Семантика словосочетаний




 

Изучение строения и особенно грамматического значения словосочетаний готовит почву для углубленного изучения членов предложения, которые обобщают грамматические значения словосочетаний. Так, в определении как члене предложения обобщаются грамматические значения словосочетаний разного строения и значения: картонная коробка («предмет и его признак»), коробка из картона («предмет и его признак по материалу»), коробка для карандашей («предмет и его признак по назначению»), коробка сестры («предмет и его признак по принадлежности»), коробка с картинкой («предмет и его признак по детали»), коробка на столе («предмет и его признак по месту») и т. д. Обобщая эти более частные значения в определительные отношения, которые сводятся в теории членов предложения к одной синтаксической категории — определению, мы создаем легко обозримую картину значений второстепенных членов. Выделение дополнений и обстоятельств как членов предложения также основано на обобщении более частных значений, которые выявляются у компонентов словосочетаний, ближе стоящих к слову, чем члены предложения. Значения компонентов словосочетаний являются промежуточным звеном между лексико-грамматическим значением словоформ и членов предложения.

Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний:

1. А т р и б у т и в н ы е (определительные) отношения — «предметы и их признаки », например: чудесный вечер, наша молодежь. В предложении зависимое слово выполняет роль определения.

2. О б ъ е к т н ы е отношения — «д ействия и предметы приложения действия », например: любить музыку, слушать песню, писать сочинение; читать сыну, подарить другу, писать матери; рубить

топором, пилить пилой, писать мелом; писать о планах, мечтать о подвигах, думать о весне и т. д.В предложении зависимое слово выполняет роль дополнения.

3. О б с т о я т е л ь с т в е н н ы е отношения — «действия и обстоятельства, характеризующие (определяющие) действия », например: быстро бегать, ходить пешком, ехать налегке; сидеть дома, гулять в саду, бегать на стадионе; въехать в село, спускаться с горы, подняться за облака; работать по вечерам, приехать в среду, спать днем. В предложении зависимое слово выполняет роль обстоятельства.

4. К о м п л е т и в н ы е (восполняющие) отношения — «предметы и их количества », например: три пальмы, два друга, много песен, мало ошибок, множество звезд и т. д.Словосочетания с этим значением обычно выполняют роль одного члена предложения.

Выделенные группы можно конкретизировать по характер у атрибута (признака), объекта (предмета), обстоятельства и т. д.Наиболее разнообразны значения обстоятельственных слов, обычно распространяющих глагол и его формы.

Грамматическая семантика словосочетаний базируется на категориальных значениях их компонентов, лексическая — на лексических значениях слов, входящих в состав словосочетаний. Категориальные значения, как самые общие, присущи частям речи, лексические — конкретным словам (лексемам). Так, словосочетания яркий свет, белое платье, синее море имеют различную лексическую семантику, но одно, общее грамматическое значение «предмет и его признак», что соответствует категориальным значениям прилагательных и существительных, образующих эти словосочетания.

Однако далеко не всегда грамматическую семантику словосочетаний можно «вывести» из суммы категориальных значений их компонентов. В словосочетаниях, как единицах более высокого уровня, элементы могут изменить свои значения под влиянием тех отношений, которые складываются между ними. Так, в словосочетаниях пальто матери, л одка с парусом и т. д. у зависимых существительных лексико-грамматическое значение предмета осложняется появлением значения признака. Ср. также: клоун из цирка, девушка из города, парень из деревни, люди из захолустья.

Цельные словосочетания. По степени семантической спаянности различаются синтаксически свободные и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания. Синтаксически свободные словосочетания характеризуются тем, что каждый их компонент выполняет в предложении роль отдельного члена предложения. Синтаксически несвободные (нечленимые, неделимые, цельные) словосочетания выполняют роль одного члена предложения. Так, в предложении Много песен над Волгой звенело можно отметить цельное словосочетание много песен и свободное словосочетание звенело над Волгой.

Цельные словосочетания, как и синтаксически свободные, имеют структурную схему, обладают определенным грамматическим значением; их компоненты связаны между собой одним из способов подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием. В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения семантической полноты, хотя и оно семантически значимо. Его основная роль — роль структурного компонента члена предложения, а зависимое слово выступает в качестве семантического конкретизатора, то есть берет на себя основную смысловую нагрузку члена предложения. Цельность (синтаксическая спаянность) некоторых словосочетаний создается и обнаруживается лишь в составе предложения.

Укажем основные типы цельных словосочетаний:

I. Наиболее употребительны количественно-именные словосочетания с главным словом — числительным: три пальмы, много песен, несколько минут и т. д. Например: Три патрона в обойме осталось (Багрицкий); В древней русской литературе мало имен, но много произведений (Жуков);

К этой группе примыкают: а) количественно-именные словосочетания, в которых главное слово — существительное — образовано от числительных: сотни дорог, десятки километров, множество ошибок и т. д., или сближается с ними по значению: большинство студентов, меньшинство избирателей, пара лошадей, часть книг и т. д. Например: И так вот врастает плотина в дно и берега сотнями своих цементных корней и стоит,работает! (Виноградов); С каждым словом у нас ассоциируется множество самых разнообразных представлений (Брюсов);

б) словосочетания, в которых главное слово выражено существительным, обозначающим совокупность, меру, объем и т. д.; груда камней, стакан молока, метр сукна, стая волков, стадо коров, кусок неба, край деревни, группа студентов, толпа народа, масса цветов и т. д. Например: Груда крохотных пирожков дымилась на большом блюде (Николаева); Лелька стоит на краю балки и никак не может отдышаться (Яковлев).Эти разновидности количественно-именных словосочетаний, образуя переходные звенья, показывают отсутствие резких границ между лексическим значением числительных и существительных с близким значением, поэтому для последней группы (группы б) можно допустить вариативность при синтаксическом разборе: некоторые из них рассматривать как цельные словосочетания (как один член предложения), а некоторые — как свободные (каждый компонент словосочетания — как отдельный член предложения).Одним из приемов разграничения цельных и свободных словосочетаний может быть замена словосочетаний с управлением словосочетаниями с согласованием. Если при таком преобразовании сохраняется лексическая семантика словосочетаний, то предпочтительнее рассматривать каждое слово словосочетания как отдельный член предложения. Ср.: стая волков — волчья стая;отара овец — овечья отара; опушка леса — лесная опушка, ностакан молока (молочный стакан имеет другое значение); край села (сельский край имеет другое значение).

Некоторые словосочетания вообще не допускают такой трансформации: метр сукна, килограмм творога. Такие словосочетания лучше рассматривать как один член предложения.

II. Особую группу цельных словосочетаний с общим значением избирательности образуют сочетания числительных (или местоимений) и существительных (или местоимений) с предлогом из: один из студентов, двое из группы, кто-нибудь из присутствующих, любой из нас и т. д. Например: А кто из детей не хочет стать взрослым?; Кого из водолазов вы пошлете в воду? (Конецкий); Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись (Тургенев).

Часто зависимое слово в таких словосочетаниях распространяется прилагательным, которое при определенном коммуникативном задании также входит в состав члена предложения: Киев —один из древнейших городов. Ср. также: Надо понимать, что художественное творчество — это один из видов человеческого труда, специфический вид труда, но все же один из видов труда(Фадеев).

III. Одним из видов цельных словосочетаний с общим значением совместности являются сочетания существительных или местоимений, объединенных предлогом с: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой и т. д. В саду березки с кленами встречают нас поклонами... (Матусовский); Нам с матерью удалось пробраться к грузовику, с которого выступала Александра Михайловна Коллонтай (Кантор). При таких словосочетаниях, выполняющих роль подлежащего, сказуемое имеет форму множественного числа, устанавливая тем самым равнозначность деятелей — соучастников действия. Цельные словосочетания этой разновидности синонимичны блоку подлежащего, состоящему из однородных членов, связанных сочинительным союзом: Мама и отец старались закалить нас, но мы с бабушкой сопротивлялись(Алексин).При сказуемом в форме единственного числа Мать с_сыном пошла гулять предикативное сочетание составляют лишь слова мать пошла, а словоформа с сыном имеет значение дополнения, управляется сказуемым и входит в словосочетание с сыном пошла(пойти с сыном).Особенно очевидно объектное значение словоформы типа с сыном при дистантном отграничении существительных или местоимений: Володя жил с мамой (Яковлев).

Словосочетания, имеющие эту же схему, могут быть и синтаксически свободными: На арене появился фрегат с черными парусами (Яковлев). Словоформа с парусами—несогласованное определение.

В следующих предложениях словоформа с предлогом с входит в состав глагольных словосочетаний: Сюда мы ребятишками с пеналами и книжками входили и садились по рядам (Матусовский).

IV При характеристике человека часто в роли одного члена предложения (несогласованного определения, именной части сказуемого, обстоятельства образа действия и др.) выступают словосочетания, состоящие из словоформ с глазами, с носом, с лицом, роста и под. и определяющих их прилагательных: Пожилая женщина с мужским лицом и мужской прической стояла у письменного стола (Бондарев); Это был уже немолодой, сухопарый, среднего роста человек с умным лицом и глубоко посаженными серыми глазами (Фогель) В структурную схему второго предложения входит Это был человек. Семантические конкретизаторы — прилагательные: немолодой, сухопарый; цельные словосочетания: среднего роста, с умным лицом, серыми глазами. Такие словосочетания могут быть и свободными, то есть каждый компонент их может выполнять в предложении функции отдельных членов предложения. Ср.: У нее было усталое лицо.— Лицо у нее

было усталое (Фогель).

V.Особую группу цельных словосочетаний образуют сочетания прилагательного и причастия с существительным, называющим родовое понятие: Тщеславный человек всегда бывает низок (Чайковский); Был он человеком вольным, одиноким (Паустовский).Словосочетания этой разновидности можно квалифицировать как цельные лишь при вычленении их из предложения, с учетом особенностей их функционирования в речи. Более свободны словосочетания, выполняющие роль подлежащего, так как они обозначают обычно «данное» (здесь чаще возможны вариативные квалификации — тщеславный человек и тщеславный человек); более связаны > словосочетания в составе сказуемого, так как сказуемое обычно содержит «новое» (здесь предпочтительнее семантический вариант, с включением прилагательного в состав сказуемого). При построении данных выше предложений и им подобных во многих случаях, по-видимому, «срабатывает» стереотип — потребность в опорном слове — существительном. Однако, выполняя роль структурного элемента схемы, существительные типа человек не сохраняют свою семантическую полновесность. Поэтому в позиции подлежащего возможна субстантивация прилагательного при эллипсисе (пропуске) существительного: Тщеславный всегда бывает низок (но невозможно: Человек всегда бывает низок).При эллипсисе существительного в позиции сказуемого прилагательное, сохраняя свои свойства, становится предикативным признаком: Был он вольным, одиноким. Роль структурного ядра подлежащего и дополнения нередко выполняют местоимения, сочетающиеся с конкретизирующими их прилагательными. Эти случаи, как и многие из рассмотренных выше, допускают двоякий синтаксический разбор. Такие словосочетания очень выразительны в смысловом отношении, так как сочетают семантическую неопределенность деятеля (или носителя признака) и объекта действия с характеристикой некоторых его свойств. Так, очарование, прелесть Анны Карениной в субъективной оценке Кити получают следующее выражение: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней»,— сказала себе Кити (Л. Толстой), где местоимение и прилагательные сливаются в единый структурно-семантический компонент. Ср. также: Она думает о том, что все настоящиемужчины должны делать что-то трудное и опасное (Яковлев).

VI. Об исконной связи синтаксиса и лексики свидетельствуют цельные словосочетания, в которых главное слово своим лексическим значением соответствует члену предложения, а зависимое — раскрывает это значение: в тяжелых обстоятельствах, по причине болезни, в пятом часу, в целях безопасности, в тихом месте, при этом условии и т. д. Например: Летней порой в степи нередко уже утром возникают миражи... (Фогель); Смешной ребячий страх, который я испытываю перед Дарьей Степановной, странным образом украшает мне жизнь (Грекова); Так уж сложилась жизнь, что поездить пришлось немало. Не по работе, совсем по другой причине (Серебровская).

VII. Особую группу составляют сочетания существительных, объединяемых предлогами от и до, с и до в цельную структурно-семантическую единицу: Полет от Москвы до Ленинграда проходил с меньшим комфортом, чем до Москвы (Кочетов); Зреет рожь на жаркой ниве, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы (Фет). При дистантном расположении таких словоформ каждая из них —отдельный член предложения: С батареи Илюшин направился в дивизион (Яковлев).

VIII. Цельные словосочетания представляют собой составные(и сложные) сказуемые: начать петь, продолжать играть, хотеть учиться; рад поговорить, должен передать, готов поверить; нужно идти, лень идти, грустно слушать и т. д. Например: Верят там, где не могут знать (Луначарский);Кто создал богов? — Мы, наша фантазия, наше воображение. Раз мы их создали, мы имеем право их ниспровергнуть. И мы должны их ниспровергнуть (Горький).К ним близки словосочетания, в которых главное слово — существительное — обозначает начало, конец, середину явления, названного зависимым существительным: конец августа, середина лета, начало мая, начало войны и т. п. Например: Стоял конец сентября(Паустовский); В продолжение утра и середины дня он весь был погружен в арифметические расчеты (Л. Толстой); В начале войны люди редко думают о будущем (Яковлев).

IX. Как один член предложения можно разбирать словосочетания, представляющие собой метафоры, перифразы и т. д. Например:

С улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (Пушкин); По лицу земли туман стелется (Кольцов).

Простые и сложные словосочетания. При делении словосочетаний по структуре на простые и сложные в грамматической литературе принимаются во внимание разные стороны их строения:

1) количество и характер способов подчинительной связи;

2) количество знаменательных слов в их составе.

В соответствии с первым критерием как простые рассматриваются словосочетания, построенные на основе о д н о г о способа связи (или согласования, или управления, или примыкания), независимо от количества знаменательных слов, поэтому как простые могут трактоваться не только двухкомпонентные, но и трехкомпонентные и т. д.словосочетания. Например: принять резолюцию (упр.), комсомольское собрание (согл.), проголосовать единогласно (прим.), открыть дверь гостю (упр.) и т. д.К сложным относятся словосочетания, которые образуются на основе р а з н ы х способов связей, исходящих от одного и того же главного слова. Так, словосочетание красивая (согл.) лампа с абажуром (упр. или прим.) в соответствии с этой классификацией является сложным, так как слова в нем связаны и согласованием, и управлением (или примыканием), исходящими от одного и того же главного слова лампа.

Иной подход к классификации простых и сложных словосочетаний — от предложения (подход «сверху»). При этом подходе учитывается членимость предложения на словосочетания, членимость самих словосочетаний. При вычленении словосочетаний из искусственно построенного предложения В воскресенье я написала письмо брату карандашом окажется, что здесь нет сложных словосочетаний: написать письмо, написать брату, написать карандашом, написать в воскресенье.

Литература

1. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.

2. Русская грамматика. Т. II. Синтаксис. М., 1980.

3. Современный русский язык. Ч. III. Синтаксис. Пунктуация / Под ред. В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимов. М., 1987.

4. Современный русский литературный язык. / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996.

5. Грамматика русского языка: Синтаксис.— М., 1960.— Т. 2.— Ч. I.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: