Теоретическое обоснование цели исследования.




На основе анализа литературы по проблеме научного исследования, фор­мулировки целей, задач и путей их решения, осуществляется теоретическое обоснование задачи исследования. Например, если темой исследования являет­ся разработка способа повышения надежности сварных соединений материалов с пленочным покрытием, то для теоретического обоснования способа необходимо выявить особенности процессов сваривания, роль пленочного покрытия в зоне соединения, провести анализ характера напряженных состояний и разру­шений различных типов сварных швов. На основании проведенного анализа можно предложить, например, заменить конструкцию соединения, чтобы све­сти до минимума влияние пленочного покрытия.

Теоретические предпосылки решения цели и задач научного исследова­ния должны быть подтверждены данными экспериментальных исследований.

Методика проведения исследования и оценка результатов экспери­мента.

В данном подразделе необходимо обосновать выбор объектов исследова­ния, дать их характеристику, изложить характеристику приборов и методики измерений, способы обработки экспериментальных данных и оценки достовер­ности полученных результатов, а также метода математического планирования эксперимента.

Выбор объекта исследования.

Выбор объекта исследования должен быть сделан студентами обоснован­но в соответствии с основной задачей и целью дипломного проектирования и сопровождаться детальным описанием используемых материалов или их со­единений. В большинстве случаев следует стремиться к ограничению разно­видностей исследуемых материалов. Так в экспериментальных исследованиях по изучению влияния различных факторов на свойства материалов выбор большого числа факторов усложнит и резко увеличит объем работы. Для по­добных исследований целесообразно выбирать материалы, различающиеся од­ним - двумя параметрами, но зато обязательно показать влияние этих парамет­ров на свойства материалов.

В методических исследованиях для проведения эксперимента студентам следует выбирать три-пять видов материала для сравнительной оценки различ­ных известных методов.

Выбор приборов и методов измерений.

Приборы и методы, которые следует использовать для выполнения ди­пломной работы, обычно определяются при проведении литературного обзора. Следует выбирать стандартные методы и приборы измерений, изученные и ос­военные в курсах «Квалиметрия и метрологическое обеспечение», «Стандарти­зация услуг и работ», «Сертификация и лицензирование услуг и работ», «Ма­териаловедение» и др.

Стандартные методы и приборы, применяемые в работе, описывать не следует, достаточно сделать ссылку на соответствующий ГОСТ или дать прин­ципиальную схему прибора. Если в работе используется установка, составлен­ная из нескольких стандартных приборов, то в этом случае следует дать схему и ее краткое описание.

Усовершенствованные приборы и методики, а также методы, не зарегист­рированные стандартом, необходимо описать подробно, указав их преимущест­ва перед существующими методами.

В этой части подраздела следует привести обоснование выбранного мет­рологического обеспечения дипломной работы, оценку правильности и эконо­мичности выбора средств измерений (в том числе и нестандартных) и методик выполнения измерений.

Характеристика методов первичной обработки результатов экспери­мента.

Студенты указывают причины, вызывающие необходимость проведения первичной обработки экспериментальных данных и значимость ее результатов при изучении объекта исследования.

В этой части подраздела следует обосновать выбор одного из методов ис­ключения резко выделяющихся экспериментальных данных, оценки соответст­вия фактического распределения результатов эксперимента нормальному зако­ну распределения, определения числовых характеристик случайных величин, их точности и надежности.

Основные статистические характеристики: среднее, размах, дисперсию, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, определяют класси­ческим методом. Для характеристики неровноты свойств продукции рассчиты­вается величина доверительного интервала, указывающего на точность прове­дения испытаний. Доверительные интервалы определяют для среднего, среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации с помощью критерия Стьюдента по соответствующим формулам.

Выбор методов исследования.

Выбор методов исследования должен определяться задачами научного исследования, свойствами объекта исследования и характеристиками самих ме­тодов.

Как правило, при выполнении научного исследования используются ме­тоды математического планирования эксперимента.

Правильный выбор и обоснование метода математического моделирова­ния объекта исследования является важной частью исследования.

При выборе метода математического моделирования объекта исследова­ния следует руководствоваться следующими правилами:

o Если фактор (входной параметр) и выходной параметр являются случай­ными величинами, то используют метод корреляционного анализа.

o Если фактор (входной параметр) является достоверной (фиксированной) величиной, а выходной параметр - случайной величиной, то используют ме­тод регрессионного анализа.

o Метод определения регрессионной однофакторной математической мо­дели студенты выбирают на основе определения подходящего вида регрес­сионной модели. Для этого используют информацию:

- вид взаимосвязи Y = f (X), устанавливаемый при теоретическом ис­следовании объекта или процесса на основе аналитического обзора;

- графическую взаимосвязь Y = f (X) между средними значениями выходного параметра для каждого уровня фактора;

- метод тождественности неразделенных разностей.

o Метод определения регрессионной многофакторной математической мо­дели следует выбирать на основе полного факторного эксперимента (ПФЭ), а в случае неадекватности полученной математической модели - рекоменду­ется проводить ротатабельный центральный композиционный эксперимент (РЦКЭ).

o Многофакторное планирование эксперимента следует проводить для наиболее значимых 2-3 факторов, которые можно определить известными методами.

В некоторых случаях полезно применять для исследования не один, а два метода. Применение параллельных методов исследования позволяет осущест­вить взаимный контроль полученных результатов, выявить и устранить воз­можные ошибки отдельных методов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: