Наука
Наука - особая система знаний
-система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
- особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2. культурно-мировоззренческая
3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
4. социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)
- определение путей и способов практического использования добытых знаний
- превращение науки в производительную силу общества
5. производственная
6. прогностическая
Классификация наук: а - по предмету познания
- естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)
- общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
- г уманитарные - дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
- технические - служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)
б- по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Классификация социальных наук:
- Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
- Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
- Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки | |
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса | Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия |
Результат исследования | |
Социальное знание | Гуманитарное знание |
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений | Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений |
Особенности: 1-Понимание 2-Обращение к текстам 3 - Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям | |
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы |
Этические нормы науки:
- социальная ответственность учёного (клонирование)
- бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
- общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность – существование различных направлений и школ
- интегрированность - синтез знаний, комплексный анализ
Инновация - нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование
Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
- трансляция культуры в обществе.
- формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
- социальная селекция (размещение в социальной структуре)
- проведение социальных и культурных изменений в обществе
- обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
О бязательным является основное общее среднее образование.
Принципы государственной политики в сфере образования(закон «Об образовании»)
•приоритетность образования;
•обязательность общего базового образования;
•осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
•доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
•преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования;
•национально-культурная основа образования;
•приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
•демократический характер управления образованием;
•светский характер образования.
Основные направления в развитии образования:
- демократизация
- компьютеризация
- интеграция — компетентностный подход
- интернационализация - единая система образования
- гуманизация - особое внимание уделяется личности, её интересам
- гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
- профилизация
Тенденции в развитии образования:
- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
- переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют уровни образования:
Общее образование
1. Дошкольное;
2. Начальное общее;
3.Основное общее (неполное среднее);
4.Среднее общее (полное среднее);
Профессиональное образование
1.Среднее профессиональное;
2.Высшее:бакалавриат, специалитет; магистратура;аспирантура, ординатура.
Обскурантизм – крайне враждебное отношение к просвещению и науке.
«Наука в жизни современного общества».
1. Понятие науки:
а) наука как социальный институт
б) наука как отрасль духовного производства
в) наука как особая система знаний
2. Виды науки:
а) фундаментальные науки
б) прикладные науки
в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
3. Специфические признаки науки.
4. Функции современной науки: а) культурно-мировоззренческая б) познавательно-объяснительная в) прогностическая г) интеграционная д) социальная е) производственная
5. Развитие науки.
6. Особенности научной картины мира.