Анализ воспитательного потенциала урока
Критерий | Показатели | Индикаторы |
1.Предметно-средовое поле урока, обеспечивающее познавательное, духовное и физическое развитие обучающихся | 1.1. Условия для сохранения здоровья обучающихся; 1.2. Условия для проявления познавательной активности; 1.3.Условия для творческого самовыражения; 1.4. Условия для восприятия произведений литературы и искусства; 1.5.Культура взаимодействия и деятельности на уроке; 1.6.Атмосфера эмоционального комфорта на уроке; 1.6. Эстетика внешнего вида педагогов и детей; | 3б. – Оптимальный уровень: создана развивающая среда, соответствующая культурным, эстетическим, санитарным нормам и современным требованиям к организации урока. 1 б. – Допустимый уровень: предметно-средовое обустройство урока соответствует целеполаганию, однако возможно расширение предметно-средового поля; 0 б. – Критический уровень: развивающая среда не создана. |
2.Содержание урока | 2.1. Объект изучения – жизнь; содержание учебного материала инструментируется с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям»; 2.2. Знания как открытие истины; 2.3. Умения как жизненно необходимый опыт; 2.4. Отношения к объекту и предмету урока как к ценности. | 3 б. – Оптимальный уровень: показатели выражены в полной мере; 1 б. – Допустимый уровень: показатели выражены частично; 0 б. – Критический уровень: показатели не выражены. |
3. Организация урока | 3.1. Процесс познавательной деятельности обеспечивает система методик, адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных новообразований личности ученика; 3.2.Взаимоотношения субъектов деятельности на уроке выстраиваются как отношения субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями; | 3 б. – Оптимальный уровень: показатели выражены в полной мере; 1 б. – Допустимый уровень: показатели выражены частично; 0 б. – Критический уровень: показатели не выражены. |
3.3. Индивидуализация деятельности каждого учащегося в ее объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на индивидуальные поведенческие проявления; 3.4. Соблюдение принципов развивающего обучения: ясность понимания, лёгкость исполнения, радость узнавания. | ||||||
4.Профессиональные операции педагога | 4.1. Доведение требования до логического завершения; 4.2. Сопровождение требования инструкцией для более легкого исполнения; 4.3. Сохранение неизменно позитивного характера требования; 4.4.Сохранение доступности требования для обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями; 4.5. Переключение внимания детей с общего требования на его детали; 4.6.Решение нестандартных, возникших в ходе урока, ситуаций. | 3б. – Оптимальный уровень: показатели выражены в полной мере; 1 б. – Допустимый уровень: показатели выражены частично; 0 б. – Критический уровень: показатели не выражены. |
ИТОГО:
Опросник для педагогов
«Практическая реализация воспитательного потенциала урока»
Обладает ли учебный предмет, который Вы преподаете, особыми воспитательными влияниями на учащихся?
- да - нет - некоторыми
Считаете ли Вы, что благодаря Вашим урокам дети личностно развиваются?
- да - нет - все зависит от классного руководителя
Как Вы оцениваете психологический климат на Ваших уроках?
- умею создавать благоприятный
- по-разному: смотря, в каком состоянии дети
- климат не имеет значения: дети все должны учиться
Удается ли Вам создавать ситуацию успеха каждому ученику?
- тем, кто хорошо учится - да, всем - нет, меня волнуют знания детей
Считаете ли Вы, что на уроке Вы с детьми изучаете жизнь?
- нет, я преподаю основы науки - да, я пытаюсь - иногда это удается, когда особый материал
Удается ли Вам внедрить традицию ответственного отношения к учебе?
-нет -да -не во всех классах
Что считаете главным для хорошего урока?
- результат усвоения материала - радость познания
- добросовестный труд детей четкое выполнение запланированного содержания
8. Завершите, пожалуйста, предложение:
Хороший урок — это когда
Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя Педагогу (группе педагогов) последовательно для заполнения предъявляются для заполнения два опросных листа - №1 и №2. Между предъявлениями выдерживается интервал не менее суток. Это необходимо для того, чтобы снизить возможную конформность ответов.
Опросный лист №1.
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предлагается перечень действий педагога как воспитателя. Как вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой значок в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога | Сч ит аю не об хо ди мы м | С ч и т а ю в а ж н ы м | Сч ита ю нео бяз ате льн ым | С чи та ю не ну ж н ы м |
1.Равноправное общение с детьми | ||||
2.Проявление эмпатии по отношению к ребёнку | ||||
3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребёнка | ||||
4.Принятие ребёнка как личности | ||||
5.Оценивание поступков ребёнка, а не его личности | ||||
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9.Создание ситуации успеха для каждого ребёнка | ||||
10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11.Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14.Поддержка процесса самопознания ребёнка | ||||
15.Представление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребёнка | ||||
16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18.Забота о своём личностном росте, развитии духовности | ||||
19.Забота о своём физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22.Совершенствоание своих знаний о детской, подростковой, молодёжных субкультурах | ||||
23.Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
25.Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
26.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
27.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем |
28.Предоставление возможности другим педагогам знакомиться со своим опытом | ||||
29.Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
30.Проявление интереса к жизни ребёнка в семье | ||||
31.Появление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребёнка | ||||
32.Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребёнка | ||||
33.Защита интересов и прав ребёнка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
34.Повышение педагогической культуры родителей воспитанников | ||||
35.Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
36. Защита и поддержка ребёнка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Опросный лист №2.
Действия педагога | Д ел а ю по ст оя нн о | Д е л а ю ч а с т о | Д е л а ю и з р е д к а | Н е д е л а ю |
1.Равноправное общение с детьми | ||||
2.Проявление эмпатии по отношению к ребёнку | ||||
3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребёнка | ||||
4.Принятие ребёнка как личности | ||||
5.Оценивание поступков ребёнка, а не его личности | ||||
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9.Создание ситуации успеха для каждого ребёнка | ||||
10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11.Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14.Поддержка процесса самопознания ребёнка | ||||
15.Представление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребёнка | ||||
16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18.Забота о своём личностном росте, развитии духовности | ||||
19.Забота о своём физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22.Совершенствоание своих знаний о детской, подростковой, молодёжных субкультурах | ||||
23.Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
25.Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
26.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
27.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
28.Предоставление возможности другим педагогам знакомиться со своим опытом | ||||
29.Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
30.Проявление интереса к жизни ребёнка в семье | ||||
31.Появление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребёнка | ||||
32.Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребёнка | ||||
33.Защита интересов и прав ребёнка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
34.Повышение педагогической культуры родителей воспитанников | ||||
35.Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
36. Защита и поддержка ребёнка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предлагается перечень действий педагога-воспитателя. Как вы в своей работе реализуете каждое из них. Выберите один из предполагаемых вариантов ответа и поставьте любой значок в одной их колонок напротив каждого утверждения.
Обработка результатов. Два опросных листа соответствуют о позиции как единстве сознания и деятельности. Опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист
№2 – «деятельность» педагога.
Подсчёт результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 накладывается на лист №2, отмечается количество совпадений ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Интерпретация результатов. Если больше всего совпадений в первой колонке, то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше совпадений во второй колонке, то мы имеем относительно сильную профессиональную позицию воспитателя.
Если больше всего совпадений в третьей колонке, то перед нами относительно слабая позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений в четвёртой колонке, то перед нами слабая позиция воспитателя. На основе данных можно провести более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности, рассмотреть особенности позиции по субъектностям. Таким образом можно выяснить, какая из субъектностей «западает».