Эффективные стратегии работы с текстом




Секреты речи и текста

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.

Остановимся на технологии продуктивного чтения. Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах https://www.zar-school.ru/downloads/Technolog%20produk%20stenia.pdf

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

 

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.

Этап предтекстовой деятельности Цель- развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача– выработать мотивацию к прочтению текста.
Стратегия «Прогноз по заголовку»   Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д. Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения… Вспомните, как называется произведение…. Соответствует ли содержание рассказа названию? Приведите примеры подобных расхождений.   Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»)   Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К. Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано?
Стратегия «Образ текста»   Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.
Стратегия «Батарея вопросов»   Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.
Стратегия «Глоссарий»   Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
Стратегия «Соревнуемся с писателем»   Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.
Стратегия «Верные и неверные утверждения»    
Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал  
2 этап – этап текстовой деятельности Цель– понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.д.). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
Стратегия «Чтение в кружок»   Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.
Стратегия «Чтение про себя с пометами (Инсерт)» Пометы на полях: + – знал; – – новое;? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.
Стратегия «Чтение с остановками» Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.
Стратегия «Поставь проблему – предложи решение» Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.
Стратегия «Составление вопросного плана» Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Может? Будет? Могли? Как зовут? Толстые вопросы: Дайти три определения…. Почему? Как вы считаете, в чем различия? Предположите…. Что будет, если..? Согласны ли Вы…?
Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?
Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник)   На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик. Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний. Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно–следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением. Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Все вышеперечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Достоинства технологии:

1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2. Ориентирована на развитие личности.

3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4. Способствует пониманию текста на уроке.

 

Рекомендуемая литература:

1. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010. https://multiurok.ru/files/kak-proiektirovat-uud-v-nachal-noi-shkolie-posobii.html

2. Дыбленко С. А., Соболева О. В. «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя», 2002, №8. https://school2100.com/upload/iblock/994/994fd00796202a54192fc321693f8bfa.pdf

3. Леонтьев А. А. Что такое виды речевой деятельности? /А.А.Леонтьев// Начальнаяшкола: плюс-минус. – 2000. – № 5. –С. 9–12. https://periodika.websib.ru/taxonomy/term/261

4. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с. https://school2100.com/upload/download/sborniki/sb_obr_teh_2008.pdf

5. Чиндилова О. В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования: [Монография] /О.В. Чиндилова. –М.: Баласс, 2010. – 208 с https://docviewer.yandex.ru/

 

Интернет-источники:

1. «Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт»

https://www.eduneo.ru/

2. «Технология продуктивного чтения» https://www.zar-school.ru/downloads/Technolog%20produk%20stenia.pdf

3. «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология» https://borskoe-shkola.ru/files/364.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: