философии свойственна реф­лексия. Этот термин означает мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания. Философская рефлексия представляет собой критический анализ форм, установок, стереотипов человеческого сознания и поведения с целью осмысления их предельных оснований. Мировоззрение человека, не знакомого с философией и не способ­ного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и поверхностный характер. Оно, как правило, страдает отсутствием основательности и широты, неустойчивостью или догматичностью. Многовековая мудрость и опыт решения мировоззренческих вопросов, накопленные в философии, - хорошая школа для человека, желающего овладеть культурой мышления. Философы редко сами занимаются открытием новых фактов, ка­сающихся природных или общественных процессов. Они не произ­водят каких-либо специальных научных наблюдений и эксперимен­


тов. Единственное орудие философа - сила его собственной мысли, умозрение. История философии свидетельствует о неустанном поиске идеала, способного наполнить жизнь человека и народа смыслом. Это, прежде всего нравственный идеал. Философские размышления помогают че­ловеку определить сущность таких высших жизненных ценностей, как счастье, добро, красота, любовь, справедливость. Для этого необходи­мы свои собственные усилия, а изучение философии дает знания, на которые следует опираться. Цель изучения философии в системе образования состоит в усвое­нии определенного объема философских знаний и формировании уме­ния применять их. Это составляет то, что называют философской куль­турой личности. Еще с древности философия возводилась в ранг высшего знания. Ей отводилось главенствующее место среди прочих форм знания и многообразных форм культуры. Аристотель полагал, что есть науки более полезные, чем метафизика («первая философия»), но нет более благородной и прекрасной. Именно метафизика дает человеку знание «первых причин», т. е. фундаментальных основ мироздания. Ф. Бэ­кон, живший много веков спустя, также считал философию матерью остальных наук. Несмотря на существенное различие во взглядах этих мыслителей, оба утверждали, что философия проникает во все области культуры, являясь их общим основанием. Отношение к философии как к высшей мудрости было пересмотрено только в XIX в. мыслителями позитивистского направления. Однако их идея о превосходстве науч­ного знания над философским не стала общепринятой, так как была оспорена представителями других направлений. В настоящее время со­храняется двойственное отношение к философии. Самостоятельная область духовной деятельности, отличающаяся от всех других ее областей, философия в ходе истории могла сближаться с религией, искусством, наукой, политической идеологией и даже при­нимать их облик. Границы, отделяющие философию от прочих форм культуры, являются достаточно тонкими, и все же ее нельзя подвести ни под понятие науки, ни под понятие искусства или религии. Философия и религия. Религия как и философия формирует ми­ровоззрение, общие принципы, которыми люди руководствуются в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны


с философскими, но они не нуждаются в обосновании, так как явля­ются предметом веры. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна: религии цивилизованных народов имеют священные книги и кодифицированные толкования к ним, в которых закреплено ортодоксальное понимание смыслов. Философия же стре­мится к свободе от всяких авторитетов, автономный разум не подчиня­ется никакому давлению и все решения принимает сам. Однако в истории культуры мы найдем немало примеров гармони­ческого содружества религии и философии. Так, в индуизме философ­ское познание мирового абсолюта расценивается как богослужение, как жертвоприношение. «Истинное знание» в буддизме, т. е. философское углубление в смысл четырех благородных истин - первая ступень на пути спасения от страданий. Европейское Средневековье породило своеобразный тип христианской религиозной философии - теологию. Русская религиозная философия - одна из вершин мировой философ­ской культуры. Существует, однако, множество философских учений, несовместимых с религией. Яркий пример конфронтации философии и католицизма - век Просвещения. Существуют философские систе­мы, принципиально несовместимые с религиозной верой и практикой. Трудно представить материалиста или позитивиста, который одновре­менно был бы верующим человеком. Философия и наука. Философия возникла в синкретическом един­стве с наукой и на всем протяжении всей своей истории сохраняла чер­ты сходства с ней. Наука и философия - два типа теоретического зна­ния, особенность которого состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль игра­ют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями. В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике - теплота, энергия и пр.). К философским категориям относятся как понятия, хорошо знако­мые каждому (сознание, время, свобода и др.), так и понятия экзотиче­ские для обыденного сознания (монада, вещь в себе, экзистенция и др.). Высшей целью и ценностью для философии, как и для науки, является


истина. В прочих видах человеческой деятельности истинное знание ценится как средство для достижения какой-то конкретной цели, а для философа и ученого истина добывается ради нее самой, она - само­ценно, независимо от того, будет ли приносить практическую пользу впоследствии. Однако считать философию разновидностью науки неправомерно, учитывая их существенные отличия. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее норма - объективность - стремление знать предмет таким, каков он есть на самом деле. Субъективное от­ношение ученого к исследуемому предмету неуместно. Теоретическое объяснение действительности в философии, даже в тех учениях (Спи­ноза, Гегель, Маркс и др.), которые стремятся к максимальной объек­тивности, т. е. научности, дополнено ее оценкой с позиций идеала. Фи­лософ высказывает свое отношение к действительности, как правило, критическое, и думает о ее совершенствовании. Каким может и должен быть человек? Как привнести в общество гармонию? - это философ­ские, но не научные вопросы. Научное знание основывает на прочной почве фактов. Здесь гипотезы должны находить подтверждение в дан­ных опыта, в то время как философские идеи нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью эмпирических фактов. Филосо­фия выходит за рамки опыта, размышляя о том, что в опыте не дано. Философия и искусство. Между философией и искусством есть также много общего. Главный предмет внимания - человек, человече­ские страсти, драмы, ценности и идеалы. Вечные темы философии и ис­кусства делают бессмертными великие произведения как художествен­ной, так и философской культуры. Они всегда остаются современными и в каждую эпоху приобретают новый смысл и актуальность. Отличие же заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство - художественного мышления. Философ мыслит абстрак­циями, а поэт художественными образами; в искусстве главное - эмо­циональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем; фило­софский же текст обращен к разуму читателя. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие из философов были одновременно и прекрасными писателями (Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Л. Толстой, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.). Функции философии. Вопрос о функциях философии - это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется


ими философское знания. Основными функциями философии являются мировоззренческая, социальная и методологическая. Мировоззренческая. Философии выступает как средство выраже­ния, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория ре­шения мировоззренческих вопросов. Мировоззрение образуется под влиянием самых различных обстоятельств - воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. Существуют разнообразные виды и варианты мировоззрений: мифологическое, ре­лигиозное, атеистическое, научное. Между философией и мировоззрением имеется тесная и непосред­ственная связь. Философские размышления - это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами учениях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируются и обосновываются раз­нообразные варианты имеющихся у людей взглядов и убеждений. Бла­годаря этому они получают признание и распространение в обществе. Социальная. В философии формулируются проблемы, поставлен­ные, в конечном счете, самой жизнью, и философские дискуссии пред­ставляют собой поиск таких их решений, которые отвечают потребно­стям различных социальных групп, народов, общества в целом на том или ином этапе истории. Выполняя социальную функцию, философия осмысливает проблемы общественной жизни и перспективы даль­нейшего развития общества. С одной стороны, философская критика проливает свет на неблагополучие и болезни социума, разрушая уко­ренившиеся порядки. С другой - она обсуждает возможные варианты его изменений, вырабатывая идеалы, стремление к которым призвано определить вектор перемен. Выполняя данную функцию, философская мысль создает социально-значимые культурные ценности, социально­политические идеологии. Так, например, учение Конфуция в Китае ста­ло основой национальной традиции, философия французских просве­тителей создала идеологию Великой французской революции. Методологическая. Методология - это знание о том, как действо­вать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой из них формируется и специфическая система методологических знаний. Но наряду со спец­ифическими используются также и методы, которые имеют всеобщий характер. Философия занимается анализом и разработкой общей мето­дологии познания и деятельности.


Из философских представлений о мире и человеке вытекают ме­тодологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в действительности, позволяют определить исходные позиции для поис­ка путей, ведущих к цели. Это особенно важно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с принципиально новыми задачами, методы решения которых неизвестны. Велика роль философских идей в революционные периоды разви­тия науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выполняют эвристическую функцию, выступая в качестве методологических средств для опреде­ления и оценки перспектив дальнейшего развития новых теорий. Контрольные вопросы 1. Каково происхождение термина «философия»? 2. Что такое мировоззрение? В чем заключается специфика философского мировоззрения? 3. В чем сходство и различие философии и религии? 4. В чем сходство и различие философии и науки? 5. В чем сходство и различие философии искусства? 6. Каковы функции философии в культуре? 1.2. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ В ходе развития в философии складываются различные области ис­следований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем они превращаются в разделы философского знания - «философские науки» или «философские дисци­плины». Так образовались главные разделы философского знания: - онтология (теория бытия), исследующая принципы мироустрой­ства; - гносеология (теория познания), занятая изучением общих прин­ципов, форм и методов познания; - антропология (учение о человеке), включающая в себя аксиоло­гию (общую теорию ценностей), этику (теорию морали), эстетику (тео­рию прекрасного); - социальная философия (теория общества и его исторического раз­вития).


Состав философского знания, однако, этим не исчерпывается. Су­ществуют и более узкие предметные области - философия науки, куль­туры, религии, философия права, искусства, философия техники или бизнеса. Подобного рода «частные философии» возникают, когда ощу­щается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности, того или иного явления. Процесс образования отдельных философских дисциплин продолжается и в наши дни. Важное место в составе философского знания занимает история философской мысли. Нельзя изучать философию, не изучая ее истории. Можно даже сказать, что философия и история философии - это в не­котором смысле одно и то же. История философии насчитывает около трех тысячелетий и охватывает великое множество идей, учений. Что­бы разобраться в этом многообразии учений, стоит сделать их самую общую классификацию, выявив пути решения наиболее важных про­блем в основных разделах философии. Онтологию - учение о бытии - уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно обобщен­ная характеристика того, что присуще всему миру. Сам термин «бы­тие» связан с понятиями «быть», «существовать», «пребывать». Общий признак множества вещей, процессов, явлений, которые фиксирует че­ловек в своем восприятии действительности, сводится к тому, что все они существуют, наличествуют как некая данность. Факт существова­ния всего единичного является эмпирическим обобщением, от которого мышление отталкивается в своем движении к познанию сущего. Категория бытия в самом широком смысле есть понятие о всеох­ватывающей реальности, предельно общее понятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений. Уже древние философы осознавали существование двух рядов явлений в самой реальности: это вещи, про­цессы, предметы и представления человека о них, т. е. различали саму вещь и идею вещи. Разделение бытия на две сферы - материальное и идеальное - свя­зано с осознанием различия между объективным бытием и бытием субъективным. Главный отличительный признак объективного бы­тия - его существование вне и независимо от сознания человека. Субъ­ективное бытие означает существование внутри человека. Специфика


каждого рода бытия была зафиксирована соответственно в понятиях - материя и сознание. При помощи этих понятий фиксируют различие в самом бытии. Бытие же как предельно общее понятие охватывает и ма­териальное, и духовное, ибо для человека существуют и внешние тела, и его мысли. Противоположностью категории «бытие» является категория «не­бытие». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящий характер: все конкретные материальные и духовные об­разования имеют начало и конец. За пределами границ своего бытия, как до возникновения, так и после исчезновения они не обладают каче­ственной формой, т. е. определенностью. Единичные вещи возникают, существуют некоторое время, исчезают, а мир остается. Это свидетельствует о том, что понятие «небытия» носит относи­тельный характер: относительно какой-либо качественной формы бы­тия, из которой конкретное образование произошло или в которое оно превратилось после своего уничтожения. Конечные образования пере­ходят в другую качественную определенность. В переходе материаль­ных и духовных образований из одной качественной формы в другую заключается диалектика бытия, становление. Осознав бытие как предельно общую абстракцию, которая объеди­няет по признаку существования самые различные явления, можно вы­делить важнейшие проявления (сферы) бытия. - бытие природы - природные неорганические и органические формы; - бытие человека как уникального существа, органического един­ства природного и социального, телесного и духовного; - бытие общества как мир духовно-практической деятельности лю­дей и их отношений; - бытие духа как особого рода реальности - норм, ценностей, идеа­лов и т. п., составляющих духовную культуру общества. Все формы бытия развиваются и функционируют по своим зако­нам и являются объектами исследования для различных наук. Вместе с тем многообразные формы бытия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Именно благодаря вза­имодействию различных форм бытия складывается единый и противо­речивый, но целостный мир. Разделив бытие на две сферы - материальную и духовную, осоз­нав различие форм существования мира, человек ставит вопрос об их


единстве. Стремление теоретической философии к целостному позна­нию мира, в котором все формы бытия взаимосвязаны и представляют собой единую предельную по общности структуру, составляет специ­фику собственно философского мышления. Отметив уже на начальных этапах своей истории фундаментальное различие двух типов реальности: материальной и идеальной, философ­ская мысль поставила вопрос об их отношении. Как соотносятся друг с другом дух и природа, сознание и материя, субъект и объект, что из них является основным и что производным, что первичной, а что вторичной реальностью? Этот вопрос часто называется основным вопросом фило­софии, потому что с него начинается формирование мировоззрения, от него зависит решение других философских проблем. Характер его ре­шения позволяет разделить философов на идеалистов и материалистов. Материализм полагает началом материю, которая существует вне и не зависимо от сознания, вообще от любого духовного начала, первична по отношению к нему. Идеализм, напротив, исходит из принципа пер­вичности духовного начала, полагая, что материя производна и зависи­ма от духа. Эти философские позиции в истории обретали различные формы в зависимости от того, каким образом понимались сами материя и дух. Так, в Европе в XVII-XVIII вв. успехи теоретической механики стимулировали расцвет механистического материализма. Истолкован­ная в рамках этой философии Вселенная напоминала что-то вроде ча­сового механизма или заводной игрушки. Различают субъективный и объективный идеализм. Согласно первому философскому воззрению, внешний мир существует благодаря сознанию человека, восприятию субъекта, ибо без такого восприятия о нем ничего не может быть из­вестно. Согласно второму, все сущее в мире производно от высшего духовного начала (мирового разума, мировой воли, Бога Творца и Про­мыслителя, Брахмана-Атмана и т. п.), которое объективно, а не рожде­но человеческим сознанием. И материализм, и идеализм - монистические (от лат. mono - один) философские учения, поскольку постулируют одно первоначало бы­тия. Помимо монистической, существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Р. Декарта, который счи­тал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга суб­станциями, а в человеке материальные и психические процессы идут параллельно, независимо друг от друга. В онтологии существует так­


же плюрализм, постулирующий множество первоначал. Ограничимся примером из античности: Анаксагор учил о многочисленных «гомеоме- риях» - «семенах», из которых силой Любви созидаются тела. Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis - зна­ние и logos - учение, и означает «понятие о знании», «учение о знании». Разработка гносеологических проблем начинается в Древней Индии, Китае, Греции, хотя сам термин «теория познания» введен в филосо­фию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (1854). Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятель­ности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или профессиональная, научная или художественная. В этом отношении следует отличать теорию познания от эпистемологии (теории научного познания), предмет которой значительно уже. «Познаваем ли мир?» - этот вопрос возник перед любителями му­дрости, когда философия делала свои первые шаги. Большинство фило­софов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно. Их можно назвать гносеологическими оптимистами, или гносеологиче­скими реалистами (общеупотребительного термина для названия этого воззрения не существует). Однако есть философы, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальной ограниченности познавательных способно­стей человека. Эта философская позиция получила название агности­цизма. Агностицизм - это убеждение, установка, а у ряда мыслителей - развернутое и обоснованное учение о невозможности достоверного познания глубинной сущности явлений, фундаментальных закономер­ностей действительности. Наличие агностицизма в философии свиде­тельствует о том, что познание есть сложный феномен, что оно заслу­живает специального продумывания. Через всю гносеологию в явном или неявном виде проходит конфронтация агностицизма и гносеологи­ческого реализма; противоборство этих позиций присутствует и в со­временной теории познания. Традиционной для гносеологии задачей является исследование методов познания. Эмпиризм, полагающий опыт наиболее надежным источником достоверных знаний, и рационализм, полагающий таким источником логические процедуры, проходят рука об руку через всю историю философии, не прекращая полемики о способах приближе­ния человеческого ума к истине. Особую актуальность эта полемика


приобрела в европейской философии Нового времени в связи с разви­тием экспериментально-математического естествознания. Эмпиризм ориентировал науку опираться на опыт, постигать законы природы на основе обобщения опытных данных. Рационализм предлагал исходить из интуитивно-ясных истин разума и путем дедуктивных рассуждений выводить из них достоверные знания. Заслуживает внимание концеп­ция иррационализма, согласно которой ни опыт, ни разум не способны сформировать знание о принципах, лежащих в основе мировоззрения. Эти изначальные постулаты (скажем, о вечности или конечности мира, бессмертии и смертности души) «схватываются» мыслителем интуи­тивно, они укоренены в области веры и убеждения. Антропологию, безусловно, можно считать главной философской дисциплиной. Вся философская проблематика вращается вокруг смыс­ла бытия человека в этом мире. Философия стремится выяснить, что та­кое человек вообще, какова его природа, его сущность. Представление о человеке меняется, в разные эпохи на первый план выдвигается тот или иной аспект философской антропологии. В античной культуре человек предстает органической частью Космоса - природного и социального, и сам является микрокосмом, в котором гармонически сочетаются кра­сота тела и добродетели души. Средневековая христианская философия видит в человеке образ и подобие Бога, поврежденный грехопадением, и полагает смыслом его жизни обретение Царства Небесного. Человек - существо природное, а потому зависимое и смертное. Но благодаря уникальному дару - свободе, он одновременно сверхприроден. Человек протестует против природного рабства, заявляя о своем стремлении к творчеству и бессмертию. Он не приспосабливается к природе, как это делают животные, а преобразует и одухотворяет ее. Одновременно он преобразует и созидает самого себя, становясь творцом культуры, «вто­рой природы», в которой протекает собственно человеческая жизнь. Философы эпохи Возрождения уподобили человека Богу, расценив его деятельность как продолжение Божественного творения. Он стано­вится центром мира и в какой-то мере соперником Творца. Так сфор­мировалось гуманистическое мировоззрение, в пространстве которого существует современная цивилизация. В современной модификации гуманизма человек предстает существом, не имеющим заранее данной сущности. Он должен сам выбрать и выстроить свою сущность. Его свобода оборачивается беспредельной ответственностью за свою судь­


бу и все происходящее в мире. Поиск смысла жизни оказывается неот­делимым от самой жизни. Кроме него есть другие люди, отношения с которыми и создают собственно человеческий мир. Сущность человека раскрывается именно в диалоге и взаимодействии с другими. Человек, таким образом, становится частью еще одного, социального мира, име­ющего собственные законы. Центральными понятиями, раскрывающими смысл жизни, являют­ся идеал и ценность. Раздел философского знания, предметом которого является теория ценностей, называется аксиологией. Аксиология изуча­ет вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в структуре личности, в социально-культурной реальности. Представление о том, каким может и должен стать человек, общество и культура, составляет суть идеала. Преобразование реальности в соответствии с нормативами идеала приводит к понятию ценности. Ценность есть не что иное, как воплощение идеала в объекте, поступке, событии. Материальный или духовный объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своих желаний и потребностей. Ценность определяется не столько свойствами объекта, сколько отношением человека к объ­екту. Свойства объекта приходится учитывать, но решающее значение имеют не они сами по себе, а сложившееся в культуре представление о том, что действительно ценно для человека. В аксиологии существуют различные способы классификации цен­ностей. Обычно их разделяют на материальные и духовные. К первым относят «материальные блага», а ко вторым - такие ценности, как ис­тина, добро и красота. Поскольку любая ценность представляет собой единство субъективного и объективного, идеального и материального, то такое разделение следует признать относительным: духовные ценно­сти имеют не менее прочную материальную основу, чем утилитарные. Один из родоначальников аксиологии Г. Риккерт разделил все ценно­сти на 6 классов: логичес<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: