Кризис риторики: период новой теории и истории словесности (II пол. XIX в.)




 

В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения:

— язык изучается как лингвистическая система;

— словесность рассматривается как художественная литература и фольклор;

— риторика выведена из системы преподавания.

Что же произошло? Почему в середине XIX в. риторика утратила свой авторитет?

Дело в том, что постепенно, еще на протяжении первой половины XIX в. предмет риторики все более суживался:

· обособляется теория науки;

· отделяется стилистика;

· риторика разделяется на:

ü общую (теория прозы вообще)

ü частную (отдельные жанры, например, речи поучительно-деловые и др.)

Например, уже Василий Плаксин так определял задачу риторики: «Риторика учит сообразоваться с целью, с обстоятельствами, с лицами - с их способностями, степенью образования, с наклонностями; и естественную наготу истины, часто оскорбительную, часто горькую, научает прикрывать и услаждать искусством (1832)» (курсив наш).

В 40-е годы XIX в. поэтика и риторика окончательно получили различные предметы. Поэтика рассматривает структуру литературного произведения, отвлекаясь от его воздействия на адресата. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.

Наиболее непримиримым критиком риторики как науки, как учебного предмета в гимназиях был В.Г.Белинский. Вот одно из его высказываний: «Все ложное, пошлое, всякую форму без содержания, все это называют риторикой!» - пишет Белинский в 1844 г. «Риторика - вздорная наука и вредное знание. «Сущий вздор», наконец, «вовсе даже и не наука»», - восклицает «неистовый Виссарион».

Таким образом, мы видим, что к середине XIX в. риторика как научная теоретическая дисциплина во многом исчерпала себя, дав начало нескольким областям филологии.

Попытки возрождения риторики в России можно отнести к 20-м годам XX столетия. В 1918 г. В Петрограде был создан Институт живого слова. В его работе принимали участие выдающиеся научные и общественные деятели: С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт.

Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Выпущено несколько сборников статей, организовано обучение лекторов.

Однако в тоталитарном обществе мастерство свободного слова, воздействующего на умы и души сограждан, было более чем опасным. К началу 30-х годов институт фактически прекратил своё существование, слившись с институтом языкознания.

Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

 

Советский период в истории русской риторики (1920-1985/90 гг.)

 

В cоветское время на месте старой риторики был создан ряд дисциплин:

· культура речи,

· лингвистика текста,

· функциональная стилистика,

· прагматика и др.

При всем положительном, что заключают в себе новые теории, без учета опыта риторики их современный потенциал представляется ограниченным.

Кроме того, результаты «падения риторики» в нашей стране очевидны: немногие наши соотечественники могут похвастаться умением легко и свободно говорить публично, найти нужный тон в беседе, в споре, доказательно и доброжелательно убедить в своей правоте.

 

Заключение

Интерес к риторике как науке и учебному предмету возродился в 70-80 гг. Появились работы Е.А. Ножина, Г.З. Апресяна, А.В. Толмачева, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Л.К. Граудиной и многих других.

Таким образом, мы видим, что расцвет риторики пришелся на тот период, когда она рассматривалась как неотъемлемая часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены.

Сейчас в России происходит риторический “бум” при “очередной” смене общественно-политического стиля. Создание новой идеологии, морали, нового стиля приходится признать как существующую реальность и необходимость. Благополучие будущей жизни не может не зависеть от языка. А практическим языком как раз и занимается риторика. Какой будет новая риторика не в последнюю очередь зависит от наших конкретных сегодняшних усилий.

Ждет ли риторику новый взлет, покажет уже недалекое будущее.

 

Список литературы

 

1. История русской риторики: Хрестоматия / Сост. В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр “Academia”, 1996

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г./ Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов - на - Дону, 1995.

3. Михальская А.К./ Основы риторики. М., 1996.

4. Чернышев В.И. / Правильность и чистота русской речи. Т. 1-2. М., 1970.

5. Культура русской речи:/ Учебник для вузов. - М., 1998.

6. Казарцева О.М. /Культура речевого общения. М., 1998.

7. Клюев Е.В. /Риторика. М., 1999.

8. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э./ Секреты хорошей речи. М.,1993.

9. Кохтев Н.Н./ Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992.

10. Сопер Пол. /Основы искусства речи. М., 1992.

Риторика как наука о красноречии стала развиваться в России в XIX в., но само искусство красноречия берет начало со времен введения христианства на Руси.

Именно это событие потребовало новых знаний, изучения произведений ученых ранних, христианских культур. Риторические знания появились на Руси вместе с сочинениями христианско-византийской учености. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая наука, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знание грамматического, но и риторического художества. Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют о том, что старинному русскому красноречию были присущи высокое уважение к книжному слову, мудрой речи, словесному мастерству.

Виды красноречия в Древней Руси:

1) становление политического красноречия. Высшим органом власти в то время являлось народное собрание, вече, на котором выступали со своими речами князья, воеводы;

2)военное красноречие. В это время князья обращались к народу с призывом стойко сражаться;

3)дипломатическое красноречие. В переговорах русских князей между собой, с иноземными государствами требовалось умение склонить на свою сторону, убедить;

4)торжественное красноречие. Речи на пирах, тризнах предполагали большую эмоциональность, глубокое содержание, а следовательно, риторическое мастерство;

5)духовное красноречие. Проповеди считались средством воздействия на массы.

Основной формой красноречия в Древней Руси являлось духовное и торжественное. Древнерусские книжники усвоили систему красноречия других народов и внесли свой вклад в развитие ораторского искусства.

Многие рассуждения христианских писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали определенный образ оратора, тип речевого поведения, общения с аудиторией.

Особенности красноречия в Древней Руси можно свести к следующему:

- призыв к добру;

- уважение к книжному слову, к мудрости;

- высокая эмоциональность, образность;

- кротость и смирение в речи.

Наиболее развитыми жанрами были слова, поучения, беседы. В XI - XII вв. стали популярными светское и духовное красноречие. Самыми известными памятниками древнерусского красноречия являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения К. Туровского. При составлении речей использовались следующие приемы:

1) стремление к художественному абстрагированию. В окружающей жизни авторы пытались увидеть божественное, духовное начало, символы вечного; изложение жизни святых сопровождалось аналогами и цитатами из священного писания;

2) повышенная экспрессивность, эмоциональность;

3) ритмически организованная речь. Ключевые слова повторяются несколько раз;

4) усиление сопоставления и противопоставления;

5) широкое использование метафор, символов, сравнений, стилистическая симметрия.

В XI - XIII вв. риторическое искусство достигло особой «высоты. Об этом свидетельствуют памятники: «Золотое слово» Святослава («Слово о полку Игореве»), «Моление» Даниила Заточника, «Поучение» Владимира Мономаха и др. Эти традиции были продолжены в произведениях последующих поколений («Житие Сергия Радонежского», переписка князя А.Курбского и Иоанна Грозного).

Выдающимся оратором XVI в. является Максим Грек (ок. 1475 —1556). Это грек, приехавший в Москву, занимавшийся педагогической и просветительской деятельностью. Максим Грек — остроумный полемист, он использовал фор­му диалога для создания полемического характера.

Отечественная риторика проходит период становления в XVII - XVIII вв.

XVII век — время становления абсолютизма, культура этого периода была приспособлена к созданию и поддержанию образа государства во главе с монархом. Как следствие этого возрождалось торжественное красноречие, которое представляло собой различной длины похвалы, восхваления царю.

В это же время развивается политическое красноречие, которое было представлено речами о правителях. Все речи строились по одному плану:

- воспоминание о родственниках правителя;

- восхваление их правления, добрых дел, которые они совершили;

- наказ ныне правящему.

В начале XVII в. появилась первая оригинальная русская риторика. Ей стал учебник, написанный вологодским митрополитом Макарием (1482-1563), одним из создателей Славяно-греко-латинской академии. Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) -«Об изобретении дел» и «О украшении». Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая «делам придает и прибавляет силы». Труд Макария был подвержен влиянию латинских образцов и имел богословскую направленность. Учебник служил пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Автор хорошо знал античное красноречие, в своем пособии он ссылался на сочинения Демосфена, Цицерона и других авторов.

Макарий, как и античные авторы, делит риторику на пять частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и воспроизведение, или произнесение.

Пособие написано в форме диалога, где учитель задает вопрос, а ученик формулирует ответ.

Другим автором риторики того времени был Феофан Прокопович (1681-1736) оратор, публицист, поэт и теоретик литературы.

Основные положения науки о красноречии Феофан Прокопович изложил в двух трактатах, напи­санных на латинском языке: «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики». В данных трактатах содержались лекции по истории поэзии и риторики. Ф.Прокопович не делает различий между риторикой и поэтикой.

Риторика превращается из учения о красноречии в общую теорию словесности, где автор выступает против замысловатости и цветистости слога, перегруженности и излишней приподнятости, осуждает искусственность, вычурность. В понятие средств украшения Ф.Прокопович включает фонетические и интонационные приемы. В основе всех рекомендаций лежит требование ясности, содержательности, простоты, естественности.

Помимо трактатов по риторике перу Ф. Прокоповича принадлежат поздравительные слова и церковные проповеди. Они имеют актуальное содержание - это не только религиозная тематика, но и вопросы политического характера, войны и мира, исторические темы. В своих проповедях автор использовал конкретные живые образы, прославлял победы русской армии, призывал бороться с суевериями, просвещать народ. Сложные проблемы осве­щались в ясной, доступной форме, упрощенным языком.

В этом заключалось новаторство Ф.Прокоповича. Наиболее яркие его проповеди - «Слово похвальное о флоте Российском», «Слово о власти и чести царской», «Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе». Славу же Ф.Прокопович приобрел после того как произнес «Слово на погребение Петра», где преобладали риторические вопросы и восклицания.

В начале XVIII в. русская наука о красноречии развивается в сложных условиях, поскольку еще сохранялись традиции древнерусской и средневековой культуры и одновременно менялись эстетические идеалы, книжное монашество утратило свои господствующие позиции.

В это время начало развиваться академическое красноречие, которое находило реализацию в форме лекций, читаемых с кафедры. Кроме того, широкую популярность приобрел эпистолярный жанр.

Светское красноречие представлено военным красноречием. Примером тому может служить обращение Петра I к воинам перед Полтавской битвой с воодушевляющей речью. Петр I воздействовал на добрые чувства воинов, высказывал уверенность в их силах, ставил в пример самого себя.

Большая заслуга в развитии риторики в XVIII в. принадлежит В.К. Тредиаковскому и М.В. Ломоносову.

В.К. Тредиаковский (1703-1768) первый профессор в области ораторского красноречия. Его речь «Слово о витийстве» затрагивает проблемы русского искусства речи и включает следующие части:

- восхваление красноречия - основы наук и знаний; в этой части прослеживается богатое использование средств художественной изобразительности (метафоры, гиперболы, контраст, антитеза, период, риторические вопросы, обращения);

- восхваление русского языка, рассуждения о том, что русский язык очень богат, о его природе надо заботиться;

- проблема индивидуального слога писателей.

В этом сочинении Тредиаковский выступает против злоупотребления латинским языком в науке и литературе: «...да не называют его благороднейшим всех прочих,...да не приписывают столь много чести латинскому языку, дабы думать, что все на все учение токмо на нем и состоит».

По мнению автора, все народы должны прежде всего знать свой родной язык, его красоты, обилие и силу. На нем должны быть написаны научные труды и художественные произведения. При этом Тредиаковский призывал к тому, чтобы писать простым языком, таким, «которым мы меж собой говорим». Говоря о русском народе и его языке, Тредиаковский в эпоху иностранного засилья в России выступал как патриот, защитник и любитель русского языка: «Да приложит токмо труд, увидит, увидит он вскоре, ко-лико его язык, который также есть и мой, и обилия, и сил и красот, и приятностей имеет».

Однако Тредиаковский не был врагом иностранных языков: «... чужестранные языки... наинужнейший союз взаимного между народами сообщения... наилучшее средство к получению просвещенного познания...»

«Слово о витийстве», «говоренное» 12 августа 1745 г., явилось ответом на присвоение Тредиаковскому звания профессора российской и латинской элоквенции Академии наук, т. е. академика; в этом звании он и М.В. Ломоносов были утверждены указом императрицы Елизаветы Петровны 25 июля 1745 г.

В XVIII в. развивается академическое красноречие. М.В. Ломоносов (1711-1765) впервые прочитал лекцию на русском языке.

Первой риторикой М.В.Ломоносова стало «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», однако этот вариант риторики не имел широкой популярности. Наиболее заметный след в развитии теории риторики XVIII в. оставило «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Оно предназначалось для нужд просвещения, образования, несколько раз переиздавалось для молодежи, жаждущей знаний. Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию). М.В. Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой. Первая книга руководства, в которой содержится риторика, «показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии», предполагала посвящение собственно риторике. Во второй книге должны были содержаться правила речей в прозе, а в третьей - учение о стихотворстве. Но была написана только первая книга.

Текст риторики разбит на параграфы, имеет следующие три части.

- «Об изобретении» - содержит учение об изобретении сочинении речей. Согласно этому учению любая тема должна быть охарактеризована с точки зрения шестнадцати признаков, среди которых род, вид, целое, часть, место, время, причина. Здесь же излагаются логические понятия, говорится о суждениях, дается понятие силлогизмам, представляются их типы. Глава «О возбуждении, утолении и изображении страстей» — своеобразные психологические этюды. В них говорится об эмоциональном воздействии речи оратора на слушателя. Автор характеризует страсти, чувства, душевные качества человека.

- «Об украшении» - рассматриваются тропы и фигуры, приемы стилистического характера. Здесь же Ломоносов говорит об ударении и типичных речевых ошибках. Автор разрабатывает два основных правила: а) тропы и фигуры должны употребляться соответственно теме речи; б) соблюдение чувства меры.

- «О расположении» - рассматриваются вопросы построения текста - композиция текста или устного выступления, т.е. расположение идей в определенном порядке. В этой же части содержится глава «О хрии» - доказательной речи. Кроме того, автор выделяет пять способов («средствий») обучения риторике:

- природное дарование: душевное (остроумие и память), телесное (громкий голос, крепкая грудь, дородство);

- наука - познание нужных правил;

- подражание авторам;

- упражнения в сочинении речей;

- знание других наук.

В период с 1749 по 1764 г. М.В.Ломоносов написал и произнес восемь речей, центральное место в которых занимает тема отечества, прославление государства, тема науки. В своих хвалебных речах автор изображает родную страну как могучую военную державу, во главе которой стоят великие правители - Петр I, Елизавета Петровна. Наиболее известные слова: «О пользе химии», «Слово похвальное Елисавете Петровне», «Слово похвальное Петру

Великому».

Во второй половине XVIII в. риторика развивается в плане теории словесности. Лучшим курсом по теории словесности и лучшей хрестоматией стал «Письмовник» Н.Г.Курганова, соратника М.В.Ломоносова.

Риторику в качестве теории ораторской речи рассматривает Амвросий Серебрянников. Автор выделяет показательные (надгробные, хвалебные, оправдательные, поздравительные) и советовательные речи. Основное внимание уделяет судебному красноречию, подробно останавливается на способах доказательства, детально описывает ход судебного обличения.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем М.М. Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени — нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования. Ответом на них служат «Правила высшего красноречия» Сперанского, известные в рукописи, созданной на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге.

Рукописи, ходившей в списках, но опубликованной только в 1844-м, а затем и 1847 г. Красноречие, по Сперанскому, - это дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих мыслей. Речь, по мнению автора, должна состоять из трех частей: вступление, доказательство, заключение. Сперанский придавал большое значение экспрессивности, эмоциональности речи.

Теоретиком ораторского искусства был И.С. Рижский (1759-1811), первый ректор Харьковского университета, впоследствии академик. Еще в период преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском горном училище он пишет свой «Опыт риторики» (1796), многократно переиздаваемый. И.С. Рижский выделяет два рода красноречия: прозаическое и стихотворное. Автор обращает внимание на различные стилистические приемы в грамматике и стилистике. Специальная глава книги отведена учению о слоге. Риторика Рижского — первое пособие по стилистике.

Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 1970-х гг. С одной стороны, он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и др. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом — необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и т.д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.

В Московском университете А.Ф. Мерзляков (1778-1830) написал «Краткую риторику, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических». Книга эта выдержала несколько изданий, в том числе 3-е дополненное (1821) и 4-е стереотипное (1828).

Предмет риторики А.Ф. Мерзляков определяет следующим образом: «Смысл, или чувство и выражение оных служат предметом риторики, которая, впрочем, не простирает своих исследований до мыслей и слов, предоставляя это Логике и Грамматике». Главным содержанием риторики А.Ф. Мерзлякова является описание общих свойств и разновидностей стиля, достоинства и недостатки стиля, фигуры, периоды, благозвучие и произношение. Исключается из курса глава об изобретении, общих местах, хрии, учение о страстях. Таким образом, на данном этапе происходит изменение понимания задач риторики в пользу учения о стилистике.

А.Ф. Мерзляков в «Краткой риторике» делит науку о красноречии на две части: общую теорию и пять разделов, которые касаются отдельных родов словесности:

- писем;

- диалогов;

- учебных сочинений;

- истории;

- ораторских речей.

Риторика Мерзлякова является прообразом классической теории словесности.

Во второй четверти XIX в. оформляется план теории словесности. Большой вклад в развитие словесной науки сделал Н.И.Греч (1787-1867). «Учебная книга русской словесности» Н.И. Греча представляет собой хрестоматию, перед каждым разделом которой приведена теоретическая статья.

По мнению Н.И.Греча, риторика - это искусство прозы.

«Человек, употребляя дар слова, может иметь одну из следующих целей:

1) сообщать другим свои мысли;

2) управлять их волею или деяниями;

3) действовать на чувство или воображение.

В первых двух случаях язык его есть проза, в последнем — поэзия», — отмечает автор.

Греч последовательно проводит разделение риторики и поэтики на две части: «Риторика и пиитика разделяются каждая на две части: в первой части предлагаются общие правила сочинять прозою и стихами, в последней рассматриваются свойства разных родов прозаических и пиитических произведений, с приложением к оным вышеприведенных общих правил».

В общей части риторики рассматриваются: 1) предмет или содержание сочинения (изобретение предмета для размышления); 2) форма сочинения (письменная и устная). Вторая часть риторики содержит описание «родов прозаических сочинений». Таких родов Греч насчитывает семь: 1) письма; 2) разговоры; 3) описания; 4) исторические сочинения; 5) деловые бумаги; 6) учебные сочинения; 7) речи.

Теория словесности Греча напоминает систему А.Ф.Мерзлякова, но отличается большей полнотой и подробным делением каждого рода на виды. Так, Греч, подробно разработал учение о документах («деловых бумагах») и письмах. Слог деловых бумаг бывает высокий, средний и низкий. Для каждого стиля дается полный перечень жанров документов, в которых употребляется данный стиль. Таким образом, Н.И.Греч исчерпывающе описал деловую письменность своего времени по составу жанров и стилю документов.

Продолжает формироваться предмет общей и частной риторики в учебниках профессора Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанского (1781-1831). У Н.Ф.Кошанского частная риторика получает свой собственный предмет. Ее главным содержанием становится классификация родов и видов прозаической словесности с подробным делением на разновидности, с указанием правил применения в них искусств речи, характера содержания и типа использования. В 1829 г. выходит «Общаяреторика» Н.Ф.Кошанского, а в 1832 г. «Частная реторика». Риторики Кошанского от - личаются ясным и сжатым стилем, определенностью самого жанра учебного руководства. Н.Ф.Кошанский разделяет содержание общей и частной риторики.

В общей риторике представлена развернутая система правил образования речи, относящаяся к словесности в целом, описываются композиционные формы стиля, которые получаются из отнесения стилистических средств к видам словесности. Перед правилами риторики располагаются понятия логики. «Общая риторика» состояла из трех традиционных разделов: «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». В последнем разделе учебника автор рассматривает «все роды риторических украшений» - тропы (метафора, метампсис, метонимия, синекдоха, ирония, ал - легория, эмфазис, катахрезис) и фигуры. Кошанский предостерегает своих учеников от чрезмерного, излишнего употребления украшений в любых сочинениях.Когда украшения становятся самоцелью, они перестают выполнять свои выразительные функции.

В разделе «Изобретение» Н.Ф. Кошанский стремится развить в своих учениках умение с разных сторон, как бы в разных аспектах увидеть или «хорошо понять» избранный предмет описания, то есть «главный источник мыслей». С этой целью автор называет и описывает «источники изобретения» (всего 24), которые «раскрывают ум, развивают мысли». В заключении раздела Кошанский излагает «начала изящной прозы» - сферы, к которой впервые обращается риторика. Изящная проза представляется автору учебника принципиально иным способом соединять мысли и выражать их. Кошанский формулирует общие правила организации изящной прозы;-,

— «Каждое слово должно быть на своем месте...»;

- «Слова не на своем месте хотя не изменяют значения, но, кажется, теряют половину ясности и силы»;

- «Всякое лишнее слово в прозе есть бремя для читателя»;

- «В стихах иногда извиняют для меры, для рифмы; в периодах, для ораторской полноты и течения речи; а в прозе нет подобных извинений...»;

- «Всякая страсть говорит своим языком, быстро или медленно»;

- «Должно соразмерять краткость или полноту выражений с движением духа, с действием страстей».

Во втором разделе - «Расположение» - Н.Ф. Кошанский ставит своей целью научить «располагать», т.е. строить, формировать, составлять сочинения. При этом для автора чрезвычайно важно, чтобы «все было на своем месте, естественно, занимательно». Основания, которые определяют предлагаемые автором правила, — естествен­ность и краткость. Одно из главных правил гласит: «...ду­майте не о том, чтоб написать больше, но о том, чтоб расположить яснее и лучше».

Третий раздел - «Выражение мыслей» - наиболее лингвистичен по содержанию и общей направленности. Многие его положения актуальны и в наши дни. В центре внимания исследования - категория стиля, именуемая автором слогом, определяемым как «способ выражать мысли, как искусство писать».

Предметом частной риторики становится у Кошанского описание непосредственно родов и видов словесности в их отношении друг к другу. Частная риторика исследует состав и строит классификацию родов и видов словесности. Она проводит только общее разделение форм словесности для построения цельной системы. Автор уделяет много места анализу языка науки, ученых сочинений: книг, рассуждений, диссертаций, периодических изданий и т.п.

Кошанский выделяет пять родов прозы: письма, разговоры (имеется в виду философский диалог как литературный жанр), повествования, ораторство и ученость. В каждом роде описываются его виды и разновидности и дается справка об историческом развитии данного рода прозы в классической, родной и иностранной словесности.

В 30-40-е гг. XIX в. появляются разработки теории сло­весности ученого характера. К таким сочинениям относится университетский курс И.И.Давыдова «Чтения о словесности» (1837) и программа этого курса (система «Российской словесности», 1832).

В Одессе в 1846 г. профессор лицея Ришельевского Константин Петрович Зеленецкий пишет «Исследование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношении, какое имеет она к общей теории слова и логики».

Содержание теоретико-словесного курса Зеленецкого в целом можно понимать как развернутое определение понятия «литературно-письменный язык».

В середине XIX в. теория словесности в ее прежней трактовке была объявлена несостоятельной и затем исчезла из практики преподавания как самостоятельный учебный курс. Теория словесности, построенная на обобщении традиционного круга школьных филологических наук, трактовалась как схоластика, не соответствующая научным понятиям своего времени.

Вслед за революционно-демократической критикой крупнейшие филологи - А.А. Потебня (1835-1891) и А.Н.Веселовский (1838-1906) - провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Различие проявления языкового творчества в поэзии и прозе, рассмотренное в учебной теории словесности с точки зрения стилистики (свободы проявления индивидуального авторского стиля), получило у А.А.Потебни научное объяснение в учении о внутренней форме. Потебня понимает под внутренней формой приобретение словом новых значений в тексте за счет нового употребления, рассмотренного как акт именования. При этом в поэтической форме речи происходит творческий акт именования и возникает внутренняя форма, а в прозаической не происходит, и внутренняя форма утрачивается, стирается. Отсюда прозаические формы речи толкуются как вторичные по отношению к поэтическим или как их вырождение.

Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном аппарате нет «чертежей важнейшего передаточного звена» — механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи.

Вместе с тем основные моменты содержания частной риторики (теории прозы) сохранились в школьной теории словесности до конца существования курса. Почти все учебники начала XX в. содержат разделы, в которых кратко перечисляются основные виды словесности. Классификации, однако, относятся только к литературной прозе. В школьном курсе сохраняется и различение видов и форм словесности.

В начале XX в. престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: П.А. Александрова (1838-1893), С.А. Андреевского (1847-1918), А.Ф. Кони (1844-1927), Ф.Н. Плевако (1842-1908), В.Д.Спасовича (1829-1906), Н.И.Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академичес­кого красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, СП. Боткина, И. В Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого «парламентского» красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 1930-х гг. появляются и соответствующие исследования.

В последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. 3. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беиикова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В.В. Виноградов (1895-1969).

В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов.

Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, историю ораторского искусства, технику устного публичного выступления, стилистику текста, методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике.

Новая русская риторика развивается, что обусловлено практическими задачами общества, так как в настоящее время каждый человек заинтересован в том, чтобы говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Риторика оказалась нужной в практической деятельности людей многих профессий: бизнесменов, менеджеров, учителей, юристов, политиков и др., именно им приходится общаться с людьми, консультировать, выступать публично. Таким образом, особенностями современной риторики конца XX в. оказалось то, что эта дисциплина:

1) существует как наука о речевом воздействии;

2) выступает как теоретическая и практическая наука;

3) разделяется на два основных вида: публичное речевое воздействие (мастерство публичного выступления) межличностное речевое общение (искусство убеждать диалоге);

4) продолжает традиции классической риторики. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествам художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.

Постепенное понимание того, что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств. Появляется фундаментальный труд, скрупулезно суммирующий старания древних риторов (даже с учетом приоритетов и дат). Это книга Г. Лаусберга «Руководство по литературной риторике». Нужно упомянуть и о «Справочнике риторических терминов» Р. Ланэма.

Следует особо подчеркнуть возрождение интереса к нашей отечественной риторике. Напомним об исключительно содержательном и добросовестном труде Л. К. Граудиной и Г.И. Миськевич «Теория и практика русского красноречия», об исследовании В.П. Вомперского и В.И. Аннушкина. Отметим также издание и переиздание содержательных учебников, например книги «Основы общей риторики», написанной С. С. Гурвичем, В. Ф. Погорелко и М. А. Германом.

В 90-е гг. XX в. в России происходит возрождение риторики как научного направления и учебной дисциплины, риторика становится темой монографий и статей, предметом изучения в вузах и школах.

Это было вызвано рядом причин:

- культурно-историческим характером (развитием свободы, демократии, свободы личности);

- психологическим характером (меняется концепция человека в обществе: каждый человек оказался личностью);

- коммуникативными (расширение сфер обучения, повышение роли речи в обществе);

- социально-политическими (появилась необходимость убеждать людей);

- экономическими (конкуренция, кризис непроизводства породили необходимость науки о рекламе, завоевание покупателей).

Итак, медленно, но неуклонно нарастало понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: