Технико-экономические особенности транспорта




Показатели надёжности.

Состоят из сочетаний следующих свойств:

· безотказности;

· долговечности;

· ремонтопригодности;

· сохраняемости;

·

Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления[1

Показатели качества пассажирских перевозок

Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и тех­нического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.

К пассажирским перевозкам применимы понятия простого, сложного и интегрального качества.

Простое качество пассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным показателем, например скоростью перевозки.

Сложное качество характеризуется всеми натуральными показателями перевозок: безопасностью, скоростью, уровнем сервиса, стоимостью и др.

Интегральное качество характеризуется не только натуральными показателями, но и показателями затрат на их осуществление.

Для количественной оценки качества перевозок пассажиров совокупность его характеристик разбивается на 4 категории:

· безопасность перевозок,

· уровень организации движения ТС во времени (частота, ритмичность, регулярность, точность движения, зависимость от внешних условий),

· затраты времени на поездку, с учетом ожидания,

· удобство пользования транспортом, т.е. комфортабельность.

Качество обслуживания характеризуется наличием претензий пассажиров к обслуживанию на вокзалах и в пути следования, по несвоевременному отправлению и прибытию поездов, а также по несоответствию предлагаемой категории поезда, типа вагонов, места, даты отправления поезда реальному спросу. К примеру, при обследовании пассажиров дальнего следования на железно­дорожном транспорте выявлено свыше 100 видов претензий, При этом они распределялись следующим образом: претензии по техническому и санитарному состоянию вагонов — 44,7%; по организации питания в пути следования — 29,7%; комфортабель­ности поездки — 24%; организации компостирования билетов в пути следования — 1%; по прочим причинам — 0,6%.

Важными показателями потребительских свойств продукции пассажирского транспорта являются: скорость, комфортабель­ность и удобство поездки, быстрота оформления проездных би­летов, частота и регулярность движения, беспересадочность со­общений и др. Руководствуясь ими, пассажир отдает предпочте­ние тому или иному виду транспорта, виду сообщений, времени поездки и т. п.

Выборочное обследование пассажиропотоков на железнодо­рожном транспорте показало значимость для пассажиров качест­венных характеристик транспортного обслуживания пассажи­ров: скорость - 16,7%, комфортабельность - 23,3%, частота отправления поездов -5,6%, своевременность отправления и прибытия поездов - 17,7%, затраты времени на оформление билета - 21,7%, объем услуг, оказываемых на вокзалах и в пути следования - 11,5%, стоимость билета - 3,5%.

Эти данные свидетельствуют о том, что первостепенное значение для пассажиров железных дорог на момент обследова­ния имели комфортабельность поездки и затраты времени на приобретение билета, остальным факторам пассажиры придавали меньшее значение.

Скорости сообщения как показатели качества являются весь­ма значимыми для пассажиров. На железных дорогах России средняя техническая и участковая скорости движения пассажир­ских поездов составляет около 45 км/ч и это уже сейчас сказывается на конкурентоспособно­сти железнодорожного транспорта. На автомобильном транспорте технические скорости движе­ния в городских условиях небольшие (в среднем 25—30 км/ч), а на автомагистралях за городом 60-70 км. Наиболее высокие скорости на воздушном транспорте (600-1000 км/ч).

Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и тех­нического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.

Технико-экономические особенности транспорта

Различные виды транспорта, вместе с тем, имеют и свои отличительные особенности. В основном это касается технических и экономических отличий, ха­рактеризующих специфичность транспортных си­стем.

Основными технико-экономическими особенностями железно­дорожного транспорта являются:

· неразрывная связь с предприятиями промышленности и сель­ского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы тор­говых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;

· возможность строительства железнодорожных сообщений практически да любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;

· высокая провозная и пропускная способность железных до­рог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн. т в каждом направлении в год, а однопутка — 20 млн. т и более в каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы поездов, скоро­стей движения и т.д. Использование провозных способностей железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещения производства и сырьевых ресурсов;

· возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;

· возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;

· сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих эффек­тивность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект. Расчеты показывают, что при сокращении доставки грузов по железным дорогам на одни сутки высвобождаются материальные ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн. тонн;

· доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования. Как правило, расстояние перевозки по железной дороге значительно короче, чем по рекам. Например, от Волгограда до Москвы путь по железной дороге короче речного в 2,5 раза. Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими маршрутами;

· относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок. Если расход топлива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 4-5 единиц.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: