Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками счет № 60
Поставщики – организации, поставляющие предприятию производственные ресурсы и товары.
Подрядчики – организации, выполняющие для предприятия определенные виды работ (услуг).
Расчеты с поставщиками (подрядчиками) осуществляются на основании заключенных между организацией и поставщиками (подрядчиками) договоров. Основным документов при расчетах с поставщиками и подрядчиками для расчета НДС является счет-фактура.
Все счета фактуры в хронологическом порядке регистрируются в журнале учета полученных счетов-фактур, а затем в книге покупок.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - счет активно- пассивный, чаще всего бывает пассивный, основной, расчетный. Начальное сальдо по дебету означает размер задолженности поставщиков и подрядчиков перед организацией по выданным им авансам под поставку продукции (работ, услуг) на начало отчетного периода. Начальное сальдо по кредиту означает размер задолженности организаций перед поставщиками и подрядчиками на начало отчетного периода. Оборот по кредиту означает стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг).Оборот по дебету обозначает оплата счетов, а также суммы авансов и предварительной оплаты. Конечное сальдо по дебету обозначает размер задолженности поставщиков и подрядчиков перед предприятием по выданным им авансам под поставку продукции (работ, услуг) на конец отчетного периода. Конечное сальдо по кредиту обозначает размер задолженности организации перед поставщиками и подрядчиками на конец отчетного периода.
На счете 60 учитываются расчеты:
- за полученные товарно-материальные ценности, принятые (выполненные) работы и потребленные услуги, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- за товарно-материальные ценности (работы, услуги), расчетные документы на которые от поставщиков и подрядчиков не поступили, т.е так называемые неотфактурованные поставки;
- за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков;
- за полученные услуги по перевозке, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа;
- за все виды услуг связи и т.д.
Учет на счете 60 ведется методом начисления, то есть все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
Аналитический учет по счету 60 ведется в журнале-ордере № 6, где аналитические счета открываются отдельно на каждого поставщика и подрядчика6 например – Муромский тракторный завод; передвижная механизированная колонна г.Киров; автозаправочная г.Орлова «Лукойл» и другие. Синтетический учет по счету 60 ведется в журнале-ордере № 6 итоговой строкой оборот по кредиту переносят в Главную книгу.
При автоматизированной форме учета можно получить данные: «Карточка счета», «Анализ счета» за период по датам; «Оборотно-сальдовой ведомости по счету».
Кроме того, на счете 60 учитываются расчеты по авансам выданным под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ. Для этого к счету 60 открывается отдельный субсчет «Расчеты по авансам выданным». Аналитический учет ведется по каждому дебитору.
Если в обеспечение своей задолженности поставщику или подрядчику организация выдает собственный вексель, то для учета такой задолженности к счету 60 открывается отдельный субсчет «Векселя выданные».
Основные корреспонденции счетов по счету № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит |
Куплены материалы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, материалы, товары у поставщиков без НДС | 10,07,08, 10,41 | |
Учтен НДС, подлежащий уплате поставщику | ||
Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные ими работы, оказанные услуги без НДС | 20,23,25,26. 29,44 | |
Учтен НДС, подлежащий уплате подрядчику | ||
Предъявлена претензия поставщикам и подрядчикам за обнаруженную при приемке ценностей, работ недостачу сверх норм естественной убыли, несоответствие цен, ошибки в отгрузочных документах, нарушения условий договоров и т.п. | 76/2 | |
Оплачены счета поставщиков и подрядчиков с денежных счетов и наличными деньгами из кассы | 51,52,55, 50,66,67 | |
Произведен взаимозачет задолженностей (если поставщик является одновременно и покупателем продукции (работ, услуг) данной организации) | ||
Списана задолженность перед поставщиком (подрядчиком) в связи с истечением срока исковой давности (3 года) | 91/1 | |
Выдан аванс поставщику (подрядчику) | 60 «Расчеты по авансам выданным» | 50,51,52,55 |
Оприходованы материальные ценности, в счет оплаты которых ранее был перечислен аванс | 08,10,20,26, | |
Учтен НДС, подлежащий уплате поставщику (подрядчику) | ||
Зачтен аванс | 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» | |
Возвращены поставщиками (подрядчиками) неиспользованные суммы авансов | 50,51,52 | 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» |
Выдан поставщику (подрядчику) собственный вексель | 60 субсчет «Векселя выданные» | |
Погашен собственный вексель, ранее выданный поставщику (подрядчику) | 60 субсчет «Векселя выданные» | 50,51,52,55 |
Задача
По приведенным хозяйственным операциям определите корреспонденцию счетов бухгалтерского учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1. Принят к уплате счет ремонтного завода за произведенный капитальный ремонт тракторов (вспомогательное производство) и учтен НДС на услуги.
2. Оплачены счета поставщиков и подрядчиков с расчетного счета предприятия за полученные от них материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
3. Оприходованы поступивших от поставщиков запасные части и учтен НДС на приобретение.
4. Принят к оплате счет поставщикам за поступивший племенной продуктивный скот для формирования основного стада (вложение во внеоборотные активы) и учтен НДС.
5. Оплачен счет поставщикам за счет выставленного аккредитива.
6. Куплены товары у поставщиков и учтена сумма НДС.
7. Перечислено с валютного счета подрядной строительной организации за строительство объекта.
8. Отражена задолженность подрядчикам за работы по возведению зданий (вложение во внеоборотные активы) и учтен НДС.
9. Предъявлена претензия поставщикам (по акцептованным счетам) при обнаружении недостач, несоответствия цен, качества товара и пр.
10. Произведено зачисление в доходы невостребованной поставщиками и подрядчиками задолженности (прочие доходы)
Требуется: По каждой хозяйственной операции составить корреспонденцию счетов, может быть в операции составлено 2 корреспонденции счетов, читайте внимательно содержание операции.
Задание отправить на проверку преподавателю.