Писатели и философы о начале 20 века.




Русская поэтесса З. Гиппиус так характеризовала это время: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия…».
Научные открытия оказали существенное влияние на общественное сознание.
М.Нордау в книге «Возрождение » писал: «Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны. И между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».

3. Философские течения начала 20 века

XX век для России стал временем возникновения «самых невероятных и причудливых идей». Н. Бердяев писал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искание интереса к мистике и оккультизму». Величайшие открытия в области естественных наук поколебали прежние представления о строении мира. Идея познаваемости мира подверглась сомнению. Рождается лозунг: «Материя исчезла». Философам-идеалистам вселенная представлялась непостижимым хаосом. Человек, по их мнению, не способен охватить сложность мироздания.

Философские течения представлены следующими группами:

· Марксизм и марксисты. Их девиз: Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. «Мы наш, мы новый мир построим…». Цель – социализм и коммунизм. На знаменах лозунг: Свобода, Равенство, Братство.

· Религиозные гуманисты, философы. В 1909 году вышел философский сборник «Вехи». Н. Бердяев и С. Булгаков предупреждали о недопустимости революционных преобразований в России. Философы проанализировали путь русской интеллигенции в 19 веке и обвинили её в том, что она жила утопиями и, проповедуя революционный аскетизм, не понимала, что это путь ведёт к тирании и безграничной власти над душой человека. «Вехи" раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. Лозунг: «Идеалов нет»

· Идеологи православной церкви тоже предупреждали об опасности революции: не революция нужна, а делание добра ежечасно.

· Теософия (учение Штайнера о постижении человеком божественных знаний; учение, признающее познание бога через непосредственную связь с потусторонним миром).

· Ницшеанство. Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, “рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека ”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!”Ницше низвергает пророков Библии и утверждает, что христианство делает человека слабым и немощным. В его книге «Так говорил Заратустра» кульминационной является глава «О высшем человеке». Учение Ницше о сверхчеловеке становится философской основой книги Гитлера «Майн камф».

Литература начала 20 века. Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н. А. Оцупом. Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т. е. ХIX столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — «серебряным веком».

В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры XIX века сменяется Серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.

В этот переходный период литература не могла быть однородной. Русский художественный реализм начала 20 века не утратил своего ведущего положения. Могучий дар Л.Н. Толстого ознаменовал себя созданием романа «Воскресение», в котором изображена горькая доля социальных низов. Обогатил русскую литературу новыми художественными открытиями А.П. Чехов. Обсуждаются его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». В переплетениях человеческих судеб мы читаем основную чеховскую мысль о невозможности жить так, как живут его герои. Но норма прекрасных человеческих отношений видится героям Чехова лишь в будущем.

В творчестве поэтов и писателей XX века получили продолжение великие традиции русской классической литературы. Основные проблемы русской литературы: смысла жизни человека, всего народа, судьба России - становятся главными в творчестве писателей нового века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: