Профессиональное образование




Наука

Наука - особая система знаний

-система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)

- особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Функции науки:

1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний

2. культурно-мировоззренческая

3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности

4. социальная

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)

- определение путей и способов практического использования добытых знаний

- превращение науки в производительную силу общества

5. производственная

6. прогностическая

Классификация наук: а - по предмету познания

  1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)
  2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
  3. г уманитарные - дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
  4. технические - служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)

б- по удалённости от практики

1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;

2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.

Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Классификация социальных наук:

  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
Результат исследования
Социальное знание Гуманитарное знание
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности: 1-Понимание 2-Обращение к текстам 3 - Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

Этические нормы науки:

  1. социальная ответственность учёного (клонирование)
  2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

- незавершённость

- дифференцированность – существование различных направлений и школ

- интегрированность - синтез знаний, комплексный анализ

Инновация - нововведение.

Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.

Функции образования:

  1. трансляция культуры в обществе.
  2. формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
  3. социальная селекция (размещение в социальной структуре)
  4. проведение социальных и культурных изменений в обществе
  5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

О бязательным является основное общее среднее образование.

Принципы государственной политики в сфере образования(закон «Об образовании»)

•приоритетность образования;

•обязательность общего базового образования;

•осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

•доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

•преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования;

•национально-культурная основа образования;

•приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

•демократический характер управления образованием;

•светский характер образования.

Основные направления в развитии образования:

  1. демократизация
  2. компьютеризация
  3. интеграция — компетентностный подход
  4. интернационализация - единая система образования
  5. гуманизация - особое внимание уделяется личности, её интересам
  6. гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
  7. профилизация

Тенденции в развитии образования:

- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

- переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования

- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции

- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

Уровни образования:

Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют уровни образования:

Общее образование

 

1. Дошкольное;

2. Начальное общее;

3.Основное общее (неполное среднее);

4.Среднее общее (полное среднее);

Профессиональное образование

1.Среднее профессиональное;

2.Высшее:бакалавриат, специалитет; магистратура;аспирантура, ординатура.

Обскурантизм – крайне враждебное отношение к просвещению и науке.

«Наука в жизни современного общества».

1. Понятие науки:

а) наука как социальный институт

б) наука как отрасль духовного производства

в) наука как особая система знаний

2. Виды науки:

а) фундаментальные науки

б) прикладные науки

в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания

3. Специфические признаки науки.

4. Функции современной науки: а) культурно-мировоззренческая б) познавательно-объяснительная в) прогностическая г) интеграционная д) социальная е) производственная

5. Развитие науки.

6. Особенности научной картины мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: