Метод (греч.) - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.
Не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. (Гегель).
Основная функция метода - организация и регулирование процесса познания того или иного объекта. Поэтому метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Первая классификация методов научного познания.
Все методы делятся на методы эмпирические и теоретические. Они различаются объектами, средствами и методами исследования.
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение;
- сравнение;
- счет;
- измерение;
- экспериментальный;
- логико-математический (построение моделей).
Наблюдение - это метод, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. Сюда входят описание, измерение, сравнение.
Эксперимент - исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования - создание модели, которая является заместителем реального объекта в силу сходства с ним.
Методы теоретического исследования:
- Аксиоматический - научная теория строится в виде аксиом и правил
вывода. Аксиома - положение, принимаемое без логического доказательства и не может быть опровергнута на основе эмпирических фактов. Широко в логике и математике (через 2 точки можно провести 1 прямую). Абсолютно отвергает любые противоречия.
Гипотетико-дедуктивный. Вместо аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза - знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Широко применяется в физике, электротехнике, экономических науках.
Основные теоретические методы:
- идеализация;
- формализация;
- математическое моделирование.
Вторая классификация научных методов.
Философские методы:
- диалектический;
- метафизический;
- аналитический (характерный для современной аналитической философии.
Принципы диалектического метода:
1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях.
2. Всесторонность - принцип познания, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.
3. Конкретность - категория, выражающая вещь со всех сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе.
4. Историзм - философский - принцип саморазвития действительности, его направленности по оси времени - прошлое, настоящее и будущее.
5. Принцип противоречия - диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия (необходимо отличать от «логических» противоречий - путаницы и непоследовательности мысли).
6. Принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание».
1. Основа жизни общества — общественное бытие людей («индустрия», материальное производство, экономика, труд).
2. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия.
3. Общественное сознание получает относительную самостоятельность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказывает обратное активное воздействие на развитие общественного бытия.
4. Развитие общества есть естественный поступательный процесс развертывания общественно-экономических формаций, который совершается по объективным законам.
5. Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации и т. п.).
Третья классификация научных методов.
Общенаучные методы исследования.
К общенаучным понятиям относят понятия: «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «вероятность» и др.
На основе общенаучных понятий формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. Особенно (в последнее время) синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любо природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных).
Общенаучные подходы имеют «промежуточный характер» между философским и частнонаучным знанием.
Частнонаучные методы - способы, принципы познания и приемы, применяемые в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Методы междисциплинарного исследования - совокупность способов на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Научные знания - сложная развивающаяся система, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Здесь постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.
Контрольные вопросы:
1. Что такое наука?
2. Какие методы эмпирического исследования Вы знаете?
3. Назовите формы научного знания.
Задания на СРС:
1. Что является непосредственной целью науки?
2. Назовите характеристики метода «наблюдение».
3. Перечислите основные особенности научного познания.
Задания на СРСП:
1. Назовите основные функции метода.
2. Что такоенаучная картина мира?
3. Перечислите методы теоретического исследования.
ГЛОССАРИЙ
№ | на русском | на казахском | на английском |
Эпистемоло́гия | Эпистемоло́гия | Epistemologia | |
«Научное знание, наука», «достоверное знание» | |||
Метод | Метод | Method | |
(от др.-греч. — путь исследования или познания) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели. | |||
Эмпирическое исследование | Эмпирикалық зерттеу | Empiric research | |
Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств | |||
Эксперимент | Эксперимент | Experiment | |
(от лат. experimentum — проба, опыт) - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. | |||
Гипотеза | Гипотеза | Hypothesis | |
Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. | |||
Идеализация | Идеализация | Idealization | |
В обыденном смысле — это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. В науке этот термин используется в несколько отличном смысле: как один из методов познания, а именно — как далеко зашедшее абстрагирование. |
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.
2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.
3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013.
4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.
Дополнительная:
1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.
2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.
3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.
4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.
Интернет-источники:
1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz.
2.www. «filosofia» kz
3.Электронная Философская книга // filosof.historic.ru