Показатели надёжности.
Состоят из сочетаний следующих свойств:
· безотказности;
· долговечности;
· ремонтопригодности;
· сохраняемости;
·
Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления[1
Показатели качества пассажирских перевозок
Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.
К пассажирским перевозкам применимы понятия простого, сложного и интегрального качества.
Простое качество пассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным показателем, например скоростью перевозки.
Сложное качество характеризуется всеми натуральными показателями перевозок: безопасностью, скоростью, уровнем сервиса, стоимостью и др.
Интегральное качество характеризуется не только натуральными показателями, но и показателями затрат на их осуществление.
Для количественной оценки качества перевозок пассажиров совокупность его характеристик разбивается на 4 категории:
· безопасность перевозок,
· уровень организации движения ТС во времени (частота, ритмичность, регулярность, точность движения, зависимость от внешних условий),
· затраты времени на поездку, с учетом ожидания,
· удобство пользования транспортом, т.е. комфортабельность.
Качество обслуживания характеризуется наличием претензий пассажиров к обслуживанию на вокзалах и в пути следования, по несвоевременному отправлению и прибытию поездов, а также по несоответствию предлагаемой категории поезда, типа вагонов, места, даты отправления поезда реальному спросу. К примеру, при обследовании пассажиров дальнего следования на железнодорожном транспорте выявлено свыше 100 видов претензий, При этом они распределялись следующим образом: претензии по техническому и санитарному состоянию вагонов — 44,7%; по организации питания в пути следования — 29,7%; комфортабельности поездки — 24%; организации компостирования билетов в пути следования — 1%; по прочим причинам — 0,6%.
Важными показателями потребительских свойств продукции пассажирского транспорта являются: скорость, комфортабельность и удобство поездки, быстрота оформления проездных билетов, частота и регулярность движения, беспересадочность сообщений и др. Руководствуясь ими, пассажир отдает предпочтение тому или иному виду транспорта, виду сообщений, времени поездки и т. п.
Выборочное обследование пассажиропотоков на железнодорожном транспорте показало значимость для пассажиров качественных характеристик транспортного обслуживания пассажиров: скорость - 16,7%, комфортабельность - 23,3%, частота отправления поездов -5,6%, своевременность отправления и прибытия поездов - 17,7%, затраты времени на оформление билета - 21,7%, объем услуг, оказываемых на вокзалах и в пути следования - 11,5%, стоимость билета - 3,5%.
Эти данные свидетельствуют о том, что первостепенное значение для пассажиров железных дорог на момент обследования имели комфортабельность поездки и затраты времени на приобретение билета, остальным факторам пассажиры придавали меньшее значение.
Скорости сообщения как показатели качества являются весьма значимыми для пассажиров. На железных дорогах России средняя техническая и участковая скорости движения пассажирских поездов составляет около 45 км/ч и это уже сейчас сказывается на конкурентоспособности железнодорожного транспорта. На автомобильном транспорте технические скорости движения в городских условиях небольшие (в среднем 25—30 км/ч), а на автомагистралях за городом 60-70 км. Наиболее высокие скорости на воздушном транспорте (600-1000 км/ч).
Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.
Технико-экономические особенности транспорта
Различные виды транспорта, вместе с тем, имеют и свои отличительные особенности. В основном это касается технических и экономических отличий, характеризующих специфичность транспортных систем.
Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:
· неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы торговых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;
· возможность строительства железнодорожных сообщений практически да любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;
· высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн. т в каждом направлении в год, а однопутка — 20 млн. т и более в каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы поездов, скоростей движения и т.д. Использование провозных способностей железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещения производства и сырьевых ресурсов;
· возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;
· возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;
· сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих эффективность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект. Расчеты показывают, что при сокращении доставки грузов по железным дорогам на одни сутки высвобождаются материальные ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн. тонн;
· доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования. Как правило, расстояние перевозки по железной дороге значительно короче, чем по рекам. Например, от Волгограда до Москвы путь по железной дороге короче речного в 2,5 раза. Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими маршрутами;
· относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок. Если расход топлива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 4-5 единиц.