Секреты речи и текста
В 1 классе в данном разделе одной из первых тем является «Общение. Устная и письменная речь». Остановимся в данной лекции на особенностях устной и письменной речи.
1. Особенности устной речи. Построение устной речи.
2. Особенности письменной речи.
3. Этикет и его функции. Этика устной и письменной речи. Особенности русского речевого этикета.
4. Формулы речевого этикета.
1.1. Общение между людьми происходит в разных сферах деятельности и в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией выделяют две формы речи: устную и письменную. Устная речь осуществляется с помощью звуков, письменная – с помощью письменных знаков.
Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека. В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан.
Устная речь – это звучащая речь. Исторически она первична и возникла раньше письма. Устная речь создается с помощью звуковых волн, связана со сложной деятельностью органов произношения человека и потому обладает большими интонационными возможностями. В устной речи особое место отводится логическому ударению, произношению, паузе. Устная речь может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений.
Одно из главных свойств устной речи – необратимость, поступательность, линейный характер развертывания во времени. Нельзя вернуться к какому-то моменту еще раз (Слово не воробей…). Говорящий одновременно думает и произносит. Поэтому устной речи свойственна фрагментарность. «Здравствуйте. Проходите. Сюда. Пожалуйста». Говорящий выделяет нужные слова, повторяет важные моменты речи.
Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной. Подготовленная устная речь отличается продуманностью, четкой структурной организацией, при этом она не похожа на книжную.
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью, поэтому в речи часто много пауз, слов-заменителей типа «так, значит, гм», в речи встречаются разного рода ошибки.
Устная разговорная речь оказывает влияние на все стили речи, поэтому в них присутствуют фразеологизмы, пословицы, эмоционально окрашенные слова.
1.2. Формы устной речи – это монолог, диалог, полилог. Монологическая речь – это целенаправленное сообщение с целью воздействия на других людей.
Выделяют три вида монологических речей – информационные, убеждающие и побуждающие. Информационная речь – это доклад, выступление, сообщение. Убеждающая – напутствия, поздравления. Побуждающая – это, например, речь на митинге.
Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Перед выступлением, перед беседой определяется тема, предмет речи. Они соотносятся с конкретной речевой ситуацией. Вступление необходимо, чтобы установить связь между с говорящим и слушателем. Заключение – итог речи, где содержатся выводы и пожелания. В основной части раскрывается тема сообщения. Для этого важны логические формы изложения – анализ, синтез, сравнение, обобщение; приемы структурирования, например, последовательное изложение одного вопроса за другим, расположение материала вокруг главной проблемы. Основное требование к композиции речи – логичность.
Диалог – это процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами. Выделяют информационный и интерпретационный диалоги. Информационный возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях. В интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разную интерпретацию.
Когда собеседники обмениваются уже известной информацией, как - то: «Волга впадает в Каспийское море», диалог не возникает и общение может не состояться. Для диалога важно соблюдение причинно-следственных связей, так как отсутствие их ведет к бессмысленности (в огороде бузина, а в Киеве дядька); поиск общей темы, настроенность на разговор, примерно одинаковый уровень речевой культуры.
2.1. В отличие от устной речи письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, фиксируя устную речь, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу деятельности и общения. Не будь древних папи русов или глин яных табл ичек, были бы нево зможны многие знания о мире, оста лась бы неиз вестной исто рия разв ития чело вечества.
Исто рия письма охва тывает пром ежуток около 5 тыс. лет. За это время было созд ано огро мное коли чество систем, многие из кото рых утеряны, многие до сих пор не расш ифрованы. Письмо прошло длит ельный путь разв ития от зару бок на дере вьях, наск альных рису нков до письма звук обуквенного типа. Так, внач але у славян была узел ковая пись менность. Знаки ее не запи сывались, а пере давались с помо щью узелков, завя занных на нитях, кото рые зама тывались в клубки. Клубки хран или в коробах. Отсюда пого ворки и посл овицы – «навр ать с три короба», «узелок на память»; клубки-путе водители в русс ких сказках.
Фини кийское – греч еское – виза нтийское – славяно-кири лловское – русс кое – вот путь русс кого письма.
2.2. Осно вная функ ция пись менной речи – фикс ация устной речи, чтобы сохр анить ее в прос транстве и времени. Письмо служит сред ством комм уникации тогда, когда непо средственное обще ние нево зможно.
Осно вное свой ство пись менной речи – спос обность к длит ельному хран ению инфо рмации. Пись менная речь разв ертывается не во врем енном, а в стат ическом прос транстве, что дает возм ожность пишу щему обду мать текст, возв ратиться к нему еще раз, пере строить текст или часть его, осущ ествить поиск нужной формы. Пись менной речи свой ственны, как правило, слож ные синт аксические конс трукции, упот ребление прич астных обор отов, пред логов, ввод ных слов. Пись менная речь обла дает стил еобразующей функ цией, что нахо дит отра жение в выборе рече вых средств.
Пись менная речь – в осно вном книж ная речь. Как книж ная речь она обсл уживает поли тическую, науч ную и другие сферы общения, в то время как разг оворная испо льзуется на офиц иальных и полу официальных встр ечах и сове щаниях, торж ествах, в семейно-быто вой обст ановке. Пись менная речь стро ится по нормам лите ратурного языка, и их нару шение недо пустимо. Кроме того, на письме не допу скаются быст рые неоп равданные пере ходы от одной мысли к другой, отсу тствие логи ческих связей.
И в устной, и в пись менной формах речи обяз ательным усло вием явля ется испо льзование опре деленных рече вых формул, усто йчивых выра жений и обор отов согл асно рече вой ситу ации.
3.1. Этикет – это особый язык общения, дающий возм ожность, подд ерживая суве ренитет каждой личн ости, дост игать взаи мопонимания и взаи моуважения и в коне чном счете – успеха общения. Собл юдение элем ентарных правил этик ета обле гчает жизнь, помо гает чувс твовать себя комф ортно в любой ситу ации. Как гласит вост очная мудр ость: «Прив етливость – это золо той ключ, кото рый откр ывает желе зные замки людс ких сердец». Этикет пред ставляет собой образец, идеал комм уникативного пове дения. Вся наша жизнь – это встр ечи и обще ние с людьми. И от того, как прот екают эти проц ессы, зави сит и наст роение, и отно шения с людьми, и резу льтаты деят ельности. Иногда от этого зави сит судьба отде льных госу дарств, успех реформ.
Нормы этик ета – кате гория исто рическая, т. е. со врем енем меня ющаяся. Кроме того, они зави сят от наци онального мент алитета. У кажд ого народа свои пред ставления о нормах пове дения в быту, в проф ессиональной деят ельности, в сфере торг овли, дипл оматии, поли тике, экон омике.
Все каче ства выра жаются через конк ретные рече вые дейс твия, т. е. через рече вой этикет.
3.2. Рече вой этикет – это прав ила рече вого пове дения, т. е. сист ема стер еотипных, усто йчивых формул общения.
Рече вой этикет отра жает нрав ственное сост ояние обще ства, наци ональные и куль турные трад иции. Он пред полагает общие темы, общую заин тересованность, общую стил евую окра шенность речи, собл юдение куль туры речи. Степ ень влад ения рече вым этик етом опре деляет степ ень проф ессиональной приг одности чело века. Влад ение рече вым этик етом спос обствует прио бретению авто ритета, поро ждает дове рие и уваж ение. Оно всегда высоко цени лось в обще стве. Знание правил рече вого этик ета позв оляет чело веку чувс твовать себя увер енно и непр инужденно, не испы тывать нело вкости, избе гать насм ешек. След ование прав илам рече вого этик ета член ами пред приятия или фирмы подд ерживает поло жительную репу тацию орга низации или фирмы. В свою очередь, незн ание норм рече вого этик ета может прив ести к обидам, к разр ыву взаи моотношений между отде льными людьми, колл егами, друз ьями, конф ликтам на госу дарственном уровне, даже к подр ыву экон омических и поли тических отно шений между стра нами.
Таким образом, рече вой этикет стро ится с учетом особ енностей собе седников, их соци ального статуса, роли в общении, возр аста, пола, хара ктера чело века;
– рече вой этикет опре деляется ситу аций общения: пере говоры или дове рительная беседа, день рожд ения или банкет по поводу юбилея фирмы и т. д.;
– рече вой этикет имеет наци ональные формы, кото рые в обще нии необ ходимо учит ывать.
3.3. Этикет устной речи – это:
– проя вление уваж ительного отно шения к собе седнику, т. е. нельзя выра жать с помо щью речи прен ебрежение, нано сить оско рбление или обиду;
– вежл ивость, сора змерная с ситу ацией;
– не навя зывание собс твенных сужд ений и оценок.
Также необ ходимо учит ывать порог вним ания и пони мания слуш ающего, напр имер, лучше всего восп ринимается выск азывание из 5–9 слов, длящ ееся без паузы от 45 секунд до полу тора минут.
Напр имер, речь при вруч ении подарка: «Прим ите от меня этот пода рок в знак тепл ого расп оложения и глуб окого уваж ения и как память о наших добрых взаи моотношениях. Пусть вам сопу тствует удача и успех в вашей работе и пусть счас тье и здор овье будут с вами долгие годы».
Знание правил и норм этик ета необ ходимо при сост авлении писем личн ого и дело вого хара ктера, офор млении доку ментации.
3.4. Этикет пись менной речи бази руется на общих прин ципах рече вого этикета, но, кроме того, нужно учит ывать след ующие правила:
– Необ ходимо прав ильно выбр ать форму обра щения, соот ветствующую рече вой ситу ации. В зави симости от того, част ное это письмо или дело вая пере писка, указ ывается обра щение – «милый друг» или «уваж аемый госп один през идент!»
– Пись менная речь должна соот ветствовать нормам и прав илам куль туры речи.
– Соот ветствовать стан дарту при дело вом обще нии и подч иняться нормам жанра: соде ржать форм улы обра щения, прощ ания, каждая отде льная тема начи нается с новой строки, необ ходимо испо льзовать рече вые клише, как -то: просим вас высл ать каталог, ставим в изве стность…
4.1. К этик етным рече вым формам отно сятся рече вые форм улы прив етствия, изви нения, согл асия, благ одарности и др. Форм улы рече вого этик ета – это типо вые гото вые конс трукции, кото рые регу лярно упот ребляются в общении. Выбор рече вых формул зави сит от пола, возр аста, соци ального стат уса собе седников общения.
«Привет», «Пока» – обычно гово рят другу, родс твеннику, «Здра вствуйте» или «Добрый день», «До свид ания», «Всего доброго» – нача льнику, подч иненному, колл егам.
4.2. Разл ичны формы наци онального этикета. Каждый народ создал свою сист ему правил рече вого пове дения. Японцы, напр имер, стар ательно избе гают слов «нет, «не могу», «не знаю». Если японец гово рит о вашем пред ложении, что должен посо ветоваться с женой, то это значит, что он хочет таким обра зом сказ ать «нет». Амер иканцы любят письма с благ одарностью и напо минаниями. Кита йцы при обра щении ставят на первое место фамилию, в запа дной прак тике, наоб орот, фами лию часто ставят на второе место.
В русс ком рече вом этик ете прин ято обра щение на Вы с незн акомыми людьми и стар шими по возр асту и поло жению. В России сейчас нет усто явшихся форм обра щения. Поэтому, обра щаясь, обычно прои зносят: «Изви ните», «Позв ольте», «Будьте так добры». И в повс едневном, и в дело вом обще нии не след ует упот реблять в речи вуль гарные слова, жаргон, прос торечие, злоу потреблять терм инами и инос транными словами. Необ ходимо след ить за прои зношением и силой голоса.
Обще принятым счит ается, что первым здор овается мужч ина с женщ иной, млад ший по возр асту со старшим, ниже стоящий по долж ности с выше стоящим. Когда мужч ину пред ставляют женщине, руку первой пред лагает женщина. Это же делают стар шие по возр асту и поло жению. В России руку целуют только заму жней женщине. Когда мужч ину пред ставляют женщине, он встает и клан яется, женщ ина в таких случ аях – нет. На улице мужч ина идет слева от женщины. Сопр овождая женщину, мужч ина неск олько опер ежает женщину, откр ывает дверь и входит вслед за ней. Спус каясь по лест нице, идет впереди, подн имаясь – на одну-две ступ ени позади. Когда встр ечаются люди равн ого статуса, первым здор овается тот, кто лучше восп итан. Когда на улице встр ечаются две знак омые пары, то внач але здор оваются женщины, затем женщ ины с мужч инами, потом мужчины.
При знак омстве испо льзуются след ующие формулы:
– Разр ешите с вами позн акомиться; Разр ешите пред ставиться; Дава йте позн акомимся.
При расс тавании говорят:
– Всего доброго; Наде юсь на скорую встречу; Был рад знак омству.
При просьбе:
– Сдел айте одол жение, выпо лните мою просьбу; Не сочт ите за труд…; Наст оятельно прошу вас.
Выра жение благ одарности:
– Позв ольте выра зить вам огро мную благ одарность; Я очень вам приз нателен.
4.3. Неот ъемлемой частью обще ния явля ется комп лимент. Вовр емя сказ анный, он подн имает наст роение, наст раивает на работу или дело вые конт акты, смяг чает нега тивное отно шение. Он гово рится в начале беседы, при заве ршении ее, во время разг овора. Комп лимент должен быть искр енним, может отно ситься к внеш нему виду, проф ессиональным обяз анностям, спос обностям собе седника: «Вы прек расно выгл ядите», «С вами прия тно рабо тать», «У вас хоро ший колл ектив» и др. В ответ на комп лимент след ует сказать: «Благ одарю вас».
«Разг овор чело века вуль гарного отли чает вуль гарность речи. Такой чело век гово рит изби тыми фразами. Не знает знач ений заим ствованных слов, любит посу дачить о делах дома шних. Ни один поря дочный чело век не захо чет иметь с ним дел. Отве ргнутый хоро шим обще ством, он скат ывается в дурное», – это пред упреждение англ ийскому джен тльмену, сдел анное в XIX в., акту ально и в наши дни.
Реко мендуемая лите ратура:
1. Троф имова Галина Конс тантиновна «Русс кий язык и куль тура речи» (см. папку «Лите ратура»)
2. «Русс кий язык и куль тура речи: курс лекций». https://dom-knig.com/read_227941-8
3. «Русс кий язык. Рече вая куль тура» https://pandia.ru/text/80/054/4134-6.php