Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале




Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. На этом этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, т. е. звуки, которые у ребенка еще не поставлены. У детей с ОНР чаще всего наблюдается нарушение нескольких групп звуков, что осложняет подбор речевого материала. Если у ребенка нарушены два или более звуков, логопед должен тщательно отбирать речевой материал. Во многих пособиях по автоматизации правильного звукопроизношения речевой материал подобран таким образом, что в слове могут встречаться и дефектно произносимые звуки, поэтому приходится буквально по крупицам искать слова без дефектно произносимых звуков. Таких слов мало. Однократное употребление неправильно произносимых звуков не страшно. Однако при многократном повторении (автоматизация звуков требует как раз многократного повторения) как правильно, так и неправильно произносимые звуки закрепляются. Закрепляя один поставленный звук, есть риск закрепить неправильное, дефектное произношение нескольких более сложных звуков.

Процесс автоматизации звуков длительный и однообразный. Трудно удержать внимание и интерес ребенка, заставляя его многократно повторять слова со звуком, который нуждается в коррекции. Не всегда это легко, и, как правило, если возникают трудности, у ребенка пропадает желание и интерес к занятиям. Сделать процесс автоматизации увлекательным помогут разнообразные игры с карточками и игровыми полями.

В своей работе я использую игры и упражнения на ограниченном речевом материале, которые способствуют закреплению имеющихся у детей произносительных навыков. Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать поставленный звук в спонтанную речь.

Необходимость создания данных пособий продиктована требованиями ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, они предполагают наличие развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В дидактической копилке каждого логопеда найдется подбор карточек, где речевой материал подобран таким образом, что из него исключены не только близкие по артикуляции звуки, но и звуки, которые наиболее часто нарушаются у детей с ОНР. Предлагаю разнообразить использование карточек в играх, которые помогут детям успешно овладевать правильным звукопроизношением и грамматическими категориями родного языка.

«Слово назови - карточку возьми»

Ребенок берет карточку, называет слово. Если автоматизированный звук произносится правильно, карточка остается у ребенка.

«Игра с кубиком»

Ребенок бросает кубик, берет и называет, соответствующее количество картинок. Или, как вариант, называет слово столько раз, сколько выпало точек на кубике.

«Живое - неживое»

Ребенок произносит и распределяет предложенные картинки на две группы: «живое», «неживое».

«Кто? Что?»

Перед ребенком выложены картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок произносит слова и закрывает предметы, которые отвечают на вопрос «Кто?» фишками синего цвета, а предметы, которые отвечают на вопрос «Что?» зелеными фишками.

«Сыщик»

Перед ребенком раскладываются карточки картинками вниз, среди которых находится искомая. Это игровое поле. Ребенок делает фишкой четыре шага в любом направлении, произнося в такт чистоговорку с автоматизируемым звуком, например: «Са-са-са, где оса?». Поворачивает карточку и произносит слово, нарисованное на картинке. После этого карточка возвращается на игровое поле. Игра продолжается до тех пор, пока не будет найдена нужная картинка.

«Подбери по смыслу»

Ребенок рассматривает предложенные карточки и объединяет картинки которые подходят друг к другу по смыслу, объясняя свое решение.

«У кого выше башня?»

В этой игре принимают участие 2 ребенка или ребенок играет со взрослым. Поочередно бросая кубик, игроки строят башни из карточек, выкладывая соответствующее число картинок - кирпичиков. Если выпадает на кубике цифра три - башня рушится ("Выпадает тройка - рушится постройка") Выигрывает тот, у кого башня окажется выше.

«Отгадай предмет по описанию»

Перед ребенком ряд карточек с автоматизируемым звуком. Логопед перечисляет признаки какого-либо предмета и предлагает ребенку найти и назвать нужную картинку.

 

«Находилки»

Перед ребенком ровным прямоугольником разложены карточки с нужным звуком. Педагог просит назвать что находится в правом верхнем углу (в левом нижнем и т.д.); что находится в верхнем ряду (нижнем и т.д.); что находится в первом (во втором, третьем) столбике. О чем можно сказать «мой» («моя», «мои»). Назови все съедобное (все большое, холодное, тяжелое и т.д.). Вариантов вопросов множество.

«Запомни, найди, повтори»

Логопед называет несколько слов и просит ребенка найти и выложить перед собой картинки в той же последовательности перечисления.

«Подбери рифму»

Перед ребенком раскладываются карточки с нужным звуком. Ребенок ищет среди них те, что подходят друг к другу по рифме. Произносит и соединяет рифмующиеся пары.

«Где спрятался звук?»

Ребенок наугад берет карточку с картинкой. Называет, что на ней изображено, и определяет местоположение автоматизируемого звука в слове.

«Чего не стало?»

Перед ребенком ряд карточек с автоматизируемым звуком. Логопед закрывает, какую-либо картинку фишкой с вопросительным знаком и просит отгадать, чего не стало. Затем можно усложнять задания, закрывая не одну, а 2-3 картинки.

«Телеграф»

Перед ребенком раскладываются карточки картинками вниз Ребенок наугад берет карточку с картинкой и делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Смешилка»

Перед ребенком раскладываются карточки картинками вниз. Взрослый задает ребенку любой вопрос, например: «Где ты живешь? Что ел на завтрак? На чем приехал в детский сад?» Ребенок берет любую карточку и соотносит ответ с картинкой. Например, на вопрос: «Что бабушка испечет на ужин?», ребенок может ответить: «Бабушка на ужин испечет подушку».

 

 

Можно добавить к карточкам игровое поле. Каждое поле универсально, подходит для любого набора картинок.

«Жадина»

Ребенок выкладывает карточки с нужным звуком на игровое поле и добавляет к картинкам слова «мой», «моя», «мои», «моё».

«Подарки для гномика»

Выкладывая карточки на игровое поле, ребенок называет слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 

 


«Сосчитай до 5»

Все слова на выкладываемых карточках ребенок согласовывает с числительным от 1 до 5.

«Белоснежка подарила гномам много…»

Все слова на карточках, которые ребенок выкладывает на игровое поле произносятся во множественном числе.

 

 


«Цветная клякса»

Клякса перекрашивает все картинки, которые попадают на игровое поле. Все предметы становятся Синими (или жеЛтыми, или кРасными и т.д.). Выкладывая картинки, ребенок называет что получилось. Например: синие сапоги, синяя собака, синий сундук и т.д. Можно обсудить, бывает ли так на самом деле.

 

 

Игровые поля для отработки звукопроизношения и падежных окончаний.

 

 

 

 


Детям нравится, что с одними и теми же карточками можно проигрывать разные задания. И приходя на занятие, они каждый раз интересуются, какое же будет новое задание. А процесс автоматизации трудных звуков проходит весело и непринужденно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: