Класс
І УРОВЕНЬ(18б.)
Задание1. Выберитепо1 верномуответувкаждом задании. Максимальноеколичество–3 балла.
Ответ записать словами
1.1 Какоевосточнославянскоеплемя,согласно«Повестивременныхлет»былопокореноСвятославомИгоревичем? А)волыняне;Б)дулебы;В)вятичи;Г)кривичи.
1.2 Первым русским княжеством, подвергшимся разорению в ходе Батыева нашествия в 1237-1240 гг. было:
А)Переяславское; Б) Владимиро-Суздальское;
В)Рязанское; Г)Черниговское.
1.3 Впервые ассигнации в Российском государстве были введены в обращение в годы правления:А)Елизаветы Петровны;Б) ЕкатериныII;В)Александра I; Г) НиколаяI.
1.1 | 1.2 | 1.3 |
Задание2. Выберитеверныеответыв каждомблоке. Максимальноеколичество –5баллов.
Ответ записать словами
2.1 (два верных ответа) КтоизперечисленныхдеятелейНЕбылруководителемземскогоополчения?
А)А.Лисовский;Б)К.Минин;В)П.Ляпунов;Г)И.Заруцкий;Д)М.Баловень;Е)Д.Трубецкой.
2.2 (два верных ответа) Какиеизперечисленныхдревнерусских городоввнастоящеевремянаходятсязапределамиРоссии?Запишитебуквы, обозначающиеэтигорода.
А)Юрьев;Б) Искоростень;В)Юрьев-Польский; Г)Белоозеро;Д) Саркел; Е) Углич.
2.3. (один верный ответ) К числу восточнославянских племенных союзов VIII-IX вв. НЕ относились:
А) кривичи; Б) уличи; В) лютичи; Г) тиверцы; Д) волыняне; Е) поляне.
2.1 | 2.2 | 2.3 |
Задание3. Определитехронологическийпорядоксобытий. Максимальноеколичество–10баллов.
3.1 Определитехронологическийпорядоксобытий. А)КазньЖанны д’Арк; Б)СлавнаяреволюциявАнглии; В)СтроительствоТорскойукрепленнойлинии;Г)Путешествие Марко Поло; Д)ВзятиеИерусалимакрестоносцами; | 3.2 Определитехронологическийпорядоксобытий. А) Образование Славяносербии;Б)Трафальгарскоесражение; В) Вхождение Крыма в состав Российскойимперии; Г) Манифест о трёхдневной барщине;Д) Венскийконгресс; |
3.1 | 3.2 |
ІІУРОВЕНЬ(43б.)
Задание 4. Задание на классификацию. Максимальное количество – 6 баллов.
Перед Вами два ряда, в каждом из которых перечислено по пять элементов. Выберите лишнийэлемент в каждом ряду (1 бал) и объясните, почему он не подходит к остальным (2 балла).
4.1 Самозванец,семибоярщина,тушинскийвор,раскольник,ополчение.
4.2 ПьетроАнтониоСолари,ФранческоПетрарка,АристотельФиораванти,АлевизНовый,МаркоРуффо.
Ответоформитепообразцу:
№вопроса | Лишнийэлемент | Объяснение |
4.1 | ||
4.2 |
Задание5. Заданиеназнаниеисторическихкрылатыхвыражений(афоризмов)ипсевдонимов(прозвищ). Максимальноеколичество–4балла.
5.1 Укажитепрозвищеданнойисторическойличности: Получилпрозвищезафизическийнедостаток,которыйполучилвовремястычексханами,но,несмотрянаэто,прославилсякаксреднеазиатскийзавоевательиосновательдинастииТимуридов.ОсновалимпериюсостолицейвСамарканде.
5.2 «Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была». Укажите имя ифамилиюисторическойличности–автораданнойфразы.
5.1 | 5.2 |
Задание6. ЗаданиепособытиямВеликойОтечественнойиВтороймировойвойны .Максимальноеколичество – 4 балла.
6.1 Назовитеимяифамилиюличности,окоторойидетречь: «Маршалдолга,Победы,спасения./Былонкрути жесток. / Чем платил он за это — неведомо. / Но сраженья итог / завершался обычно победою. / И, почуявпредел,/наделенный суровоюволею, /онсолдат не жалел./Исебянежалел онтем более.»
6.2 НашземлякБорисГорбатовводнойизфронтовыхстатейнаписал: «Этистрокипишутсяизосвобождённого Сталино - в обугленном, дымящемся, ликующем… Все, кто выжил в нём, кого не успелизамучить немцы,- все сейчас наулицах.Мужчины. Женщины, дети. Они ещё ничегоне рассказывают. Онинемогутсейчасрассказывать.Онитолькоплачутотсчастья,целуютбойцов.Ихпыльныещёки,ихсолдатскиеруки,ихоружие…" Укажитемесяцигодописанныхсобытий.
6.1 | 6.2 |
Задание 7. Задание на соответствие событий, процессов, явлений, личностей. Максимальноеколичество– 12 баллов.
Задание7.1.Заданиенасоответствиесобытийиличностейотечественнойивсеобщейистории.
Максимальноеколичество–6баллов
Соотнесите события и имена отечественной и зарубежной истории по хронологии. К каждому элементу излевогостолбцатаблицыподберитепримерносоответствующийповремениэлементизправогостолбцатаблицы:
ИсторияОтечества | Всеобщаяистория |
1.ДмитрийИвановичДонской | А. Теория Чарлза Дарвина «Происхождение видов» |
2.Кондратий Булавин | Б.Жанна д Арк |
3.Екатерина Великая | В.Эпоха Реформации |
Г.Северная война | |
Д.Тридцатилетняя война | |
Е. Оливер Кромвель |
7.1 | |||
Задание7.2. Задание на соответствие процессов (явлений событий) и фактов. Максимальноеколичество–6 баллов
Соотнесите события и факты истории. К каждому элементу излевогостолбцатаблицыподберитесоответствующую позицию из второго столбцатаблицы:
Процессы (явлениясобытия) | Факты |
1. Смутноевремя в России | A. заключение Священного союза |
2.Табель о рангах | Б. освобождение Москвы от польско-литовских интервентов |
3. Разгром империи Наполеона | В. заключение Брест-Литовского договора |
Г. уравнивание старой и новой аристократии в служебном положении | |
Д. подписание договора между Россией, Великобританией, Францией; создание Антанты | |
Е. присоединение Сибирского ханства |
7.2 | |||
Задание 8. Задание на характеристику исторической личности. Максимальное количество – 5 баллов
Большую часть своей жизни этот итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Егоизобретения имели как военный, так и мирный характер. Некоторые чертежи изобретателя до сих поростаютсязагадкойдляисследователей.Творчествоегозанимаетумыискусствоведов,религиозных исследователей,историковиобывателейболеечетырехсотенлет.Именноемупринадлежитфразаставшаякрылатой«Счастьеприходитктому,ктомноготрудится». |
Определениеличности (1 балл) | Краткаяхарактеристикаличности (4 балла) | |
Задание9. Заданиена работусисторическойкартой. Максимальноеколичество– 12баллов.
9.1 Внимательнорассмотритесхемуивыполнитезадания (цифры, слова). (6 б.) Ответы записать словами
А)Вкакиегодышлаизображённаянасхемевоеннаякампания?Б)Назовитекрепость,обозначеннуюнасхемецифрой 1.
В)Укажитероссийскогомонарха,вправлениекоторогошливоенныесобытия,обозначенныенасхеме.
Г)Укажитесовременноеназваниегосударства,обозначенногонасхемецифрой I.
Д)Укажитегодокончаниясуществованиягосударства,обозначенногонасхемецифрой III.
Е) Укажите имя фельдмаршала, под командованием которого русская армия захватила Азов.
9.2 Вернылипредставленныенижеутверждения(«да»–«нет»)? (6 б.)
А)Представленныенасхеме событияпроисходилиодновременноссозданиемпервогорусскогопрофессиональноготеатра.
Б)Насхемеуказанафамилияроссийскоговоеначальника,участвовавшеговноябре1740года вдворцовомперевороте.
В)ПрисоединениекРоссиигосударства,обозначенногонасхемецифрой II,произошлов1801году.Г)Насхемеуказано название города– места сухопутного генерального сражения Северной войны.Д)Цифрой 2 насхемеобозначенгородАзов.
Е) Военная кампания завершилась подписанием Белградского мира.
9.1 | А | Б | В | Г | Д | Е |
9.2 | А | Б | В | Г | Д | Е |
ІІІУРОВЕНЬ(39б.)
Задание 10. Работа с текстовыми источниками (заполнить пропуски в тексте). М аксимальное количество –16 баллов.
Работа с текстом исторического источника (документа). Максимальное количество – 11 баллов.Перед Вами фрагмент исторического источника. Внимательно прочитайте его и выполните предложенныезадания
ИзписьмаЕкатерины IIкнязю Г.А. Потёмкину(24августа 1787г.)
[…] Итак, мысли мои единственно обращены к ополчению, и я начала со вчерашнего вечера в умесравниватьсостояниемоётеперьв1787стем,вкоторомнаходиласяприобъявлениивойнывноябре1768года.Тогда мы войну ожидали через год, полки были по всей империи по квартерам, глубокая осень на дворе,приготовления никакие не начаты, доходы гораздо менее теперяшнего, татары на носу и кочевья степных доТору и Бахмута; в январе оне въехали в Елисаветрадский округ. План войны был составлен так, что оборонаобращена была в наступление. Две армии были посланы. Одна служила к обороне империи, пока другая шла кХотину. Когда Молдавия и подунайские места заняты были в первой и второй кампании, тогда вторая взялаБендеризанялиКрым,флотнаряженбылвСредиземноемореималыйкорпусвГрузию.ТеперьграницанашапоБугуипоКубани.Херсонпостроен.Крым–областьимперииизнатныйфлотвСевастополе.Корпусавойскв Тавриде, армии знатные уже на самой границе, и они посильнее, нежели были армии оборонительная инаступательная1768года.ДайБоже,чтобзаденьгаминестало,вчёмвсяческитеперьстаратьсябудуинадеюсьиметь успех. Я ведаю, что весьма желательно было, чтоб мира ещё года два протянуть можно было, дабыкрепости Херсонская и Севастопольскаяпоспеть могли, такождыи армияифлотприходитьмоглив тосостояние,вкоторомжелалосьихвидеть.Но,чтожеделать,естьлипузырьлопнулпреждевремяни.Япомню,чтоприсамомзаключениимираКанарджискогомудрецысумневалисьоратификациивизирскойисултанской,апотомлжепредсказанияотнихбыли,чтонепротянетсядалеедвухлет,авместотогочетвёртонадесятоелетоначалосябыло.Естьливойнутуркиобъявили,то,чаю,флотвОчаковеоставили,чтобпостроенныхкораблейв Херсоне не пропускать в Севастополь. Буде же сие не зделали, то, чаю, на будущий год в Днепровское устьенаякорястатьимнетаклехкобудет,какнынешний.Надеюсьнатвоёгорячеепопечение,чтоСевастопольскуюгавань и флот сохранишь невредимо, чрез зиму флот в гавани всегда в опасности. Правда, что Севастополь неЧесма. Признаюсь, что меня одно только страшит, то есть язва. Для самого Бога я тебя прошу – возьми в своитри губернии, в армии и во флоте всевозможные меры заблаговремянно, чтоб зло сие паки к нам не вкралосьслабостию.Язнаю,чтоивсамомЦареградеязвытеперьнеслыхать,нокакониунихникогданепресекаются,то войски оные с собою развозят. Пришли ко мне (и то для меня единой) план, как ты думаешь войну вести,чтобязнала и потомумогла размеритьпо-твоемуже мнению тебя.
В прошлом 1786 тебе рескрипт дан, и уведоми меня о всем под[р]обно, дабы я всякого бреда моглавсегда заблаговремянно здесь унимать и пресечь поступки и возможности. Кажется, французы теперь имеютдобрый повод туркам отказать всякую подмогу, понеже противу их домогательства о сохранении мира войнаобъявлена. Посмотрим, что цесарь зделает. Он по трактату обязан чрез три месяца войну объявить туркам.Имеется в виду император Священной Римской империи. Пруссаки и шведы поддувальщики, но первый, чаю,диверсию не зделает, а последний едва ли может, разве гишпанцы деньги дадут, что почти невероятно. Ичужимиденьгамивоевать– много зделаешь?[…]
А)Укажитеодно-двасобытия/явления/процесса,характеризующихполитикуЕкатериныIIв
«восточном вопросе» до создания предложенного источника. Приведите одну-две позиции.(2балла).
Б)Охарактеризуйтепредложенныйисточник–чтоонсобойпредставляетикакиевозможностидаётисследователю?Приведите три позиции. (3 балла)
В)Опираясьнаданныеисточника,сравнитестепеньготовностиРоссийскойимперииквойнев1787годупосравнениюс 1768годом.Приведитенеменеетрёх позиций. (3балла)
Г)Скакимипросьбамиобращается кПотёмкинуЕкатеринаII?Приведитетрипозиции.(3балла).
Д) Назовите три турецкие крепости, захваченные русскими войсками в ходе войны 1887-1891гг. (3 балла)
Е) К каким морям Россия получила выход по итогам войн. (2 балла)
Задание 11. Задания на работу с понятием. Максимальное количество – 9 баллов.
Раскройте смысл понятия «закуп» (3 балла) и приведите два исторических факта (6 баллов), конкретизирующие данное понятие. Приведенные факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Задание12. Задания на установление последствий событий. Максимальное количество – 9 баллов.
Реформы российского императораПетраIстали поворотными для России. Укажите три любых последствия данного события (по 3 балла за каждое указанное последствие).
Задание 13. Задания на определение и характеристику изображения. Максимальное количество – 5 баллов.
Эта картина дает представление об одном из важных сражений русско-турецкой войны 1768-1774 г.
Определите название картины(1 балл) и опишите событие, изображенное на ней. (4 балла).