Первое поколение деятелей Чикагской школы и А.Смолл как основоположник этой школы




Теория урбанизма: исследования деятелей Чикагской школы 15 Заключение 23

Список литературы 25

 

 

Введение

Известный вклад в развитие социологии внесли американские учёные. В США вокруг ведущих университетов – Колумбийского, Чикагского, Гарвард -ского, Мичиганского – в конце XIX – начале XX века сформировались круп- ные научные школы. Десятки тысяч проведённых в первой половине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научной социологии. Если европейцы под научной социологией понимали, прежде всего, теоретическую науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, то американцы сводили научную социологию в первую очередь к эмпирической, созданной по образцу классического естествознания. Именно благодаря новому взгляду на социологию Америка вскоре опередила Европу в деле создания научной социологии[1].

Под эмпирической социологией понимают область развития социологической науки, связанную с получением фактографического знания в результате проведения специальных эмпирических исследований. В то же время эмпирическое исследование означает изучение конкретных социальных проблем, направленное на решение как теоретических, так и практических задач, регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов [2]. Эмпирическая социология является своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, увлечённому построением абстрактных социологических схем, выводы которых, как показало историческое развитие, нередко расходятся с социальной действительностью.

Центром формирования эмпирической социологии стал Чикагский университет, который находится в США и с которым связано название «Чикагская школа социологии».

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Американский историк социологии Денис Смит в работе, посвящённой этой школе, пишет, что “как сила, так и слабости Чикагской школы проистекают из столкновения между американским капитализмом и американским либерализмом ”[3].

С деятельностью Чикагской школы связано появление первого в США специализированного социологического журнала в 1898 году “Aмериканский социологический журнал”. В нём были широко представлены направления исследований, характерные для данной школы: жизнь этнических групп эммигрантов в США (японцев, чехов, итальянцев, шведов, немцев, евреев, китайцев, эстонцев); положение чернокожих американцев и отношение к ним, включая рабство, прессу, семью, теологические семинарии, предрассудки, расовое сознание и бирасовые организации; такие аспекты социологии семьи, молодёжи и пола, как становление личности, социальная самоизоляция, игровые движения, дезорганизация семьи, женская мобильность, контроль над рождаемостью, межнациональные браки, развод, демографическое поведение [4].

Главной своей практической задачей школа с момента своего создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Она существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня.

Тема «Чикагская школа социологии» актуальна. Эта тема интересна тем, что именно Чикагская школа является основоположником эмпирического направления в социологии.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть Чикагскую школу как родоначальника эмпирической социологии, ознакомиться с её деятельностью и её деятелями. Сначала рассмотрим первое поколение деятелей школы и её основоположника А.Смолла, затем еще три поколения деятелей школы и,наконец, теорию урбанизации.

 

Первое поколение деятелей Чикагской школы и А.Смолл как основоположник этой школы

Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три по­коления в развитии Чикагской социологической школы [5].

Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». Албион Вудбери Смолл (11.05.1854 – 24.03.1926) – был первым в США профессором социологии. Вместе с Лестером Уордом и Франклином Гиддингсом он считается учёным, внёсшим решающий вклад в дело институционального признания социологии в американских академических кругах [6].

Образование он получил в области теологии, но, обучаясь в колледже Колби и в Баптистской Ньютоновской теологической семинарии, он значительно расширил круг своих интересов, выйдя далеко за рамки религиозных предметов. По окончании семинарии в 1889 году он два года провёл в университетах Берлина и Лейпцига, изучая труды Г. Шмоллера, А. Вагнера, А. Шеффле, К. Маркса.

Вернувшись в США, он преподаёт историю и политическую экономию в колледже Колби, затем защищает докторскую диссертацию в университете Джона Хопкинса.

Увлечение экономикой благосостояния и преклонение перед Л. Уордом окончательно приводят его к социологии, чью важнейшую задачу он видел в стимулировании и разработке основательного социального планирования, в формулировании надёжного содержания секуляризованной социальной этики. В 1889 году становится президентом колледжа Колби, а с 1892 года занимает пост первого в США декана социологического департамента вновь созданного Чикагского университета. Профессорами соцологии он назначает Джорджа Винсента, Уильяма Томаса, Чарльза Хендерсона, а чуть позже Роберта Парка и Эрнеста Берджесса. Совместно с Винсентом Смолл пишет первый американский учебник по социологии, опубликованный в 1894 году. Продолжая оставаться председателем социологического департамента до ухода на пенсию в 1925 году, он одновременно являлся деканом аспирантской школы с 1905 года. На всём протяжении академической карьеры его уважали не только как способного администратора, но и как учёного и информативного педагога.

Он основал “Американский журнал социологии” и был его редактором на протяжении трёх десятилетий. Долгое время это был единственный социологический журнал в США и один из лучших в мире. С его помощью А. Смолл значительно расширил интерес к социологии в академических кругах и среди широкой публики, а также много сделал для повышения уровня социологической литературы.

В 1905 году он был одним из организаторов Американского социологического общества и был его президентом в 1912 и 1913 годах. До его ухода на пенсию он активно работал в этом обществе, издавал “Ежегодные протоколы” (Annual proceedings) общества. Избирался также президентом Международного института социологии[7].

Период деятельности Смолла характеризовался переходом от первоначального акцента на относительно статичные социальные структуры к динамичному и функциональному анализу социальных процессов. Если в своём учебнике в 1894 году он уделял много места органистическим аналогиям, то в поздних работах он становится одним из наиболее влиятельных в США разработчиков концепции социального процесса.

Базовым сырьевым материалом социального процесса является, по Смоллу, деятельность группы. Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, и неизбежный конфликт этих интересов придаёт динамику социальному процессу. Формируя концепцию социального конфликта, Смолл опирался на работы Маркса, Вагнера, Шеффле, Гумпловича. В то же время он полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают под авторитетным контролем государтсва, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов.

В 1893 году Смолл предложил развёрнутую схему человеческих интересов, возникающих в сопоставимых формах групповых проявлений. Разрабатывая эту схему, он использовал в ней и идеи Густава Ратценхофера, австрийского социального дарвиниста. Это влияние заметно также и в работе Смолла “Общая социология” (1905) [8].

В обществоведении влияние Смолла распространялось за пределы социологической науки. Так, сформулированное им положение о государстве как посреднике и медиаторе в урегулировании конфликтных групповых интересов вдохновило Артура Бентли на создание его известного труда “Процесс правления”, ставшего классикой в американской социологической науке. Работы Смола “Адам Смит и современная социолгия” (1907), “Между эрами от капитализма к демократии” (1913), “Истоки социологии” (1924) внесли заметный вклад в развитие ряда областей экономической и политической наук. Неудивительно, что к концу его академической карьеры у него постоянно рос интерес к координации и синтезу социальных наук [9].

С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского универси­тета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веб лен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США нача­ла века сформировалась мощная реформаторская традиция, а не­обходимость преобразований различных сторон жизни стала рас­сматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США [10].

Самой большой заслугой первого поколения является установ­ление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убеди­ли людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение ост­рейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последст­вий каждого из вариантов решений.

Именно первое поколение Чикагской школы — А.Смолл, Дж.Вин­сент, У.Томас, Ч.Хендерсон утвердили либерализм в качестве основ­ной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индиви­да, а также на вере в возможность социального прогресса и улуч­шения качества жизни с помощью изменений и инноваций в соци­альной организации общества[11].

Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, за цивилизованность, рациональность форм такого господства.

В мировую социологическую классику вошла пятитомная ра­бота этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Ев­ропе и в Америке» (1918—1920), опубликованная Уильямом Айзе­ком Томасом (1863—1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882—1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остаю­щихся в Польше)[12].

У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, ко­торую он делил на три важнейшие составные части:

1) объективные условия, заложенные в существующих соци­
альных теориях и ценностях;

2) установки индивида и социальной группы,

3) формулирование существа ситуации действующим индиви­дом.

В совместной работе со Ф.Знанецким У.Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в слу­чаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Будучи представителем психологического направления в со­циологии, У.Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стабильно­сти своего образа жизни, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства над своим окружением. Индивиду­альную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом.

Одной наиболее значимой инновацией в «Польском крестьяни­не» является типология личностей с точки зрения преобладающих у них механизмов социальной адаптации.

Мещанский тип харатерен традиционностью своих установок; богемный отличается нестойкими и мало связанными установками при общей высокой степени адаптации; творческий тип — наибо­лее значимый, хотя и легкомысленный, для судеб социального про­гресса, поскольку лишь этот тип личности способен на генериро­вание изобретений и инноваций.

Флориан Знанецкий являлся представителем гуманистического направления в социологии, он считал основным предметом социо­логии социальные системы и выделял следующие их разновидно­сти: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий ввёл в социологии понятие человеческого коэффициента, означающее личностно значи­мый аспект человеческого опыта данного индивида. Его учет, по Знанецкому, обязателен при анализе деятельности личности и оз­начает ее понимание социальной ситуации. Он занимался наряду с теорией социологии и исследованиями в области социологии зна­ния, урбанистики, социологии образования. Знанецкий внес также важный вклад в развитие польской социологии первой половины XX века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: