Приложение
Специфические свойства приложения, выделяющие его в особый вид определения, включают как структурные, так и семантические характеристики, тесно между собой связанные.Приложение может давать название предмета, обозначать качество предмета, социальную принадлежность, возраст, национальность, профессию, специальность и т. д.: В осеннюю позднюю пору ягодами рябины кормятся рябинники-дрозды (Соколов-Микитов); Сестра Лиза приехала на весенние каникулы (Каверин);
Подожди, Вселенная, немного: оторвавшись от родной Земли, устремятся в звездную дорогу русские ракеты-корабли (Друнина); Первые лучи солнца едва коснулись верхушек сосен, а Сергей Иванович, школьный учитель, и его верный помощник второклассник Володя, тоже страстный любитель птиц, уже вышли в поле,чтобы достать для живого уголка перепела (Скребицкий); Юннатам хорошо известна красавица мальва (Елагин).
Специфическим свойством семантики приложений является то,что приложения, определяя предмет, дают ему другое название.
В семантике приложения, таким образом, особенно важны два компонента: компонент номинации предмета и определения его.
Дополнение
Дополнение как структурно-семантический компонент предложения имеет следующие свойства: является второстепенным членом; обозначает предмет (объект действия); выражается главным образом существительными и местоимениями; обычно стоит после распространяемого слова; связано с ним способом управления (реже— примыкания). Способность «управлять» наиболее характерны для глагольных форм.
Наиболее яркий признак дополнения — его объектное значение. В этом значении обобщаются более частные значения, которые могут быть отмечены в словосочетаниях:
1) объект, на который распространяется действие: писать письмо, выбрать профессию (выбор профессии), стирать белье (стирка белья) и т. д.;
2) объект чувства, восприятия: любить природу (любовь к при-
роде), слушать музыку (слушание музыки), видно дом, чувствовать оттенки;
3) объект, раскрывающий содержание процессов, обозначенных глаголами со значением речи, мысли: говорить правду, рассказы-
вать сказки; думать о прошлом, вспоминать изученное и т. д.;
4) объект удаления, лишения: избегать общества, бояться
молчания и т. д.
5) объект достижения: добиться победы, борьба за свободу
и т. д.;
6) объект желания, ожидания: пожелать успехов (пожелание успехов), ожидать встречи (ожидание встречи), требовать качества (требование качества) и т. д.;
7) объект (адресат), в пользу которого совершается действие: принести брату, написать матери, подарить сестре;
8) орудие или средство действия: писать карандашом, рубить
топором и т. д;
9) объект, служащий для сравнения: подобный молнии, выше гор и т. д.
Основное содержание речи составляют предметы и отношения между ними в объективной действительности. Большая степень информативности, свойственная существительным, называющим предметы и явления реального мира, обусловливает количество дополнений в предложении, их важную конструктивную роль, способность выражать «новое», называть деятеля и т. д. Способы выражения дополнения те же, что и подлежащего, так что этот признак для их разграничения не является дифференциальным, скорее, наоборот —общая морфологическая база позволяет сближать дополнение и подлежащее при анализе способов выражения деятеля. Так, в предложениях В городе тайфун снес целый дом. В городе, говорят, целый дом_тамфуном снесло (Беляева); Целый дом снесен тайфуном словоформы тайфун и тайфуном, сближаемые по логическому значению субъекта действия, по категориальному значению членов предложения различны. В первом предложении подлежащее тайфун обозначает предмет речи (мысли) — деятеля, во второми третьем — значение деятеля отходит на второй план, а на первом — во втором предложении — значение средства (орудия) действия, в третьем — объекта действия (дом). Подлежащее отличается от дополнения формой им. п.
Кроме существительных и местоимений, дополнение может быть выражено любой другой частью речи и сочетаниями слов, обозначающими объект речи (мысли):
Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Чехов); Она заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе (А. Н. Толстой).
В позиции дополнения может быть изъяснительное придаточное предложение: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо... (Маяковский).
Дополнение в соответствии с языковой нормой его местоположения может стоять до и после распространяемого слова. Инверсия дополнения определяется его коммуникативной значимостью и структурно-семантической организацией предложения: Красавице никогда не удастся сделать того, чего добивается умница (Павленко).
Одним из существенных признаков дополнения является его подчинение глагольным формам, отглагольным существительным. Однако дополнение может распространять и члены предложения, выраженные прилагательными (выше гор, полный воды, готов к борьбе и т. д.), категорией состояния (мне грустно, слышно шум, ничего не видно). Лексико-грамматические свойства подчиняющего слова обусловливают некоторые свойства дополнений.
Прямые и косвенные дополнения. П р я м о е дополен е н и е обозначает объект, на который направлено действие, выражается формой винительного падежа без предлога, распространяет переходный глагол, а также некоторые слова категории состояния (видно дом, слышно музыку, больно голову): Создает человека природа, но развивает и образует его общество (Белинский). Форма родительного падежа прямого дополнения возможна при переходных глаголах с отрицательной частицей не: Я не люблю весны (Пушкин).
Препозиция прямого дополнения нередко позволяет ему сохранять форму винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием не. По-видимому, это объясняется ослаблением связи субстантивного слова с глагольным. Ср.: Ночь не принесла прохлады
(А. Н. Толстой).— Отцовский дом не мог я распознать (Есенин).
Но возможен и родительный падеж: Солнца не видно — небо затя-
нуто Ьіучей (Герасимов).
К о с в е н н о е д о п о л н е н и е выражается формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов и относится к глаголу, прилагательному, к словам категории состояния, к существительному: Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей (Тургенев); Лукошко, полное росы, Я из лесу принес (Маршак); Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы (Гончаров).
Значение объекта у второстепенных членов предложения часто осложняется определительным и обстоятельственным значениями. Определительные дополнения подчиняются членам предложения, выраженным отглагольными существительными, сохраняющими в семантике компонент действия (категориальное значение глагола). Этим объясняется соотносительность ряда глагольных и субстантивных словосочетаний: думать о прошлом — думы о прошлом, мечтать о путешествиях — мечта о путешествиях, требовать качества — требование качества, изучать историю —изучение истории и т. д.
Чем ярче в семантике отглагольных существительных глагольный компонент, тем отчетливее значение объекта у их распространителей. При нейтрализации глагольного компонента зависимом слове сильнее определительное значение: мысль о тебе смысл речи и т. д.
Обстоятельственные дополнения подчиняются глагольным формам: Порхают над_цветами бабочки... (Соколов-Микитов); Для_искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце (Паустовский).
Обстоятельство (самостоятельно)
Литература
1. Бабайцева, В.В., Л.Ю.Максимов, Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация [Текст]: учебное пособие/ Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – М.:«Просвещение», 1981. – 286 с.
2. Белошапкова, В.А. и др. Современный русский язык. [Текст]/
Белошапкова В.А. – М., 1981.
3. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка. [Текст] / Валгина Н.С. –М., «Высшая школа»,1973.
4. Грамматика русского языка. Т.II. Cинтаксис [Текст]/Под ред. В.В.Виноградова. М. 1954 – с. 357.
5. Грамматика современного русского литературного языка[Текст]/ – М., 1970. – с. 573-574