Основные направления в теории познания.




Познание как форма отражения действительности.

Эпистемология (от др.-греч. — научное знание, наука и учение), гносеоло́гия (от др.-греч. — знание, познание и теория, учение – теория познания) – это раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношения знания к реальности, проблемы достоверности и истинности познания. Хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 году) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось с древнейших времен.

Без субъекта и объекта познания невозможен сам процесс познания.

Субъектом познания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

Объектом познания может выступать вся объективная реальность (как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека). Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные и литературные произведения, религия и т.д.

Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа.

Чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных органов чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Формы чувственного познания:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. (Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.).

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а в целостности. (Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве).

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. (Например, если мы когда-либо видели лимон, мы можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств). Здесь большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Возможность представления обусловлена тем, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

Формы рационального познания:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. (Например, понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стол). Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность.

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. (Например, «Золото есть металл»).

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

Основные направления в теории познания.

В теории познания не существует единого мнения - чему принадлежит решающая роль в познании - чувствам или разуму.

Сенсуализм. Сенсуалисты считают, что новое знание можно получить только на основе чувств. Истинные знания нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм. Рационалисты указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Данные органов чувств нас могут обманывать. Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, не использующий разум, а опирающийся только на чувства, будет собирать все, что видит, однако, разрозненные факты вне логической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем. Существуют такие учения, как агностицизм и скептицизм.

Скептицизм (греч. – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция периода 4 в. до н. э. - 3 в. до н. э. и затем 1 век до н. э. - 2 век н. э.). Родоначальником был Пиррон (ок. 365-275 до н. э.).

Основное положение скептицизма - это воздержания от суждения, от предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений.

В современной философии традиционные аргументы скептицизма перенял позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом.

Агностицизм (от греч. познание; а – отрицание) - представители этого течения либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную возможность познания объективного мира. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека.

Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований.

Конвенционализм - концепция, согласно которой научные теории и понятия не являются отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

 

Проблема истины.

Познание – движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию. В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь – несоответствие наших мыслей действительности. Установление истины – акт перехода от незнания к знанию, в частном случае – от заблуждения к знанию.

Заблуждение – представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Многообразие определений истины:

Классические концепции:

Корреспондентская концепция: истина - это соответствие мысли и действительности, представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Г.Гегель);

Авторитарная концепция: истина - это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие).

Теория истины как очевидность: истина - это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Э. Гуссерль и др.).

Теория истины как опытной подтверждаемости. (Дж.Локк, М. Шлик).

Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, требуется построение метатеории, трактующая понимание истины для исходной теории (А.Тарский).

Неклассические концепции:

Конвенциональная теория: истина - это результат соглашения (А.Пуанкаре, Т.Кун).

Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах).

Прагматическая теория: истина - это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч.С.Пирс).

Современная трактовка истины включает в себя следующие характеристики:

1. Объективность - обусловленность реальной действительностью.

2. Субъективность, поскольку истину познают люди, она субъективна по содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком, а постепенно углубляется и всегда неполна и неточна.

Для характеристики объективной истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, она не может быть опровергнута в будущем: «люди смертны» и т.д. - это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о вечном двигателе).

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины.

Конкретная истина определяется:

1) характером объекта, к которому относится,

2) условиями места, времени;

3) ситуацией, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.

 

Контрольные вопросы:

1. Что является субъектом познания?

2. Какие формы чувственного познания Вы знаете?

3. Назовите формы рационального познания.

4. Назовите основные направления в теории познания.

Задания на СРС:

1. Что означает гносеология?

2. Что Вы знаете об ощущениях как форме чувственного познания?

3. Что такое понятие?

Задания на СРСП:

1. Реферат о направлении «скептицизм».

2. Назовите классические концепции истины.

3. Что есть «Абсолютная истина»?

ГЛОССАРИЙ

на русском на казахском на английском
  Эпистемоло́гия Эпистемоло́гия Epistemologia
«Научное знание, наука», «достоверное знание»
  Ощущение Сезім Feeling
Простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
  Восприятие Байым Perception
Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств
  Представление Көрініс Presentation
Процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека
  Суждение Пікір Judgement
Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
  Истина Ақиқат Truth
Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.

2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.

3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013.

4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.

2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.

3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.

4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.

Интернет-источники:

1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz.

2.www. «filosofia» kz

3.Электронная Философская книга // filosof.historic.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: