1. Кладбище при Санктпетербурге с первоначалных лет было повсемственное, то есть всюду, где ни прилучилось. {378} Понеже сперва здесь более народу было подлаго, работ -наго, всюду разосланы были из военных по разным заставам, и из работных также разосланы в леса для заготовления к строению всяких лесов и для прочих материалов, которых везде в разных местах многия тысячи имелося; и тогда где кто при тех работах находился, а Волею Божиею занемог, как по
тогдашнему времени воздуха и новости места не без велигаго упадку людей было; и кто где по Воли Божией умре, тут того и хоронили. И такими умершими телами все берега всех островов нзнаполнены были.
2. Кладбище, когда уже стало по умножении доволнаго жнтелства, тогда определено было похоронить умерших телеса на Выборгской Стороне, у Церкви Святаго Сампсона, в 1711-м году.
3. Кладбище при Церкви в Ямской Московской, Воздвижения Честнаго Креста.
4. Кладбище в Калинкиной, при Церкви Велисомучен-ницы Екатерины, на котором ныне, в 1747-м году, указом погребать для близости Императоре!аго Дому запрещено,
{379} 5. Кладбище на Охте, при Церкви Иосифа Древо-
деля.
6. Кладбище на Санктпетербургском Острову, при Церкви Преображения Господня.
7. Кладбище на Васильевском Острову, в Чухонской Деревне, так называемом месте, где обще с российскими и иностранны* хоронятся.
8. Кладбище при Церкви Благовещения Богородицы, на том же Острову.
9. Кладбище при Александроневском Монастыре, где погребаются знатные особы, а притом и иностранные.
10. Кладбище собственное всех иностранных народов христианских, на Выборгской Стороне, близ Церкви Сампсона Странноприимца, которое и огорожено особливым двором.
11. Было кладбище и у Церкви Вознесения Господня; ныне запрещено, понеже в жилье стало.
В прочих же местах и при Церквах внутрь сего гражданства везде запрещено, и спозволения на то не имеется, разве кому по особливому указу позволено будет кого погребсти при какой Церкве, и то не в указ другому, и- 321
ГЛАВА XIV. КРЕСТНЫЯ ХОДЫ -
1. Крестное хождение при сем Царствующем Граде, в День Богоявления Господня, к Водоосвящению, генваря б дня. Ход {380} со кресты на Иордан, на Неву Реку, бывает от Дому Ея Императорсхаго Величества, из Придворной Церкви. А в небытность Ея Императорскаго Величества бывает ход со кресты на Иоардан из Собору.
При сих освящении вод всегда непременно бывает пушечная стрелба из пушек Санктиетербургской Крепости н с Адмиралтейской; также бывает парада, собранная из нескол-ких полков, поставленных на Неве, в округ Иордана.
И по освящении вод бывает палба из пушек. А1 а. С Санктпетербургской Крепости. <№• б. Со Адмиралтейской.
в. На лду из полковых пушек.
г. Из мелкаго ружья беглым огнем.
2. Крестное хождение по Пасце, в День Преполовения. Крестное хождение бывает из Петропавловскаго Собору на водоосвящение; и по освящении воды ход бывает со кресты по Городу, в круг всея Крепости.
3. Крестное хождение в День Святаго Пророка Илии, июля 20 числа. Крестное хождение бывает из Собору на Охтенския Пороховыя Заводы, разстоянием от Санктпетер-бурга в семи верстах.
Сие Крестное хождение уставлено монаршим указом Ея Императорскаго Величества Государыни Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской.
4. Крестное хождение в день Происхождения {381} Честных Древ, августа перваго числа, для водоосвящения воды на Неве Реке.
5. Крестное хождение во Александроневский Монастырь. Уставлено по высочайшему указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, в 1743-м году, в честь пренесения Честных Мощей Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго, и для торжества в честь Господу Богу, в воспоминание вечнаго мира,
учиненнаго меж Российскою Импернею и Короною Шведскою в 1721-м году августа 30 дня.
ГЛАВА XV. ПРАЗДНИКИ
Уставленные праздновать при сем Царствующем Сан-«тпетербурге высокими монаршими указами, и потом во всей России праздники.
С первоначалных лет при сем Царствующем Граде, крайних его ради великих и нужных гражданских дел в строениях отправляемых, кроме воскресных дней и других высоких Праздников Господских, прочих не имели. Но когда уже Благодатию и Поспешеством Всевышнаго Бога Царствующий Град сей в болшее разпросгранекие и свободу произошел, тогда и прочня Праздники Великих Угодников {382} Святых Праздники граждански праздновать начали.
1. Праздник из Угодников Божиих, уставлен здесь праздновать, при сем Царствующем Граде, День Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Неве саго, трех ради благословенных вин.
Первая, для Царствующего здешнего Места, яко оной Благоверный Князь Александр возымел преславную победу над шведами; вторая для уставленной в честь онаго Святаго Ордена К о валерни; трети* для пренесения Святых его Мощей из Владимира во Александроневской Монастырь. Сей праздник прежде политически празднован был 23 дня, но по принесении Мощей оной праздник переложен праздновать августа 30-го числа, в память заключенная вечнаго мира Империи Российской с Короною Шведскою в 1721-м году.
2. Праздник, уставленный граждански праздновать. День Рожества Предтеча Господня Иоанна нюня 24 дня.
3. Праздник Нерукотворнаго Ораза, празднуемый августа 16 числа.
4. Праздник Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, августа 29 дня.
5. Праздник Архистратига Михаила Архангела, ноября 8 числа,
6. Страстная Неделя, в честь Страдания (383) Господа! нашаго, Иисуса Христа; от всех работ уволено.
Сии помянутый четыре праздника сцх великих Угодий- \ ков Божинх, оные суть от числа Великих Праздников, от? Церкви празднуемыя были по чину церковному. Но ныне,' благополучно царствующей Всероссийской Монархини Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы,' оные праздники монаршим Ея Величества указом и полнтиче-' скин праздновать уставлены, н от всяких государевых работ | дел уволены бывают. ^. ' •
ГЛАВА XVI. МОЛЕБСТВИИ
/1 (1
'Уставленных о многолетном здравии Всероссийских Императоров молебствии. '.
Хотя о Высоких и Верховных Властех Всероссийская Церковь издавно обычай имать молится о них Господу Богу,.| по Апостолу Павлу, да в них тихое и безмолвное житие | возымеем, то хотя, кроме повседневных, о Их Величествах во* '•• всех священнослужекиях о многолетнем Здравии и спасении, имена их упоминаются, но наипаче особливо в нарочитый их дни, яго в день Их Величеств рождения, Тезоименитства,) также возшествия на Всероссийский Престол, н день воспоми-' нание Высокаго их Коронования. Наиааче о сих главнейших,,' четырех {384} торжествах, ныне от Всероссийской Церкви; уставлено и узаконено со всеглубочайшим усердием молитися!| Господу Богу о Их Величества здравии.
Прежде всего молебствии отправляемые были о много-* летном Их Императорском Величестве в Соборах просто, обычайной Соборной Молебен с Навечерия.;
Но ао состоянии Святейшего Правителствующаго Все-российскаго Синода уставлено и узаконено Всероссийской * Церкви наисглубочайшим усердием молитися о властях, а. именно, день рождения и день Тезоименитства Их Император^ скаго Величества уставленно по всем Церквам отправлять; Всенощный Бдении с великим звоном, и по Литоргии в Соб<
рах, при собрании всей духовной власти и всего священства, отправляется Соборной Молебен со звоном.
Самыя же те дни Их Императорскаго Величества, воз-шествие на Всероссийский Престол и день Высокаго онаго Коронования, уставлено также во всех Церквах Всенощныя Бдении отправлять собороне, и по Литургии Молебен Соборной; которой отправляем бывает по особливой изданной печатной книжице, 1742-го году ноября 13 дня, со усердным молением {385} н с коленопреклонением ко Господу, всех Творцу, о Их Величествах, Божиих Помазанниках. И по окон» чании всего бывает во всех Церквах весь день звон во вся колокола. И тако весь люд и Храмы Божий о Их Величестве здравии н долгоденствии радуются и торжествуют неотменно всегда.
И тако от сего Царствующаго Санхгоетурбурга устав-ленне, еже молитися о властях, во все российские Церкви узаконися.