Экономическая сущность региональных




Бюджетов

Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы.

В настоящее время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс.. Их объем составляет примерно 50% консолидированного бюджета России./3;с.29/.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных органам власти.

К доходам региональных бюджетов можно отнести следующие:

-процентные отчисления вышестоящих бюджетов;

-дотации, т.е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;

-субвенции, т.е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;

-средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета./3;с.30/.

Региональные бюджеты пополняются и из других источников.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закрепленных доходов.

 

 

Местные бюджеты

Местные финансы и местный бюджет муниципальных образований регулируются Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”./2./

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов.

К собственным доходам относятся местные налоги, сборы и штрафы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

К другим собственным доходам относятся:

-доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

-не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

-доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;

-платежи за пользование недрами и природными ресурсами;

-штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

-государственная пошлина;

-не менее 50% процента налога на имущество предприятий (организаций);

-подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Существуют и другие источники доходов.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, осуществлением отдельных государственных полномочий, обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и муниципального долга по ссудам и др., предусмотренные уставом муниципального образования./5;с.108-109/.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами не подлежит изъятию органами государственной власти.

 

4. Бюджетное планирование и бюджетный

Процесс в РФ

Бюджетное планирование в РФ осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

Бюджетный процесс в РФ регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения;; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля.

Участниками бюджетного процесса являются: президент РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, органы кредитно-денежного регулирования, органы финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принятые правительством проект бюджета и другие документы и материалы вносятся на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа. Одновременно они также представляются Президенту РФ.

Федеральный бюджет не вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам.

Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления налоговых и неналоговых платежей и финансировании операций в пределах сумм, предусмотренных на текущий бюджетный год.

Организация исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов, Государственной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом, Федеральным казначейством и их органами на местах.

На первый взгляд последний бюджет РФ – бюджет 2002 года выглядит сбалансированным и прочным, впервые есть даже профицит в 178,3 млрд. рублей и финансовый резерв, который предполагается создать из части профицита. На самом же деле такой оптимизм обусловлен предполагаемыми доходами от экспорта нефти./6;с.14/. Учитывая складывающаяся на данный момент внешнеполитическую ситуацию, на такие доход рассчитывать трудно.

В проекте российского бюджета на 2002 год заложены доходы в размере $67,5 млрд. По сравнению с бюджетом 2001 года планируемые поступления в госказну выросли в 2,5 раза. Именно оптимистичные прогнозы, касающиеся средней рыночной цены на нефть в размере $ 23,5 за баррель, позволили увеличить доходную часть бюджета. Падение цен на нефть даже на 1 доллар США, по мнению экспертов, влечет за собой сокращение доходов бюджета на $ 1 млрд./ “Власть”-.2001.-2 октября/.

Таким образом, можно сказать, что в проекте бюджета учитывается, прежде всего, прогноз социально-экономического развития страны. Также учитываются основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год, план развития государственного и муниципального сектора экономики, проекты федеральных целевых программ, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с консолидированными бюджетами субъектов Федерации, проект программы государственных внутренних и внешних заимствований, проект структуры государственного внутреннего и внешнего долга.

5. З а к л ю ч е н и е

 

В заключении можно сделать вывод, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач и осуществляется в лице соответствующих органов.

 

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации //Российская газета. 1998. 12 августа.

2. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // СЗ РФ.-1997.-№ 39.-Ст.4464.

3. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие.-М.:Перспектива, 2000.

4. Общая теория финансов /Под ред Л.А. Дробозиной.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

5. Пылин В.В. Основы местного самоуправления: Учеб.-пос.-СПб., 1998.

6. Смирнов К. Двойная бухгалтерия //Деньги.-2001. -№ 39.-с.14.

7. Современная экономика: Общедоступный учебный курс.-Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

8. Финансы, денежное обращение, кредит /Под ред В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.:Проспект, 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: