Кафедра социально-гуманитарных дисциплин им. В.У. Агеевца
ФИЛОСОФИЯ
Практикум
Практикум по дисциплине «Философия» предназначен для студентов всех направлений подготовки
The workshop on discipline "Philosophy" is intended for students of all areas of training and specialties.
Санкт-Петербург - 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................. 4
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.......................................... 5
3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.............................. 12
4. ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ....................................................... 15
5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»............................................................ 31
6. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК КЛАССИЧЕСКИХ И ОРИГИНАЛЬНЫХ
ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ........................................................................... 34
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов современного научно-философского мировоззрения, культуры рационального мышления, навыков творческого решения социальных и профессиональных задач.
Основные задачи дисциплины:
• усвоение специфики философского знания;
• освоение содержания классических философских учений и школ;
• овладение базовыми принципами, категориями и методами философского познания;
• усвоение системы социокультурных ценностей, норм поведения и деятельности;
• формирование навыков критического анализа информации и креативного мышления;
• овладение приёмами ведения философской дискуссии и полемики;
• введение в круг философских проблем в области профессиональной деятельности.
Основная литература
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2021.
Марков Б.В. Философия. - СПб.: Питер, 2021.
Дополнительная литература
Введение в философию: учебное пособие / Авт. колл. И.Т. Фролов и др. - М., Республика, 2017.
Краткая история философии. Учебное пособие. - М., 2017.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. - М., 2004.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. - М.: Инфра-М, 2019.
Новая философская энциклопедия, в 4-х т. - М. 2010.
Орлов С.В. История философии: краткий курс. - СПб.: Питер, 2021.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. В 4-х т. - М., 1994-1997.
Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2019.
Философский словарь /под общ. Ред. И.В. Фролова. - М., 2019. Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2009. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 2016.
Периодические издания (журналы):
1. Вопросы философии.
2. Философские науки
3. Философия и общество
4. Вестник МГУ. Серия Философия
5. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. «Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения».
6. Эпистемология и философия науки.
7. Человек.
8.
Интернет-ресурсы
1. базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
2. Национальная философская энциклопедия https://terme.ru/
3. Философский портал https://www.philosophy.ru
4. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» https://www.humanities.edu.ru
5. Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/
6. Портал «Философия online» https://phenomen.ru/
7. Электронная библиотека по философии: https://filosof.historic.ru
8. Электронная гуманитарная библиотека https://www.gumfak.ru/
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Главная задача изучения философии студентом в университете - это формирование целостной и логически выверенной системы философских представлений, побуждение к самостоятельным размышлениям, выработка вдумчивого и критического отношения к жизни, окружающей действительности, совершенствование способа видения мира. Для этого от студента требуется не столько запоминания того, какой вклад внес конкретный мыслитель в развитие философии, сколько понимания сущности научно-философских идей и проблем. Лекционный курс и семинарские занятия нацелены на изучение студентами творчества великих мыслителей, постижение логики их рассуждений и аргументации, рассмотрение философского знания в культурно-историческом контексте и раскрытие его актуальности в настоящее время. Предметом анализа являются не только концепции тех или иных философов как целостные историко-философские образования, но и проблемы, темы, идеи философии.
Важнейшая особенность вузовского образования состоит в том, что основной формой овладения общенаучными и профессиональными знаниями является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.
Самостоятельная работа - это поиск студентом необходимой информации, приобретение знаний без помощи преподавателя, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач. Это деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к семинарским занятиям, экзамену, выполнения индивидуальных заданий. Организация самостоятельной работы студента - система мер по воспитанию активности и самостоятельности личности, по выработке умений и навыков рационального приобретения полезной информации.
Как бы хорошо студент не усваивал знания по конспектам лекций и учебникам, этого недостаточно для самостоятельного овладения предметом. Необходимо обращение к трудам великих мыслителей прошлого. В данном случае самостоятельная работа со специальной литературой (первоисточниками) выполняет познавательную, обучающую и воспитательную функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность.
Что же такое «первоисточник»? Прежде всего, это некое произведение, принадлежащее тому или иному мыслителю, в котором содержится информация о каком-либо событии, явлении, научной проблеме, занимающей исследователя. При работе с первоисточником необходимо выполнить следующие требования: необходимо понять главную задачу, которая ставится автором, уяснить структуру работы, выделить основную проблематику, разобраться в аргументах.
Философские тексты достаточно сложны по структуре и стилю. Поэтому, чтобы понять основное содержание первоисточника, необходимо знать терминологию, несущую основную смысловую нагрузку, исторические условия создания произведения, характеристики личности философа, его научную позицию. Поэтому, прежде чем приступить к анализу текста, студенту следует ознакомиться с творческой биографией автора, исторической эпохой, к которой он принадлежал, а также от каких идей отталкивался, развивая свою собственную концепцию.
Знакомясь с текстом, студент должен вначале внимательно просмотреть оглавление, понять структуру книги, посмотреть названия глав и параграфов, увидеть архитектонику произведения. Это позволит студенту составить самое общее представление о рассматриваемых вопросах, структуре их изложения, выделить те разделы, которые ему наиболее интересны. Все это поможет понять суть изучаемого произведения, а также уяснить, доступно ли понимание произведения для него, интересна ли ему исследуемая в книге проблема. После беглого просмотра аннотации, предисловия и оглавления, и созревшего у студента решения изучить это произведение, ему необходимо начать достаточно непростое чтение. Чтение любой научной литературы требует большой сосредоточенности и внимания, систематичности и терпения, вдумчивой мыслительной работы. Читать необходимо медленно, обращаясь к словарям и другой справочной литературе. Внимание должно быть направлено на то, чтобы понять, что хочет доказать автор, понять основные его доводы.
Следующим этапом является усвоение содержания текста: выделяются основные узловые вопросы, материал, непосредственно относящийся к данной теме, происходит усвоение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды философии. На этом этапе необходимо повторное прочтение текста, возвращение к отдельным положениям. Разделив текст на законченные в смысловом отношении части, нужно проанализировать каждую часть, попытаться выделить основные положения работы и аргументацию автора. Далее необходимо установить логические связи между выделенными частями и составить структурный план.
Основные виды записей при работе с первоисточником - это выписки, планы, конспекты, тезисы, рефераты. Выписки делаются на основе тех пометок, закладок, подчеркиваний, которые студент делал при первичном прочтении. Их можно делать на отдельных карточках, в тетради, при этом необходимо делать ссылку на страницу, где был напечатан текст.
Тезисы - один из наиболее сложных видов записи при чтении. Они полнее всего позволяют обобщать материал, передать его суть в кратких формулировках. Тезисы - это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Это выводы, обобщение, которые студент выписывает в виде цитат или в собственной формулировке. Чтобы правильно составить тезисы готового доклада, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.
Тезисы могут быть простыми и сложными. Простые тезисы формулируются в сжатой форме, кратко, без разъяснений. Сложные - это развернутые тезисы, с дополнительными утверждениями. Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому при осмыслении и запоминании текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана.
В заключительной части работы с первоисточником (при написании аналитической работы, эссе) студенту необходимо попытаться сформулировать ответ на вопрос: с какими идеями мыслителя и почему он согласен, а какие считает спорными, а также, на какие собственные мысли и идеи натолкнула работа с произведением.
Итак, алгоритм работы студента с первоисточником следующий:
1. Выбор одного произведения из предложенного списка первоисточников.
2. Работа с текстом в библиотеке.
3. Выполнение всех описанных выше этапов работы.
4. Подготовка к написанию реферата, эссе.
Что такое «реферат»? Слово «реферат» образовано от латинского «refferre» (доказывать, сообщать) и имеет два основных значения: 1) доклад на определенную тему, включающий в себя обзор соответствующих литературных источников, 2) изложение содержания научной статьи, книги. Другими словами, основная суть реферата состоит в работе с одним или несколькими источниками, потому в отличие от сочинения или статьи, реферат в большей степени зависит от источников, на основании которых он составлен. Это означает, что рефератом является работа, которая рассматривает определенную проблему на основе анализа избранных по этой теме книг и статей.
Логическая структура реферата может сложиться не сразу, поэтому целесообразно сначала составить план. Как составить хороший план? В идеале план лучше составить до написания работы и опираться на него во время ее написания. Это помогает сосредоточить внимание на рассмотрении определенных вопросов, последовательно раскрывая тему. План не должен быть слишком сложным и запутанным. Т.е. для реферата объемом 17-25 страниц вполне достаточно трех пунктов основной части и, возможно, по 2-3 подпункта в каждом пункте. Разделение на основные разделы, пункты и подпункты позволит основное внимание уделить главным, а не второстепенным мыслям. Практика показывает, что план может претерпевать изменения по ходу работы над рефератом, коррекция плана поможет обеспечить более четкую структурированность текста. Логичность и целеустремленность изложения работы достигаются только тогда, когда каждый раздел, пункт, подпункт имеют определенное целевое назначение и являются базой для изложения материала в последующем разделе.
Научный текст отличается от прочих текстов прагматической направленностью на конечный результат, поэтому изложение работы должно быть максимально точным без стилистических украшений и эмоциональных выражений. В синтаксическом плане в научном тексте широко используются сложноподчиненные предложения, логически наиболее гибко связывающие текст. Требование краткости, простоты и ясности изложения не следует понимать, как упрощение синтаксиса, т.е. предложения не должны быть односложными.
По стилю изложения лучше всего использовать стиль безличного монолога без субъективной окраски. Характерной особенностью письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. в форме рассуждений и доказательств, при этом должна быть достигнута смысловая законченность, целостность и связность текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Последовательность, например, выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак». Противоречивые отношения - словами «однако», «между тем», «тем не менее». Причинно-следственная связь - словами «следовательно», «поэтому», «благодаря тому, что», «вследствие этого», «кроме того» и др. Переход от одной мысли к другой - «прежде чем перейти к...», «рассмотрим» и т.д.
Информация из литературных источников может быть представлена в форме произвольного изложения со ссылкой, но без кавычек. Прямые цитаты из источника обязательно берутся в кавычки и на них делаются ссылки. Уместно приведенные цитаты украшают текст и аргументируют авторскую мысль. К тому же цитаты используют для обоснования своих доводов, для иллюстрации суждений или для полемики с автором. Цитирование не всегда означает согласия с автором, цитата может быть приведена и для того, чтобы опровергнуть представленную точку зрения.
Ссылки даются в тексте сразу после цитаты, в скобках пишутся две цифры: первая - номер книги или статьи в списке использованной литературы, вторая - номер страницы, на которой находится указанная цитата. Например (2, стр.60), где 2 - это номер источника в списке использованной литературы, а стр.60 - номер страницы, на которой расположена цитата. Другой способ ссылки: после цитаты ставится цифра чуть выше кавычек и сноска внизу страницы, где указывается автор, название работы, место и год издания, страница. Необходимо помнить, что ссылка на цитату должна быть такой, чтобы при необходимости можно было всегда проверить точность цитирования.
План реферата по отдельному оригинальному философскому произведению примерно следующий. Реферат должен иметь три основных части: введение, основное содержание, заключение.
Введение необходимо для обоснования актуальности темы и предполагаемого метода рассуждения. Это значит, что перед тем как перейти к самой теме реферата, необходимо ответить на вопросы: «Для чего нужно писать реферат по данной теме?» «Почему я выбрал именно эту тему? В чем ее актуальность?» «Почему именно сегодня интересен и привлекателен этот круг проблем, какие новые стороны видятся в давно известных текстах?» Отвечать на эти вопросы следует кратко. Как правило, введение содержит основные направления работы, вопросы, на которые студент собирается отвечать, информацию, необходимую для лучшего понимания и изложения темы.
Основная часть работы содержит рассуждения по теме, т.е. раскрытие темы, ответ на поставленные вопросы, аргументы, примеры и т.д. Все существенное содержание работы должно быть изложено в основной части. Как правило, основную часть можно разбить на пункты и подпункты, последовательно работать над ними, развивая аргументы, приводя примеры, делая промежуточные выводы.
Заключение необходимо для того, чтобы еще раз повторить и закрепить уже сказанное. Как правило, в заключении приводятся основные выводы, к которым пришел студент в ходе работы над рефератом. Заключение должно, с одной стороны, плавно завершать реферат, с другой стороны, соотноситься со вступлением так, чтобы вопросы и цели, поставленные в начале работы, коррелировали с ответами и выводами в заключении.
При написании реферата необходимо соблюсти формальные требования, предъявляемые к оформлению всех видов научных работ: титульный лист, нумерация, расположение ссылок и др. Текст реферата должен быть оформлен машинописным способом на компьютере или пишущей машинке. В отдельных случаях допускается написание реферата от руки (почерк должен быть разборчивым, небрежность недопустима). Текст печатается на стандартной бумаге формата А4 с одной стороны листа шрифтом Times New Roman с размером шрифта 14 пунктов и с межстрочным интервалом - 1,5 с выравниванием по ширине с соблюдением полей слева - 3 см, справа - 1 см, сверху и снизу по 2 см. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Номер страницы помещается в верхнем или нижнем углу справа (нумерация сквозная).
Разделы и подразделы реферата должны быть озаглавлены. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы. Разделы нумеруются одной цифрой (например, 1,2,3), подразделы - двумя (например, 1.2, 1.3).
После завершения работы над текстом реферата необходимо представить список литературных источников, который оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.32 в порядке цитирования (если ссылки сделаны в тексте) или в алфавитном порядке при втором способе оформления сносок. Примеры:
1) Книги, учебники, учебные пособия одного или двух авторов, в том числе многотомные, переводные и иностранные. Пример: Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994.
2) Книги трех и более авторов. Пример: Лавриненко В.Н., Ратников В. П. и др. Философия. - М.: Наука, 2021.
3) Статьи из книг, из периодических сборников, из журналов, из газет. Пример: Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: ИПЛ, 1991.
4) Статьи из материалов конференций, семинаров и т.д. Пример: Оганян К.М. Теория и практика формирования и реализации управления человеческими ресурсами в условиях инновационной экономики //Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни: сб. науч. ст. Всерос. науч,-практ. конф. с между пар. участием, С.-Петербург, 23-25 мая 2019г. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС 2019.-514с. С.28-37.
При алфавитном списке источники указываются по фамилиям авторов. Если указано несколько работ одного и того же автора, то алфавитный порядок учитывает названия его работ. Работы, выполненные коллективом авторов, нумеруются по начальной букве названия публикации.
Итак, реферат - это исследование проблемы на основании определенных источников. Т.е. тема в нем раскрывается не просто на основании собственных доводов студента, а подтверждается ссылками на книги, статьи по данной теме.
Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до контрольной точки. При оценке преподаватель учитывает качество работы, степень самостоятельности студента, связность, логичность и грамотность текста, оформление работы. Защита реферата проводится в специально отведенное время и предусматривает доклад студента на 5-7 минут, ответ на вопросы. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию.
Вторая контрольная точка - это тестирование или написание контрольной работы. Максимальное количество баллов определено в технологической карте.
3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ. Тема 1. Философия, её предмет и роль в обществе
Предмет философии, её место в системе культуры. Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Философия и наука. Специфика философского знания и его основные разделы. Функции философии в обществе.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫФИЛОСОФИИ
(Модуль 1)
Тема 2. Философия Древнего Востока
Генезис восточной философии. Человек и мир в философии Древнего Востока. Особенности индийской философии и её основные школы. Натурфилософские и социально-этические учения Древнего Китая.
Тема 3. Античная философия
Происхождение античной философии: от мифа к логосу. Древнегреческая натурфилософия и её школы. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Объективный идеализм Платона. Философская система Аристотеля. Философия поздней античности: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.
Тема 4. Средневековая философия
Специфика средневековой философии и культуры. Религия, теология и философия. Периодизация философии Средневековья. Патристика и её основные принципы. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творение бога. Разум, вера и воля. Учение о «священной истории».
Теологическая схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского. Теория двойственной истины.
Тема 5. Философия Возрождения
Гуманистическая антропология Ренессанса. Натурфилософия и диалектика Возрождения. Пантеизм и новая космология (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Социально-политические учения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).
Тема 6. Философия Нового времени
Научная революция XVII века и проблема метода познания в философии: эмпиризм (Ф. Бэкон, Д Локк, Т. Гоббс) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Проблема субстанции: монизм, дуализм. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма. Природа, общество, человек в философии Просвещения. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).
Тема 7. Современная философия
Основные направления современной философии. Переход от классической философии к неклассической: неокантианство, неогегельянство, прагматизм, философия жизни и др. Трансформация философии от феноменологии к экзистенциализму, герменевтике и структурализму. Развитие аналитической философии. Философия науки: от логического позитивизма к эпистемологическому анархизму. Философия марксизма. Религиозная философия. Философия перед лицом глобальных проблем.
Тема 8. Русская философия
Социокультурные особенности русской философии. Дилемма западничества (В. Белинский, П. Чаадаев, А. Герцен) и славянофильства (И. Киреевский, А. Хомяков). Учения революционного народничества (М. Бакунин, И. Лавров, Н. Ткачёв). Философия марксизма в России (Г. Плеханов, В. Ленин). Особенности русской религиозной философии (В. Соловьёв, П. Флоренский, Н. Бердяев). Русский органицизм и космизм (Н. Фёдоров, В Вернадский). Философия хозяйства С. Булгакова.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫФИЛОСОФИИ
(Модуль 2)
Тема 9. Философское учение о бытии
Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. Особенности природного, социального и человеческого бытия. Понятия материального и идеального. Философское учение о материи и её атрибутах. Движение материи и его основные формы. Пространство и время, их свойства. Отражение и информация. Сущность психического. Происхождение, сущность и структура сознания. Тело и душа. Мозг и сознание. Мышление и язык. Бессознательное, сознание и самосознание. Проблема идеального и формы его бытия. Диалектика как учение о развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики.
Тема 10. Философское учение о познании
Сознание и познание. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и формы логического мышления. Единство чувственного и рационального познания.
Проблема истины в философии. Объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина, ценность и оценка. Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера. Интуиция и творчество. Познание, практика, опыт.
Тема 11. Философия и методология науки
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Философские основания науки. Структура научного познания, его уровни, формы и методы. Понимание и объяснение, доказательство и опровержение. Роль творческого воображения. Логика и рост научного знания. Научные революции и смена парадигм. Наука и техника. Наука и культура.
Тема 12 Философская антропология
Природа, сущность и предназначение человека. Понятие человека в философской антропологии. Антропосоциогенез и проблема происхождения человека. Человек как биосоциальное существо. Деятельная сущность человека. Самоценность человека и смысл его жизни.
Человек, личность, индивидуальность. Сущность идеологии индивидуализма и конформизма. Проблема свободы и ответственности: мораль, справедливость, право. Аксиология человеческого бытия. Проблема человеческого отчуждения. Роль науки, искусства и религии в формировании человека. Гуманистический идеал всесторонне развитой личности.
Тема 13. Социальная философия
Специфика социальной реальности. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Сфера материального производства. Категории общественного бытия и общественного сознания. Сущность и структура общественного сознания, его уровни и формы. Ценностная и социальная сферы жизнедеятельности общества. Социальная психология и идеология. Политика и власть как средства социального управления. Насилие, свобода и необходимость. История, культура, цивилизация.
Общественный прогресс и его критерии. Основные социальнофилософские концепции общества (К. Маркс, К. Поппер, Ф. Хайек, Р. Арон, Д. Белл, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс). Теория общественно-экономических формаций. Философия хозяйства С. Булгакова. Проблемы современной философии экономики: труд и собственность, техника и экология, нравственно-правовое регулирование и перспективы НТП.
4. ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. философия, ее предмет и роль в обществе
1. Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Обыденное (жизненно-практическое) и теоретическое миропонимание.
2. Общественно-исторический характер мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
3. Смысл и назначение философии. Природа философских проблем и основной вопрос философии. Специфика философского познания и его методология.
4. Философия в системе культуры. Функции философии. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и др.
5. Значение и роль философии в истории и современном мире.
Темы докладов и рефератов
1. Мировоззрение как культурно-исторический феномен.
2. Мифология и философия.
3. Мудрость как знание и добродетель.
4. «Вечные» философские проблемы.
5. Истоки и смысл религиозной веры.
6. Философия как самосознание культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия. - М., 2000.
Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. - М., 2021.
Зальдман Г.Л. Современное миропонимание. - СПб., 2014.
Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. - М., 1972.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1990.
Малиновский Б. Магия, наука и религия. - М., 1998.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.
Найдыш В.М. Философия мифологии: От античности до эпохи романтизма. - М., 2012.
Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? - М., 2014.
ТЕМА 2. Исторические этапы развития философии
2.1. философия Древнего Востока
1. Философии Древнего Востока, её культурно-исторические предпосылки.
2. Возникновение и особенности Древнеиндийской философии: Веды, Бхагавадгита. Ортодоксальные (астика) философские школы: санкхья, йога, веданта и др. Альтернативные (настика) философские системы: чарва- ка, джайнизм, буддизм.
3. Древнекитайская философия. Онтология и этика даосизма. Антропология и этика конфуцианства. Легизм.
Темы докладов и рефератов
1. Истоки философии Востока: мифы, легенды, знания.
2. Техника йоги и психическая саморегуляция человека.
3. Философия Агни-Йоги.
4. Соотношение религии и философии в буддизме.
5. Этико-политическое учение Конфуция.
6. Запад и Восток: диалог культур.
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии. Древний Восток. - М., Мн., 2000. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). - М., 2012.
Древнекитайская философия. В 2-х т. - М., 1994.
Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л., 1980.
История китайской философии. - М., 2019.
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. - М., 1992.
Проблемы человека в традиционных китайских учениях. - М., 1983. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, 2. - М., 1998.
Упанишады. - М., 1992.
Чанышев А.Н. История Древней философии. - М., 2011.
Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 2014.
2.2. Античная философия
1. Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии.
2. Древнегреческая натурфилософия: Милетская и Элейская школы; учения Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора.
3. Философия античной классики. Атомистический материализм Демокрита. Учения софистов и Сократа. Философские системы Платона и Аристотеля.
4. Философия поздней античности: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
Темы докладов и рефератов
1. Учение пифагорейцев о гармонии и числе.
2. Апории Зенона в свете современной логики.
3. “Человек есть мера всех вещей”.
4. Этический рационализм Сократа.
5. Проблема души и тела в философии Платона.
6. Логика Аристотеля.
7. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.
8. Принцип наслаждения в этике Эпикура.
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии. Античность. - М., Мн., 2001.
Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. Т.1. - М., 1976.
Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2003.
Богомолов А. С. Античная философия. - М., 2004.
Гомперц Т. Греческие мыслители. Т.1, 2. - СПб., 1999.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 2006.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.
Платон. Диалоги. - М., 1986.
Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989.
Целлер Э. Очерки истории греческой философии. - СПб., 1996.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 2011.
2.3. философия Средневековья
1. Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия.
2. Средневековая патристика: теоцентризм, креационизм, теодицея. Учение Аврелия Августина: мир и человек, сомнение и вера, истина и знание.
3. Теологическая схоластика и её основные проблемы. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм.
4. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики. “Естественная теология”, метафизика и антропология Аквината. Теория “двойственной истины”.
Темы докладов и рефератов
1. Концепция “слепой” веры: “Верую, ибо абсурдно”.
2. Теодицея как проблема средневековой философии.
3. “Исповедь” Августина Блаженного.
4. Верю, чтобы понимать или понимаю, чтобы верить?
5. Последний римлянин Боэций: “Утешение философией”.
6. Доказательства бытия Бога.
7. Человек как образ и подобие Бога.
ЛИТЕРАТУРА
Абеляр П. Теологические трактаты. - М., 2015.
Августин Аврелий. О граде божьем. - Мн., М., 2010.
Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.
Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. - СПб., 2001-2002.
Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души к Богу. - М., 1993.
Боэций. Утешение философией. - М., 1990.
Коплстон Ф.Ч. История философии. Средние века. - М., 2013.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 2009.
Прокл. Первоосновы теологии. - М., 1993.
Св.Григорий Нисский. Об устроении человека. - СПб., 2015.
Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 2009.
Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. - М., 2014.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 2011.
Штекль А. История средневековой философии. - СПб., 2016.
2.4. Философия Возрождения (XV-XVI в.)
1. Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения, ее связь с культурой Античности и Средневековья.
2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, М. Монтень и др.)
3. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н. Кузанский, Д. Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н. Коперник, Г. Галилей).
4. Социально-политические учения Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).
5. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца (Л. да Винчи, Микеланджело, У. Шекспир и др.).
Темы докладов и рефератов
1. «Божественная комедия» Данте: синтез философии и искусства.
2. «Закат Европы»: от культуры к цивилизации.
3. Титаны Возрождения.
4. Политическая философия Н. Макиавелли.
5. Эстетика Ренессанса.
6. Социальные утопии Возрождения.
7. Скептицизм М. Монтеня.
ЛИТЕРАТУРА
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. - М.,1990.
Бруно Дж. Диалоги. - М., 2010.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - СПб., 2012.
Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли.- М., 2019.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 2013.
Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. - М., 2004.
Кузанский Н. Сочинения. В 2-х т. - М., 1979.
Л. да Винчи. Избранные произведения. - М., Мн., 2000.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1983.
Монтень М. Опыты. В 2-х кн. - М., 1979.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М., 2014.
Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. - М., 2011.
2.5. Философия Нового времени (XVII в.)
1. Философия в период становления капитализма. Научная революция XVII века и формирование механистической картины мира (И. Ньютон).
2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.
3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р. Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г.В. Лейбница.
4. Проблемы человека и общества в философии Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).
Темы докладов и рефератов
1. “Знание-сила”: у истоков прагматизма.
2. Теория “идолов” познания Ф. Бэкона.
4. Проблема интуиции в гносеологии Р. Декарта.
5. Детерминизм и свобода в этике Б. Спинозы.
6. “Величие и ничтожество человека” в рационализме Б. Паскаля.
7. Концепция “естественного права” Т. Гоббса.
ЛИТЕРАТУРА
Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения. В 2-х т. Т.2. - М., 1978.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 2017.
Гоббс Т. Левиафан // Сочинения. В 2-х т. Т.2. - М., 1991.
Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения. В 2-х т. Т.1. - М., 1989. История диалектики XIV-XVIII вв. - М., 1974.
Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. - М., 2017.
Лейбниц Г.В. Монадология // Сочинения. В 4-х т. Т.1. - М., 1982.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении//Сочинения. В 3-х т. Т.1,2. -М.,1985.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М., 1995.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 1974.
Соколов В.В. Европейс