Стадии развития взрослого человека.




Л.С. Выготский о стадиальности развития

Источником развития является социальная среда. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных п ериодов как закон детского развития.

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок - взрослый». Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми.

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, периода

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.

Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет

Стадии развития взрослого человека.

Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл.

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

§ Юность – 18-22 года

§ Взросление – 23-30 лет

§ Переходный возраст – 30-33 года

§ Зрелость – 36-50 лет

§ Пожилой возраст – 51-65 лет

§ Старость – старше 65 лет

Огромное значение для понимания динамики становления интеллекта имели работы ученика Клапареда Ж.Пиаже, раскрывшего не только периоды, но и механизмы восхождения от одной стадии к другой.

Как известно, он выделил три периода:

1. 0-2 года – стадия сенсомоторного интеллекта,

2. 2 года –11 лет – стадия конкретных операций (2 года – 7 лет – дооперациональный этап),

3. с 12 лет – стадия формальных операций.

Опираясь на идеи Пиаже, Л. Кольберг обозначил этапы нравственного развития, основанные на интеллектуальной зрелости детей. Он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного), анализируя систему их рассуждении.

Эриксон (социогенетический подход)

Стадии психосоциального развития:

1) от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия)

2) от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия)

3) от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия)

4) от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия)

5) от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст)

6) от 20 до 25 лет (ранняя зрелость)

7) от 26 до 64 лет (средняя зрелость)

8) от 65 лет (поздняя зрелость)

Каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

1. Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

МАТЬ (доверие – недоверие к окружающим)

(Установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым.)

2. Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.

РОДИТЕЛИ (автономия – зависимость)

(Противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно).

3. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение.

Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого поведения.

РОДИТЕЛИ, БРАТЬЯ, СЁСТРЫ(инициатива, уверенность в себе – чувство вины)

(Начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность - это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия).

4. Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.

Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

ШКОЛА, СОСЕДИ, ЗНАКОМЫЕ (трудолюбие – чувство неполноценности)

(Ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности).

5. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы - планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им.

Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Поло-ролевая фиксация. Смешение форм поло-ролевого поведения.

ГРУППА СВЕРСНИКОВ (идентичность – смешение ролей)

(Состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,- поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,- это размывание чувства «Я». При этом подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность - значит научиться верно, идентифицировать себя с взрослыми.)

6. Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь.

Изоляция: одиночество, остракизм.

(Конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону - это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека).

7. Генеративность: целеустремленность, продуктивность.

Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.

(Развитие целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности).

8. Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

(Ретроспективное просматривание своей жизни, новое оценивание её. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил).

 

ЭЛЬКОНИН Д.Б.

Взаимодействие с миром вещей и с миром людей.

В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами - ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

1. Эпоха: Раннее детство

1.1. Возрастной период: Младенчество (до 1 года)

Ведущая деятельность: Общение с взрослым

Новообразование: В личностной сфере

1.2. Раннее детство (от 1 до 3 лет)

Ведущая деятельность: Предметная

Новообразование: В познавательной сфере

2. Эпоха: Детство

2.1. Возрастной период: Дошкольное детство (от 3 до 7)

Ведущая деятельность: Ролевая игра

Новообразование: В личностной сфере

2.2. В.п.: Младший школьный (от 7 до 11)

Ведущая деятельность: Учебная

Новообразование: В познавательной сфере

3. Эпоха: Подростничество

3.1. Подростковый возраст (от 11 до 15-16)

Ведущая деятельность: Общение со сверстниками.

Новообразование: В личностной сфере

3.2. Ранний юношеский (от 15-16 до 18)

Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная

Новообразование: В познавательной сфере

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: