физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»




 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин им. В.У. Агеевца

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Практикум

 


Практикум по дисциплине «Философия» предназначен для сту­дентов всех направлений подготовки

The workshop on discipline "Philosophy" is intended for students of all areas of training and specialties.

 

 

Санкт-Петербург - 2022

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................. 4

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.......................................... 5

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.............................. 12

4. ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ....................................................... 15

5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»............................................................ 31

6. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК КЛАССИЧЕСКИХ И ОРИГИНАЛЬНЫХ

ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ........................................................................... 34

 


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины заключается в формировании у студентов совре­менного научно-философского мировоззрения, культуры рационального мышления, навыков творческого решения социальных и профессиональ­ных задач.

Основные задачи дисциплины:

• усвоение специфики философского знания;

• освоение содержания классических философских учений и школ;

• овладение базовыми принципами, категориями и методами фило­софского познания;

• усвоение системы социокультурных ценностей, норм поведения и деятельности;

• формирование навыков критического анализа информации и креа­тивного мышления;

• овладение приёмами ведения философской дискуссии и полемики;

• введение в круг философских проблем в области профессиональ­ной деятельности.

Основная литература

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2021.

Марков Б.В. Философия. - СПб.: Питер, 2021.

Дополнительная литература

Введение в философию: учебное пособие / Авт. колл. И.Т. Фролов и др. - М., Республика, 2017.

Краткая история философии. Учебное пособие. - М., 2017.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. - М., 2004.

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. - М.: Инфра-М, 2019.

Новая философская энциклопедия, в 4-х т. - М. 2010.

Орлов С.В. История философии: краткий курс. - СПб.: Питер, 2021.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. В 4-х т. - М., 1994-1997.

Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2019.

Философский словарь /под общ. Ред. И.В. Фролова. - М., 2019. Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2009. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 2016.

 

Периодические издания (журналы):

1. Вопросы философии.

2. Философские науки

3. Философия и общество

4. Вестник МГУ. Серия Философия

5. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. «Философия, политология, социология, психология, право, международные отноше­ния».

6. Эпистемология и философия науки.

7. Человек.

8.

Интернет-ресурсы

1. базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

2. Национальная философская энциклопедия https://terme.ru/

3. Философский портал https://www.philosophy.ru

4. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» https://www.humanities.edu.ru

5. Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/

6. Портал «Философия online» https://phenomen.ru/

7. Электронная библиотека по философии: https://filosof.historic.ru

8. Электронная гуманитарная библиотека https://www.gumfak.ru/

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Главная задача изучения философии студентом в университете - это формирование целостной и логически выверенной системы фило­софских представлений, побуждение к самостоятельным размышлениям, выработка вдумчивого и критического отношения к жизни, окружающей действительности, совершенствование способа видения мира. Для этого от студента требуется не столько запоминания того, какой вклад внес конкретный мыслитель в развитие философии, сколько понимания сущ­ности научно-философских идей и проблем. Лекционный курс и семи­нарские занятия нацелены на изучение студентами творчества великих мыслителей, постижение логики их рассуждений и аргументации, рас­смотрение философского знания в культурно-историческом контексте и раскрытие его актуальности в настоящее время. Предметом анализа яв­ляются не только концепции тех или иных философов как целостные ис­торико-философские образования, но и проблемы, темы, идеи филосо­фии.

Важнейшая особенность вузовского образования состоит в том, что основной формой овладения общенаучными и профессиональными зна­ниями является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.

Самостоятельная работа - это поиск студентом необходимой ин­формации, приобретение знаний без помощи преподавателя, использова­ние этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных за­дач. Это деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческо­го восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготов­ки к семинарским занятиям, экзамену, выполнения индивидуальных зада­ний. Организация самостоятельной работы студента - система мер по воспитанию активности и самостоятельности личности, по выработке умений и навыков рационального приобретения полезной информации.

Как бы хорошо студент не усваивал знания по конспектам лекций и учебникам, этого недостаточно для самостоятельного овладения предме­том. Необходимо обращение к трудам великих мыслителей прошлого. В данном случае самостоятельная работа со специальной литературой (первоисточниками) выполняет познавательную, обучающую и воспита­тельную функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность.

Что же такое «первоисточник»? Прежде всего, это некое произведе­ние, принадлежащее тому или иному мыслителю, в котором содержится информация о каком-либо событии, явлении, научной проблеме, занима­ющей исследователя. При работе с первоисточником необходимо выпол­нить следующие требования: необходимо понять главную задачу, которая ставится автором, уяснить структуру работы, выделить основную пробле­матику, разобраться в аргументах.

Философские тексты достаточно сложны по структуре и стилю. По­этому, чтобы понять основное содержание первоисточника, необходимо знать терминологию, несущую основную смысловую нагрузку, историче­ские условия создания произведения, характеристики личности философа, его научную позицию. Поэтому, прежде чем приступить к анализу текста, студенту следует ознакомиться с творческой биографией автора, истори­ческой эпохой, к которой он принадлежал, а также от каких идей отталки­вался, развивая свою собственную концепцию.

Знакомясь с текстом, студент должен вначале внимательно просмот­реть оглавление, понять структуру книги, посмотреть названия глав и па­раграфов, увидеть архитектонику произведения. Это позволит студенту составить самое общее представление о рассматриваемых вопросах, структуре их изложения, выделить те разделы, которые ему наиболее ин­тересны. Все это поможет понять суть изучаемого произведения, а также уяснить, доступно ли понимание произведения для него, интересна ли ему исследуемая в книге проблема. После беглого просмотра аннотации, пре­дисловия и оглавления, и созревшего у студента решения изучить это произведение, ему необходимо начать достаточно непростое чтение. Чте­ние любой научной литературы требует большой сосредоточенности и внимания, систематичности и терпения, вдумчивой мыслительной работы. Читать необходимо медленно, обращаясь к словарям и другой справочной литературе. Внимание должно быть направлено на то, чтобы понять, что хочет доказать автор, понять основные его доводы.

Следующим этапом является усвоение содержания текста: выделя­ются основные узловые вопросы, материал, непосредственно относящий­ся к данной теме, происходит усвоение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды философии. На этом этапе необходимо повторное прочтение текста, возвращение к отдельным положениям. Раз­делив текст на законченные в смысловом отношении части, нужно про­анализировать каждую часть, попытаться выделить основные положения работы и аргументацию автора. Далее необходимо установить логические связи между выделенными частями и составить структурный план.

Основные виды записей при работе с первоисточником - это выпис­ки, планы, конспекты, тезисы, рефераты. Выписки делаются на основе тех пометок, закладок, подчеркиваний, которые студент делал при первичном прочтении. Их можно делать на отдельных карточках, в тетради, при этом необходимо делать ссылку на страницу, где был напечатан текст.

Тезисы - один из наиболее сложных видов записи при чтении. Они полнее всего позволяют обобщать материал, передать его суть в кратких формулировках. Тезисы - это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Это выводы, обобщение, которые студент выпи­сывает в виде цитат или в собственной формулировке. Чтобы правильно составить тезисы готового доклада, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Поэтому составление тезисов какого-либо тек­ста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый те­зис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана раз­бивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выде­ляют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формули­руют тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.

Тезисы могут быть простыми и сложными. Простые тезисы форму­лируются в сжатой форме, кратко, без разъяснений. Сложные - это раз­вернутые тезисы, с дополнительными утверждениями. Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому при осмыслении и за­поминании текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана.

В заключительной части работы с первоисточником (при написании аналитической работы, эссе) студенту необходимо попытаться сформули­ровать ответ на вопрос: с какими идеями мыслителя и почему он согласен, а какие считает спорными, а также, на какие собственные мысли и идеи натолкнула работа с произведением.

Итак, алгоритм работы студента с первоисточником следующий:

1. Выбор одного произведения из предложенного списка первоис­точников.

2. Работа с текстом в библиотеке.

3. Выполнение всех описанных выше этапов работы.

4. Подготовка к написанию реферата, эссе.

Что такое «реферат»? Слово «реферат» образовано от латинского «refferre» (доказывать, сообщать) и имеет два основных значения: 1) до­клад на определенную тему, включающий в себя обзор соответствующих литературных источников, 2) изложение содержания научной статьи, кни­ги. Другими словами, основная суть реферата состоит в работе с одним или несколькими источниками, потому в отличие от сочинения или ста­тьи, реферат в большей степени зависит от источников, на основании ко­торых он составлен. Это означает, что рефератом является работа, которая рассматривает определенную проблему на основе анализа избранных по этой теме книг и статей.

Логическая структура реферата может сложиться не сразу, поэтому целесообразно сначала составить план. Как составить хороший план? В идеале план лучше составить до написания работы и опираться на него во время ее написания. Это помогает сосредоточить внимание на рас­смотрении определенных вопросов, последовательно раскрывая тему. План не должен быть слишком сложным и запутанным. Т.е. для рефера­та объемом 17-25 страниц вполне достаточно трех пунктов основной ча­сти и, возможно, по 2-3 подпункта в каждом пункте. Разделение на ос­новные разделы, пункты и подпункты позволит основное внимание уде­лить главным, а не второстепенным мыслям. Практика показывает, что план может претерпевать изменения по ходу работы над рефератом, кор­рекция плана поможет обеспечить более четкую структурированность текста. Логичность и целеустремленность изложения работы достигают­ся только тогда, когда каждый раздел, пункт, подпункт имеют опреде­ленное целевое назначение и являются базой для изложения материала в последующем разделе.

Научный текст отличается от прочих текстов прагматической направленностью на конечный результат, поэтому изложение работы должно быть максимально точным без стилистических украшений и эмо­циональных выражений. В синтаксическом плане в научном тексте широ­ко используются сложноподчиненные предложения, логически наиболее гибко связывающие текст. Требование краткости, простоты и ясности из­ложения не следует понимать, как упрощение синтаксиса, т.е. предложе­ния не должны быть односложными.

По стилю изложения лучше всего использовать стиль безличного монолога без субъективной окраски. Характерной особенностью пись­менной научной речи является формально-логическое изложение матери­ала, т.е. в форме рассуждений и доказательств, при этом должна быть до­стигнута смысловая законченность, целостность и связность текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Последовательность, например, выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак». Противоречивые отношения - словами «однако», «между тем», «тем не менее». Причинно-следственная связь - словами «следовательно», «поэтому», «благодаря тому, что», «вследствие этого», «кроме того» и др. Переход от одной мысли к другой - «прежде чем перейти к...», «рас­смотрим» и т.д.

Информация из литературных источников может быть представлена в форме произвольного изложения со ссылкой, но без кавычек. Прямые цитаты из источника обязательно берутся в кавычки и на них делаются ссылки. Уместно приведенные цитаты украшают текст и аргументируют авторскую мысль. К тому же цитаты используют для обоснования своих доводов, для иллюстрации суждений или для полемики с автором. Цити­рование не всегда означает согласия с автором, цитата может быть приве­дена и для того, чтобы опровергнуть представленную точку зрения.

Ссылки даются в тексте сразу после цитаты, в скобках пишутся две цифры: первая - номер книги или статьи в списке использованной литера­туры, вторая - номер страницы, на которой находится указанная цитата. Например (2, стр.60), где 2 - это номер источника в списке использован­ной литературы, а стр.60 - номер страницы, на которой расположена ци­тата. Другой способ ссылки: после цитаты ставится цифра чуть выше ка­вычек и сноска внизу страницы, где указывается автор, название работы, место и год издания, страница. Необходимо помнить, что ссылка на цита­ту должна быть такой, чтобы при необходимости можно было всегда про­верить точность цитирования.

План реферата по отдельному оригинальному философскому произ­ведению примерно следующий. Реферат должен иметь три основных ча­сти: введение, основное содержание, заключение.

Введение необходимо для обоснования актуальности темы и пред­полагаемого метода рассуждения. Это значит, что перед тем как перейти к самой теме реферата, необходимо ответить на вопросы: «Для чего нужно писать реферат по данной теме?» «Почему я выбрал именно эту тему? В чем ее актуальность?» «Почему именно сегодня интересен и привлека­телен этот круг проблем, какие новые стороны видятся в давно известных текстах?» Отвечать на эти вопросы следует кратко. Как правило, введение содержит основные направления работы, вопросы, на которые студент со­бирается отвечать, информацию, необходимую для лучшего понимания и изложения темы.

Основная часть работы содержит рассуждения по теме, т.е. раскры­тие темы, ответ на поставленные вопросы, аргументы, примеры и т.д. Все существенное содержание работы должно быть изложено в основной ча­сти. Как правило, основную часть можно разбить на пункты и подпункты, последовательно работать над ними, развивая аргументы, приводя приме­ры, делая промежуточные выводы.

Заключение необходимо для того, чтобы еще раз повторить и закре­пить уже сказанное. Как правило, в заключении приводятся основные вы­воды, к которым пришел студент в ходе работы над рефератом. Заключе­ние должно, с одной стороны, плавно завершать реферат, с другой сторо­ны, соотноситься со вступлением так, чтобы вопросы и цели, поставлен­ные в начале работы, коррелировали с ответами и выводами в заключе­нии.

При написании реферата необходимо соблюсти формальные тре­бования, предъявляемые к оформлению всех видов научных работ: ти­тульный лист, нумерация, расположение ссылок и др. Текст реферата должен быть оформлен машинописным способом на компьютере или пишущей машинке. В отдельных случаях допускается написание рефе­рата от руки (почерк должен быть разборчивым, небрежность недопу­стима). Текст печатается на стандартной бумаге формата А4 с одной стороны листа шрифтом Times New Roman с размером шрифта 14 пунк­тов и с межстрочным интервалом - 1,5 с выравниванием по ширине с соблюдением полей слева - 3 см, справа - 1 см, сверху и снизу по 2 см. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Номер страницы помещается в верхнем или нижнем углу справа (нуме­рация сквозная).

Разделы и подразделы реферата должны быть озаглавлены. Заголов­ки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы. Разделы нуме­руются одной цифрой (например, 1,2,3), подразделы - двумя (например, 1.2, 1.3).

После завершения работы над текстом реферата необходимо пред­ставить список литературных источников, который оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.32 в порядке цитирования (если ссылки сделаны в тексте) или в алфавитном порядке при втором способе оформления сно­сок. Примеры:

1) Книги, учебники, учебные пособия одного или двух авторов, в том числе многотомные, переводные и иностранные. Пример: Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994.

2) Книги трех и более авторов. Пример: Лавриненко В.Н., Ратни­ков В. П. и др. Философия. - М.: Наука, 2021.

3) Статьи из книг, из периодических сборников, из журналов, из га­зет. Пример: Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Фи­лософия и культура. - М.: ИПЛ, 1991.

4) Статьи из материалов конференций, семинаров и т.д. Пример: Оганян К.М. Теория и практика формирования и реализации управления человеческими ресурсами в условиях инновационной экономики //Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни: сб. науч. ст. Всерос. науч,-практ. конф. с между пар. участием, С.-Петербург, 23-25 мая 2019г. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС 2019.-514с. С.28-37.

При алфавитном списке источники указываются по фамилиям ав­торов. Если указано несколько работ одного и того же автора, то алфа­витный порядок учитывает названия его работ. Работы, выполненные коллективом авторов, нумеруются по начальной букве названия публи­кации.

Итак, реферат - это исследование проблемы на основании опреде­ленных источников. Т.е. тема в нем раскрывается не просто на основании собственных доводов студента, а подтверждается ссылками на книги, ста­тьи по данной теме.

Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до кон­трольной точки. При оценке преподаватель учитывает качество работы, степень самостоятельности студента, связность, логичность и грамотность текста, оформление работы. Защита реферата проводится в специально отведенное время и предусматривает доклад студента на 5-7 минут, ответ на вопросы. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию.

Вторая контрольная точка - это тестирование или написание кон­трольной работы. Максимальное количество баллов определено в техно­логической карте.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ВВЕДЕНИЕ. Тема 1. Философия, её предмет и роль в обществе

 

Предмет философии, её место в системе культуры. Философия и ми­ровоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Философия и наука. Специфика философского знания и его основные разделы. Функции фило­софии в обществе.

 

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫФИЛОСОФИИ

(Модуль 1)

Тема 2. Философия Древнего Востока

Генезис восточной философии. Человек и мир в философии Древнего Востока. Особенности индийской философии и её основные школы. Натурфилософские и социально-этические учения Древнего Китая.

Тема 3. Античная философия

Происхождение античной философии: от мифа к логосу. Древнегре­ческая натурфилософия и её школы. Проблема человека в философии со­фистов и Сократа. Объективный идеализм Платона. Философская система Аристотеля. Философия поздней античности: скептицизм, стоицизм, эпи­куреизм, неоплатонизм.

Тема 4. Средневековая философия

Специфика средневековой философии и культуры. Религия, теоло­гия и философия. Периодизация философии Средневековья. Патристика и её основные принципы. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творение бога. Разум, вера и воля. Учение о «священной истории».

Теологическая схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Ак­винского. Теория двойственной истины.

Тема 5. Философия Возрождения

Гуманистическая антропология Ренессанса. Натурфилософия и диа­лектика Возрождения. Пантеизм и новая космология (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Социально-политические учения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

Тема 6. Философия Нового времени

Научная революция XVII века и проблема метода познания в фило­софии: эмпиризм (Ф. Бэкон, Д Локк, Т. Гоббс) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Проблема субстанции: монизм, дуализм. Субъ­ективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма. Природа, общество, человек в философии Просвещения. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

Тема 7. Современная философия

Основные направления современной философии. Переход от клас­сической философии к неклассической: неокантианство, неогегельянство, прагматизм, философия жизни и др. Трансформация философии от фено­менологии к экзистенциализму, герменевтике и структурализму. Развитие аналитической философии. Философия науки: от логического позитивиз­ма к эпистемологическому анархизму. Философия марксизма. Религиоз­ная философия. Философия перед лицом глобальных проблем.

Тема 8. Русская философия

Социокультурные особенности русской философии. Дилемма запад­ничества (В. Белинский, П. Чаадаев, А. Герцен) и славянофильства (И. Киреевский, А. Хомяков). Учения революционного народничества (М. Ба­кунин, И. Лавров, Н. Ткачёв). Философия марксизма в России (Г. Плеха­нов, В. Ленин). Особенности русской религиозной философии (В. Соловь­ёв, П. Флоренский, Н. Бердяев). Русский органицизм и космизм (Н. Фёдо­ров, В Вернадский). Философия хозяйства С. Булгакова.

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫФИЛОСОФИИ

(Модуль 2)

Тема 9. Философское учение о бытии

Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. Особенности природного, социального и человеческого бытия. Понятия материального и идеального. Философское учение о материи и её атрибу­тах. Движение материи и его основные формы. Пространство и время, их свойства. Отражение и информация. Сущность психического. Происхож­дение, сущность и структура сознания. Тело и душа. Мозг и сознание. Мышление и язык. Бессознательное, сознание и самосознание. Проблема идеального и формы его бытия. Диалектика как учение о развитии. Ос­новные принципы, законы и категории диалектики.

Тема 10. Философское учение о познании

Сознание и познание. Субъект и объект познания. Чувственное по­знание и его формы. Рациональное познание и формы логического мыш­ления. Единство чувственного и рационального познания.

Проблема истины в философии. Объективность, абсолютность, от­носительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина, цен­ность и оценка. Рациональное и иррациональное в познании. Знание и ве­ра. Интуиция и творчество. Познание, практика, опыт.

Тема 11. Философия и методология науки

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Философские основания науки. Структура научного познания, его уровни, формы и ме­тоды. Понимание и объяснение, доказательство и опровержение. Роль творческого воображения. Логика и рост научного знания. Научные рево­люции и смена парадигм. Наука и техника. Наука и культура.

Тема 12 Философская антропология

Природа, сущность и предназначение человека. Понятие человека в философской антропологии. Антропосоциогенез и проблема происхожде­ния человека. Человек как биосоциальное существо. Деятельная сущность человека. Самоценность человека и смысл его жизни.

Человек, личность, индивидуальность. Сущность идеологии инди­видуализма и конформизма. Проблема свободы и ответственности: мо­раль, справедливость, право. Аксиология человеческого бытия. Пробле­ма человеческого отчуждения. Роль науки, искусства и религии в фор­мировании человека. Гуманистический идеал всесторонне развитой личности.

Тема 13. Социальная философия

Специфика социальной реальности. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Сфера материального производ­ства. Категории общественного бытия и общественного сознания. Сущ­ность и структура общественного сознания, его уровни и формы. Цен­ностная и социальная сферы жизнедеятельности общества. Социальная психология и идеология. Политика и власть как средства социального управления. Насилие, свобода и необходимость. История, культура, ци­вилизация.

Общественный прогресс и его критерии. Основные социально­философские концепции общества (К. Маркс, К. Поппер, Ф. Хайек, Р. Арон, Д. Белл, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс). Теория обществен­но-экономических формаций. Философия хозяйства С. Булгакова. Про­блемы современной философии экономики: труд и собственность, техника и экология, нравственно-правовое регулирование и перспективы НТП.

 

4. ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА 1. философия, ее предмет и роль в обществе

1. Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Обыденное (жизнен­но-практическое) и теоретическое миропонимание.

2. Общественно-исторический характер мировоззрения. Историче­ские типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

3. Смысл и назначение философии. Природа философских проблем и основной вопрос философии. Специфика философского познания и его методология.

4. Философия в системе культуры. Функции философии. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эс­тетика и др.

5. Значение и роль философии в истории и современном мире.

Темы докладов и рефератов

1. Мировоззрение как культурно-исторический феномен.

2. Мифология и философия.

3. Мудрость как знание и добродетель.

4. «Вечные» философские проблемы.

5. Истоки и смысл религиозной веры.

6. Философия как самосознание культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная филосо­фия. - М., 2000.

Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. - М., 2021.

Зальдман Г.Л. Современное миропонимание. - СПб., 2014.

Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. - М., 1972.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1990.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. - М., 1998.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Найдыш В.М. Философия мифологии: От античности до эпохи романтиз­ма. - М., 2012.

Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? - М., 2014.

 

ТЕМА 2. Исторические этапы развития философии

 

2.1. философия Древнего Востока

1. Философии Древнего Востока, её культурно-исторические предпосылки.

2. Возникновение и особенности Древнеиндийской философии: Веды, Бхагавадгита. Ортодоксальные (астика) философские школы: санкхья, йо­га, веданта и др. Альтернативные (настика) философские системы: чарва- ка, джайнизм, буддизм.

3. Древнекитайская философия. Онтология и этика даосизма. Антрополо­гия и этика конфуцианства. Легизм.

Темы докладов и рефератов

1. Истоки философии Востока: мифы, легенды, знания.

2. Техника йоги и психическая саморегуляция человека.

3. Философия Агни-Йоги.

4. Соотношение религии и философии в буддизме.

5. Этико-политическое учение Конфуция.

6. Запад и Восток: диалог культур.

ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии. Древний Восток. - М., Мн., 2000. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). - М., 2012.

Древнекитайская философия. В 2-х т. - М., 1994.

Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л., 1980.

История китайской философии. - М., 2019.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. - М., 1992.

Проблемы человека в традиционных китайских учениях. - М., 1983. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, 2. - М., 1998.

Упанишады. - М., 1992.

Чанышев А.Н. История Древней философии. - М., 2011.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 2014.

 

2.2. Античная философия

 

1. Общая характеристика, основные этапы и особенности античной фило­софии.

2. Древнегреческая натурфилософия: Милетская и Элейская школы; уче­ния Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора.

3. Философия античной классики. Атомистический материализм Демо­крита. Учения софистов и Сократа. Философские системы Платона и Ари­стотеля.

4. Философия поздней античности: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Темы докладов и рефератов

1. Учение пифагорейцев о гармонии и числе.

2. Апории Зенона в свете современной логики.

3. “Человек есть мера всех вещей”.

4. Этический рационализм Сократа.

5. Проблема души и тела в философии Платона.

6. Логика Аристотеля.

7. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.

8. Принцип наслаждения в этике Эпикура.

ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии. Античность. - М., Мн., 2001.

Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. Т.1. - М., 1976.

Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2003.

Богомолов А. С. Античная философия. - М., 2004.

Гомперц Т. Греческие мыслители. Т.1, 2. - СПб., 1999.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов. - М., 2006.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.

Платон. Диалоги. - М., 1986.

Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. - СПб., 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 2011.

 

2.3. философия Средневековья

1. Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия.

2. Средневековая патристика: теоцентризм, креационизм, теодицея. Уче­ние Аврелия Августина: мир и человек, сомнение и вера, истина и знание.

3. Теологическая схоластика и её основные проблемы. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм.

4. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики. “Есте­ственная теология”, метафизика и антропология Аквината. Теория “двой­ственной истины”.

Темы докладов и рефератов

1. Концепция “слепой” веры: “Верую, ибо абсурдно”.

2. Теодицея как проблема средневековой философии.

3. “Исповедь” Августина Блаженного.

4. Верю, чтобы понимать или понимаю, чтобы верить?

5. Последний римлянин Боэций: “Утешение философией”.

6. Доказательства бытия Бога.

7. Человек как образ и подобие Бога.

ЛИТЕРАТУРА

Абеляр П. Теологические трактаты. - М., 2015.

Августин Аврелий. О граде божьем. - Мн., М., 2010.

Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.

Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. - СПб., 2001-2002.

Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души к Богу. - М., 1993.

Боэций. Утешение философией. - М., 1990.

Коплстон Ф.Ч. История философии. Средние века. - М., 2013.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 2009.

Прокл. Первоосновы теологии. - М., 1993.

Св.Григорий Нисский. Об устроении человека. - СПб., 2015.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 2009.

Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. - М., 2014.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 2011.

Штекль А. История средневековой философии. - СПб., 2016.

 

2.4. Философия Возрождения (XV-XVI в.)

1. Общая характеристика и исторические особенности философии Воз­рождения, ее связь с культурой Античности и Средневековья.

2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой ин­дивидуальности (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, М. Монтень и др.)

3. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н. Кузанский, Д. Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н. Коперник, Г. Галилей).

4. Социально-политические учения Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

5. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца (Л. да Винчи, Микеланджело, У. Шекспир и др.).

Темы докладов и рефератов

1. «Божественная комедия» Данте: синтез философии и искусства.

2. «Закат Европы»: от культуры к цивилизации.

3. Титаны Возрождения.

4. Политическая философия Н. Макиавелли.

5. Эстетика Ренессанса.

6. Социальные утопии Возрождения.

7. Скептицизм М. Монтеня.

ЛИТЕРАТУРА

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. - М.,1990.

Бруно Дж. Диалоги. - М., 2010.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - СПб., 2012.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли.- М., 2019.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 2013.

Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. - М., 2004.

Кузанский Н. Сочинения. В 2-х т. - М., 1979.

Л. да Винчи. Избранные произведения. - М., Мн., 2000.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1983.

Монтень М. Опыты. В 2-х кн. - М., 1979.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М., 2014.

Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. - М., 2011.

 

2.5. Философия Нового времени (XVII в.)

1. Философия в период становления капитализма. Научная революция XVII века и формирование механистической картины мира (И. Ньютон).

2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.

3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуа­листическая метафизика Р. Декарта. Пантеистический монизм Б. Спино­зы. Монадология Г.В. Лейбница.

4. Проблемы человека и общества в философии Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).

Темы докладов и рефератов

1. “Знание-сила”: у истоков прагматизма.

2. Теория “идолов” познания Ф. Бэкона.

4. Проблема интуиции в гносеологии Р. Декарта.

5. Детерминизм и свобода в этике Б. Спинозы.

6. “Величие и ничтожество человека” в рационализме Б. Паскаля.

7. Концепция “естественного права” Т. Гоббса.

ЛИТЕРАТУРА

Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения. В 2-х т. Т.2. - М., 1978.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 2017.

Гоббс Т. Левиафан // Сочинения. В 2-х т. Т.2. - М., 1991.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения. В 2-х т. Т.1. - М., 1989. История диалектики XIV-XVIII вв. - М., 1974.

Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. - М., 2017.

Лейбниц Г.В. Монадология // Сочинения. В 4-х т. Т.1. - М., 1982.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении//Сочинения. В 3-х т. Т.1,2. -М.,1985.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М., 1995.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 1974.

Соколов В.В. Европейс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: