Признаки отличия хрящевых рыб от костных

Биология – 7,8 класс

Урок № 37

Тема урока:

«Класс Хрящевые рыбы»

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб.

Общие характеристики класса

Класс на­зы­ва­ет­ся так из-за на­ли­чия хря­ще­во­го ске­ле­та, кост­ной ткани у них нет. На­при­мер, че­лю­сти акулы, как и ее ске­лет, тоже со­сто­ят из хряща. Хрящ может быть про­пи­тан со­ля­ми каль­ция. По­движ­ных жа­бер­ных кры­шек нет, вме­сто них жа­бер­ные щели, рас­по­ло­жен­ные на брюш­ной части тела рыбы или по бокам тела

От­сут­ству­ет пла­ва­тель­ный пу­зырь. Кожа бы­ва­ет голой или по­кры­той че­шу­я­ми, ко­то­рые по стро­е­нию и со­ста­ву на­по­ми­на­ют зубы, они так и на­зы­ва­ют­ся – кож­ные зубы.

Класс вклю­ча­ет в себя три от­ря­да: Акулы, Скаты, Хи­ме­ро­об­раз­ные

 

 

Отряд акулы

Форма тела: удли­нен­ная тор­пе­до­об­раз­ная форма тела.

Длина: от 20 см до 20 м .

Кожа: ше­ро­хо­ва­тая, по­кры­та зуб­ца­ми и че­шу­я­ми.

Плав­ни­ки: пар­ные брюш­ные и груд­ные плав­ни­ки рас­по­ло­же­ны го­ри­зон­таль­но, обес­пе­чи­ва­ют дви­же­ние рыбы вверх или вниз. Дви­же­ние впе­ред и по­во­ро­ты обес­пе­чи­ва­ют­ся из­ги­бом хво­ста или тела.

Ор­га­ны чувств: глаза рас­по­ла­га­ют­ся по бокам го­ло­вы, зре­ние чер­но-бе­лое. Об­ла­да­ют силь­ным обо­ня­ни­ем, чув­ству­ют ма­лей­шие ко­ле­ба­ния воды и так узна­ют про до­бы­чу на боль­шом рас­сто­я­нии.

Опло­до­тво­ре­ние: внут­рен­нее, раз­мно­жа­ют­ся жи­во­рож­де­ни­ем или яй­це­жи­во­рож­де­ни­ем.

Неко­то­рые акулы могут на­па­дать на людей. Боль­шин­ство акул – мор­ские рыбы, но неко­то­рые за­плы­ва­ют и в прес­ные во­до­е­мы. Один вид живет по­сто­ян­но в прес­но­вод­ном озере Ни­ка­ра­гуа . Неко­то­рые виды акул едят люди, чаще всего япон­цы, осо­бен­но цен­ны­ми счи­та­ют­ся пе­чень и плав­ни­ки. Кожа при­ме­ня­ет­ся в про­мыш­лен­но­сти.

Отряд скаты

Форма тела:упло­щен­ное в спин­но-брюш­ном на­прав­ле­нии.

Плав­ни­ки: рас­ши­рен­ные груд­ные плав­ни­ки по бокам, хво­сто­вой плав­ник имеет вид длин­но­го тон­ко­го хлы­ста.

Раз­ме­ры: от­но­си­тель­но круп­ные рыбы, неко­то­рые до­сти­га­ют 6–7 м в ши­ри­ну, масса может быть в рай­оне 2,5 т. Самые ма­лень­кие скаты в длину могут быть около 12 см.

Глаза и рот:у дон­ных видов глаза рас­по­ло­же­ны на верх­ней сто­роне го­ло­вы, у пе­ла­ги­че­ских – по бокам. Рот в по­пе­реч­ном по­ло­же­нии и жа­бер­ные щели на­хо­дят­ся на брюш­ной сто­роне тела.

Кожа: голая или с кож­ны­ми зу­ба­ми, име­ют­ся же­ле­зи­стые клет­ки, вы­де­ля­ю­щие слизь.

Опло­до­тво­ре­ние: внут­рен­нее, раз­мно­жа­ют­ся жи­во­рож­де­ни­ем или яй­це­жи­во­рож­де­ни­ем.

Пред­ста­ви­те­ли вида ведут дон­ный образ жизни, круп­ные скаты могут оби­тать в толще воды. Боль­шин­ство ска­тов – мор­ские, но есть и прес­но­вод­ные виды. Неко­то­рые неболь­шие прес­но­вод­ные скаты со­дер­жат­ся в ак­ва­ри­умах.

Отряд химерообразные

Хи­ме­ро­об­раз­ные – это немно­го­чис­лен­ная и свое­об­раз­ная груп­па глу­бо­ко­вод­ных рыб.

Форма тела: име­ет­ся мощ­ный пе­ред­ний отдел и по­сте­пен­но сужа­ет­ся к хво­сту.

Длин­на: от 60 см до 2 м.

Плав­ни­ки: хво­сто­вой плав­ник тон­кий и за­кан­чи­ва­ет­ся тон­ким ни­те­вид­ным при­дат­ком.

Кожа: голая и ли­шен­ная чешуй.

Опло­до­тво­ре­ние: внут­рен­нее, раз­мно­жа­ют­ся путем от­клад­ки яиц.

Всего из­вест­но около 30 видов хи­ме­ро­об­раз­ных рыб. Наи­бо­лее изу­че­на ев­ро­пей­ская хи­ме­ра, оби­та­ю­щая в Ба­рен­це­вом море на глу­би­нах более 1000 м . В Тихом и Ат­лан­ти­че­ском оке­ане оби­та­ют но­са­тые хи­ме­ры.

 


Заключение

На уроке мы изу­чи­ли класс Хря­ще­вые рыбы, разо­бра­лись в от­ря­дах этого клас­са и рас­смот­ре­ли ха­рак­тер­ных пред­ста­ви­те­лей этого вида и их среды оби­та­ния.

 

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

1. Ла­тю­шин В.В., Шап­кин В.А. Био­ло­гия. Жи­вот­ные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.

2. Сонин Н.И., За­ха­ров В.Б.. Био­ло­гия. Мно­го­об­ра­зие живых ор­га­низ­мов. Жи­вот­ные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.

3. Вах­ру­шев А.А., Бур­ский О.В., Ра­у­ти­ан А.С. Био­ло­гия. 7 класс. (От амебы до че­ло­ве­ка)
М.: 2013. – 320 с.

4. Трай­так Д.И., Су­ма­то­хин С.В. Био­ло­гия. Жи­вот­ные. 7 класс. – 6-е изд., испр. и доп. –
М.: 2012. – 272 с.

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сетиИн­тер­нет

1. Shkolo.​ru (Ис­точ­ник).

2. Zooschool.​ru (Ис­точ­ник).

3. Inokean.​ru (Ис­точ­ник).

До­маш­нее за­да­ние

1. В чем вы­ра­жа­ет­ся при­спо­соб­лен­ность рыб к жизни в толще воды и на дне во­до­е­ма? Какие у рыб осо­бен­но­сти стро­е­ния тела?
Каких рыб от­но­сят к от­ря­ду акул? Опи­ши­те акулу. Как при­спо­со­би­лись они к быст­ро­му пла­ва­нию и хищ­ни­че­ству?
По­че­му у хря­ще­вых рыб мала пло­до­ви­тость? Как они вы­на­ши­ва­ют потом­ство?
В чем раз­ли­чие и сход­ство акул и ска­тов?


Биология 7,8 класс

Урок № 38

Тема урока:

«Класс Костные рыбы. Общая характеристика костных рыб»

Цель: изучить особенности строения и процессов жизнедеятельности костных рыб. Выявить отличия Костных рыб по сравнению с Хрящевыми рыбами.

 

Ход урока.

Признаки отличия хрящевых рыб от костных

На преды­ду­щем уроке мы с вами го­во­ри­ли о хря­ще­вых рыбах, что от­ли­ча­ет их от кост­ных рыб. Свое на­зва­ние клас­са го­во­рит о при­сут­ствии кост­но­го ске­ле­та, тело по­кры­то кост­ной че­шу­ей или пла­сти­на­ми, кож­ных зубов нет, в от­ли­чие от хря­ще­вых рыб, жа­бер­ная по­лость при­кры­та жа­бер­ны­ми крыш­ка­ми, ко­то­рые по­движ­ны, име­ет­ся пла­ва­тель­ный пу­зырь, ко­то­рый у дон­ных и ма­ло­по­движ­ных форм может ис­че­зать

Имен­но у кост­ных рыб впер­вые в эво­лю­ции по­яв­ля­ют­ся на­сто­я­щие лег­кие. Рыбы, име­ю­щие и жабры и лег­кие на­зы­ва­ют­ся дво­я­ко­ды­ша­щи­ми. Боль­шая часть этой неко­гда огром­ной груп­пы вы­мер­ла в три­а­со­вом пе­ри­о­де, од­на­ко су­ще­ству­ет и несколь­ко со­вре­мен­ных групп дво­я­ко­ды­ша­щих

Всего су­ще­ству­ет около 20 тысяч видов кост­ных рыб, хотя об этом не очень часто го­во­рят, но кост­ные рыбы – это самый мно­го­чис­лен­ный класс по­зво­ноч­ных. Осо­бен­но­сти эко­ло­гии, стро­е­ния и фи­зио­ло­гии от­дель­ных видов поз­во­ля­ют раз­де­лить все это гро­мад­ное мно­го­об­ра­зие на несколь­ко де­сят­ков от­ря­дов.

Необходимо познакомиться с 6 самыми зна­чи­мыми из них: Осет­ро­об­раз­ные, Сель­де­об­раз­ные, Ло­со­се­об­раз­ные, Кар­по­об­раз­ные, Оку­не­об­раз­ные, Це­ла­кан­то­об­раз­ные.

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

1. Ла­тю­шин В.В., Шап­кин В.А. Био­ло­гия. Жи­вот­ные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.

2. Сонин Н.И., За­ха­ров В.Б. Био­ло­гия. Мно­го­об­ра­зие живых ор­га­низ­мов. Жи­вот­ные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.

 


До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сетиИн­тер­нет

1. Кост­ные рыбы (Ис­точ­ник).

2. Хря­ще­вые и кост­ные рыбы (Ис­точ­ник).

3. Стро­е­ние рыб (Ис­точ­ник).

4. Ды­ха­ние рыб (Ис­точ­ник).

5. Хря­ще­вые рыбы (Ис­точ­ник).

6. Кост­ные рыбы (Ис­точ­ник).

7. Жиз­нен­ный цикл рыб (Ис­точ­ник).

8. Фильм «Внут­рен­няя рыба» (Ис­точ­ник).

До­маш­нее за­да­ние

1. Дайте общую ха­рак­те­ри­сти­ку пред­ста­ви­те­лям над­клас­са рыбы. Чем от­ли­ча­ют­ся хря­ще­вые и кост­ные рыбы? Что у них об­ще­го?

2. Какие пред­ста­ви­те­ли осет­ро­вых, сель­де­вых, ло­со­се­вых, кар­по­вых и оку­не­вых рыб встре­ча­ют­ся в вашем ре­ги­оне?

3. Опи­ши­те жиз­нен­ный цикл кост­ных рыб. В чем его от­ли­чие от жиз­нен­но­го цикла хря­ще­вых рыб?

4. По­че­му це­ла­кант счи­та­ет­ся воз­мож­ным пред­ком на­зем­ных по­зво­ноч­ных?

5. Об­су­ди­те с дру­зья­ми и близ­ки­ми при­чи­ны вы­хо­да рыб на сушу и раз­ви­тия на­зем­ной фауны по­зво­ноч­ных.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!