Глава 1. Сущность международной экономической интеграции ......................5




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

 

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики

 

Курсовая работа

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему:

«Международная экономическая интеграция: состояние, перспективы, участие России»

 

 

Работу выполнил:

Студентка гр. Э-201

Губарькова С.А.

 

Работу проверил:

Валиулин В.Г.

 

 

Челябинск 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность международной экономической интеграции......................5

1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции…............................................................................................................5

1.2 Предпосылки интеграции…………………………………………………….9

1.3 Факторы интеграции………...........................................................................14

1.4 Этапы развития международной экономической интеграции……………16

Глава 2. Влияние интеграции на развитие мирового сообщества …………...23

2.1 Характеристика интеграционных группировок…………………………...23

2.2 Экономические аспекты влияния интеграции на мировое сообщество……………………………………………………………………….29

2.3 Тенденции и перспективы развития мира в условиях интеграции……………………..............................................................................36

Глава 3. Россия в условиях интеграции и многополярного мира..…………...42

3.1 Современные интеграционные процессы на постсоветском пространстве... ……………………………………...……...................................42

3.2 Россия и перспективы развития в многополярном мире………..………...46

Заключение…………………………………………………………..…………...50

Список литературы……………………………..………………………………..53

 

Введение

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства.

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле. Экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран, в том числе и России. А, главное, в том, чтобы понять, какова роль России в мировом сообществе, и куда мы можем двигаться в перспективе.

Объектом исследования является интеграция мирового сообщества. Предметом – экономические отношения, развивающиеся под влиянием интеграции и влияющие на отдельные страны, в частности, на Россию.

Целью исследования является изучение сложившейся в мире ситуации и места России в ней с точки зрения глобальных интеграционных процессов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность интеграции и различные подходы к её определению;

- выявить современное положение России в многополярном мире;

- показать роль России в мире, перспективы её развития, а также развитие мира в целом, в условиях интеграции и многополярного мира.

Теоретическая основа представлена трудами российских и зарубежных ученых по вопросам интеграционных отношений между странами.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы международной экономической интеграции.

Информационная база представлена данными официальной статистики тематических изданий и периодической печати.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении указана актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования, отмечены теоретическая и информационная базы, практическая значимость и структура работы.

Первая глава рассматривает общие теоретические вопросы интеграции, определяет сущность этого процесса.

Во второй главе исследуется уже непосредственно влияние этого процесса на страны, показываются проблемы и опасности, связанные с ним. Здесь описываются как экономические, так и политико-культурные аспекты.

В третьей главе говорится о наиболее вероятных вариантах дальнейшего развития мира, о том, к чему в конечном итоге приведут современные интеграционные процессы. Также освещается современное положение России и перспективы её развития в условиях интеграции.

В заключительной части отображены основные выводы и результаты.

 

 

1. Сущность международной экономической интеграции

1.1. Причины и формы развития международной экономической интеграции

Прежде чем говорить о причинах и формах международной экономической интеграции, необходимо дать определение понятию интеграция. В литературе представлено большое количество определений понятия интеграция, в данной работе будет представлено несколько определений.

Интеграция (от лат. Integer - целый) - означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление)- взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция [19, С.4-7].

Если первая половина XX века стала эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.

Международное разделение труда - это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли.

Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы - на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы, и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.

Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.

Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства - интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобилестроение и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки [3, С.24-27].

Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.

Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация - это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).

Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества [14, С.41-44].

В начале 2007 года, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки - это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.

Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер.

1.2. Предпосылки интеграции

 

Если говорить о предпосылках международной экономической интеграции, то стоит сказать, что их достаточно много. В экономической литературе указаны различные предпосылки для более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира. Наиболее часто встречаются следующие:

1. Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран представляет собой одну из наиболее важных предпосылок международной экономической интеграции.

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономические связи.

Это территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран;

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала [3, С.56-61].

4. Это так же демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

5. Так же стоит выделить и «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

6. Еще одной немаловажной предпосылкой является культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

7. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки;

8. Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения [19, С.14-17].

Для политического руководства центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Как выяснилось по ходу исследования, реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных условий:

1. Нужен достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу [21, С.27-31].

2. Даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

3. Интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий такой политики [2, С.29-32].

Опираясь на указанные предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели.

1.3. Факторы интеграции

Важным фактором международной экономической интеграции стала развернувшаяся после второй мировой войны научно-техническая революция. Она создала широкие возможности для повышения как уровня производства, так и уровня потребления. Но использовать ее возможности в полной мере отдельным странам в одиночку оказалось непросто. Многие ее направления требовали огромных средств и огромных усилий в рамках международной кооперации.

Несомненно, что экономической интеграции на международном уровне способствовала и международная конкуренция. Например, западноевропейская интеграция помимо прочего явилась реакцией на конкуренцию на рынках Европы сначала со стороны компаний США, а затем и Японии. Кроме того, она оказалась необходимой и для противостояния с восточноевропейской интеграционной группировкой – Советами экономической взаимопомощи (СЭВ).

Немаловажным фактором интеграции стало развитие ТНК, которое характеризовалось распространением их влияния на экономики многих стран, углублением внутри их разделения труда с учетом требования международной кооперации. Следует так же учитывать и такой фактор, как необходимость экологического выживания. Природа едина и она требует целостного подхода к себе. Узкий, сугубо национально-государственный подход наносит ей ущерб, который переносится и на другие страны. Например, от сброса отходов швейцарскими предприятиями в верховье Рейна страдает не только Швейцария, но и Германия, Франция, Голландия. Похожие проблемы возникают при загрязнении морей. Возникло такое явление, как трансграничное загрязнение атмосферного воздуха. Стала реальной угроза истощения природных ресурсов. Обнаружилось, что решить ресурсно-экологические проблемы в рамках отдельных стран нельзя – они требуют совместного решения.

Отдельного внимания заслуживает такой фактор международной экономической интеграции как переход к международным экономическим связям между странами. Такой переход выявил дополнительные резервы по сравнению с двусторонними связями. Это можно увидеть на следующем простом примере.

Представим две страны А и В. Одна может производить на экспорт нефть, а другая древесину. Но потребности в импорте у них не совпадают с экспортными возможностями. Страна А готова продать нефти стране В на 100 млн. долл. На такую же сумму может продать страна В древесины и купить столько же нефти. Но стране А нужна древесина на сумму лишь в 50 млн. долл. Из-за этого общий товарооборот между этими странами составит всего 100 млн. долл. = 50млн. + 50 млн. Образование этой суммы показано на следующей схеме (рис. 1):

 

Нефть – 50 млн. долл.

А
В

Древесина – 50 млн. долл.

Рис. 1. Пример товарооборота между двумя странами

Теперь представим, что к этим странам присоединилась третья страна С, которая готова купить на 50 млн. долл. древесины и у страны В и продать стране А пшеницу на 50 млн. Последняя эту пшеницу готова купить. В этом случае резко взрастает объем внешней торговли. Приведенная ниже схема показывает. Что общий товарооборот между тремя странами составляет 250 млн. = 100 млн. + 50 млн. + 50 млн. + 50 млн. Это в 2,5 раза больше, чем был у двух стран, хотя присоединилась к ним всего одна страна.

В
А
Нефть – 50 млн. долл.

Древесина – 50 млн. долл.

Зерно – 50 млн. долл. Древесина – 50 млн. долл.

 

 
 
С


Рис. 2. Пример товарооборота между тремя странами

Вовлечение в товарооборот новых стран еще больше увеличивает внешний товарооборот, а главное – более полно удовлетворяются потребности всех стран. Не удивительно, что именно развитие многосторонних экономических связей явилось мощным толчком к созданию первых интеграционных союзов.

1.4. Этапы развития международной экономической интеграции

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов [20, С.91].

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных сферах.

Экономисты различают следующие ступени или последовательные этапы развития интеграционных процессов (табл.1.):

- зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами;

- таможенный союз, предполагающий наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран;

- единый или общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики;

- экономический и валютный союз, являющийся высшей формой межгосударственной экономической интеграции, и совмещающий все другие формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики;

- политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль [8, С.64-68].

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

Таблица 1

Ступени развития региональной экономической интеграции

Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958–1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987–1992
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Президент ЕС избран, но не признан другими странами.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС [1, С.77-82].

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы» [8, С.76-78].

Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально четыре этапа - это Европейский Союз (ЕС) (табл. 2). Другие интеграционные группировки, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Например, в странах Азии, Африки и Латинской Америки в настоящее время насчитывается более 20 региональных группировок. И хотя формы и сферы их сотрудничества разнообразны, не все группировки имеют интеграционный характер.

Помимо тенденции к формированию объединений в форме таможенных союзов заметное место в процессе хозяйственного сближения отдельных государств занимают ассоциации стран-производителей и экспортеров сырья, свободные экономические зоны.

Ассоциации стран-экспортеров сырья создавались развивающимися странами в связи с тем, что сырье играет важнейшую роль в экономике многих из них, достигая 4/5 экспорта и, следовательно, являясь основным источником их валютных поступлений. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.

Свободные экономические зоны создаются в государствах с различным уровнем эк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: