Вопросительные предложения




Лекция № 5

ТИПЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КОММУНИКАТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТАНОВКЕ

1.Типы предложений по коммуникативной целеустановке

2.Вопросительные предложения

3.Побудительные предложения

Типы предложений по коммуникативной целеустановке

Деление предложений по коммуникативной целеустановке появилось с самого зарождения учения о синтаксическом строе русского языка. Однако границы и характер понимания целеустановки и соответственно состав выделяемых по этому принципу классов предложений в истории науки менялись. Как различающиеся целеустановкой типы предложений сначала рассматривались повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Затем эта оппозиция строилась так: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. В современных же русских синтаксических трудах противопоставление по данному признаку организуется как оппозиция вопросительности и невопросительности.

«Деление всех предложений на три типа: повествовательные, вопросительны е, восклицательные – основано на разных признаках, а потому дает перекрещивающиеся классы: предложение может быть одновременно вопросительным и восклицательным: Как, разве вы еще не уехали?!; повествовательным (т.е. невопросительным) и восклицательным: Пожар!; Горим!; [Меня в дверях встретил казак мой с испуганным лицом] – Плохо, ваше благородие! – [ сказал он мне. ] Здесь нечисто! (Л.).

Повествовательные предложения противопоставлены вопросительным и восклицательным предложениям по разным признакам: вопросительным – по признаку невопросительность (повествовательные) / вопросительность (вопросительные); восклицательным – по признаку акцентированная эмоциональность (восклицательные) / отсутствие акцентированной эмоциональности (повествовательные).

Деление на повествовательные, вопросительные и побудительные предложения не охватывает всех предложений; в нем не учтены оптативные предложения (со значением желательности): Хоть бы пришел кто-нибудь в гости; [Мороз. А снега нет]. Если бы снег! Только бы все были здоровы. Эти предложения имеют специфическое модальное значение, выражаемое особыми показателями (оптативными частицами) и потому не могут быть отождествлены с побудительными; вместе с тем они. Подобно побудительным, не могут быть преобразованы в вопросительные (в отличие от повествовательных, которые легко преобразуются в вопросительные).

Четыре класса предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и оптативные – не пересекаются; любое множество предложений можно поделить по этим типам, и при этом пересекающихся классов не образуется. Но с точки зрения принятых в русской синтаксической науке исходных положений они выделяются не на одном основании. Повествовательные, побудительные и оптативные предложения противостоят друг другу как разные модальные типы предложений: повествовательные имеют реальную модальность или модальность предположительности – модальность побуждения, оптативные – модальность желательности. Вопросительные же предложения противостоят остальным не как модальный тип. В этом отношении они вполне идентичны повествовательным предложениям: подобно последним имеют значение реального факта (Кто пришел? Когда уходит поезд?) или предположительности (А ты поступил бы так?)».

 

Вопросительные предложения

Вопросительные предложения выражают особую форму мысли – вопрос; их коммуникативная задача состоит не в передаче информации, а в побуждении к получению информации. Именно поэтому в современной русской синтаксической науке деление предложений по коммуникативной установке принимается как оппозиция по признаку невопросительность/вопросительность. На этом основании все предложения делятся на невопросительные, коммуникативная задача которых связана с передачей информации, и вопросительные, коммуникативная задача которых связана с получением информации. Вопросительные предложения – большой и неоднородный по формальной устроенности, семантике и коммуникативной функции класс предложений. Синтаксическая традиция выработала деление вопросительных предложений по разным основаниям.

Универсальным средством оформления вопроса является вопросительная интонация – повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса: Вы любите музыку? Вы любите музыку? Вы любите музыку? При оформлении вопроса играет роль и порядок слов – обычно в начало конец предложения (актуализирующие позиции) выносится слово, с которым связан вопрос: Нравится вам у меня? (Фогель); А вы разве добрые? (Л.Толстой).

Из лексико-грамматических средств построения вопросительных предложений отметим вопросительные частицы и местоименные слова.

Вопросительные частицы неужели и разве обычно ставятся в начале предложения, а частица ли – после того слова, с которым связан вопрос: Неужели ты никогда не видел такого неба, таких деревьев, не слышал лесного запаха? (Вигдорова); Разве можно верить любви? (Пушкин); Довольна ли ты признанием моим? (Пушкин).

Для выражения вопроса грамматикализуется большое количество средств: что, не всегда ли, не так ли, что если, а если, но если и т.д. Например: - Что, уже говорила с ней?! – поразился Сергей.

В зависимости от осведомленности говорящего о том, что спрашивается, вопросительные предложения делят на три группы: а) собственно-вопросительные предложения отражают полную неосведомленность спрашивающего: Другая дорога тут есть?; Цела ли еще эта яблоня? Я не помешаю? Я не стесню вас?; Кто это сделал?; Как вы сюда попали?; Спокойно ль вам, товарищи мои? Легко ли вам? И все ли вы забыли? (Забол.); б) неопределенно-вопросительные предложения совмещают вопрос с догадкой, предположением, неуверенностью, сомнением: Вы не меня ждете?; Вы как будто расстроены? Она подвинулась к нему, заглянула в его лицо и тихонько спросила: «Обидели тебя?» (Горьк.); - Неужели старость? – спросил он сам себя и усмехнулся. – Как будто рано (Лавр.); в) констатирующе-вопросительные предложения (совмещают вопрос с почти полной уверенностью, с утверждением): Он влюблен в тебя, не правда ли? (Тургенев); Значит, все-таки надежда на примирение жива? (Катаев); Ведь вы – офицер, да?; Ведь у тебя билет уже есть? [Грамматика 80, с. 394].

По типу заключенного в вопросительных предложениях вопроса и предполагаемого ответа они делятся на: 1) общевопросительные и 2) частновопросительные. Первые допускают в качестве ответов подтверждение (Да) или отрицание (Нет). Вторые не допускают таких ответов, а требуют сообщения в ответе какой -то новой информации.

Деление на общевопросительные и частновопросительные предложения соответствует делению по формальному принципу: в первых вопросительность выражается частицами или интонацией, во вторых – вопросительными местоимениями. (Ср.: 1) Здоров ли Иван Иванович? Куда уехаливан Иванович? Почему не приехал Иван Иванович? Что привез Иван Иванович?) общевопросительные предложения называют еще и неместоименными, а частовопросительные – местоименными.

Частновопросительные предложения заключают в себе вопрос, направленный на выяснение отдельных сторон какой-либо ситуации в целом, если говорящему известно о ее существовании. Ответ на частный вопрос соответствует содержанию вопросительного слова или словосочетания (местоимения или местоименного наречия). Такой ответ может состоять из одного члена предложения (Где будет вечер? – В клубе) или представлять собой развернутое сообщение; например, ответы на вопросы Что произошло? Как живете? Что с работой? Могут быть достаточно распространными.

Частные вопросы выражаются предложениями с вопросительными местоименными словами и словосочетаниями и специальными фразеологизмами с вопросительным значением.

1) Вопросы об обстоятельствах выражаются предложениями со следующими вопросительными словами и словосочетаниями: о месте: где, в каком месте (Где / в каком месте собираются участники поездки?); б) о направлении: куда, откуда, в какое место, из какого места (Куда / откуда / в какое место вы едете?); в) о времени: когда, в какое время (Когда / в какое время начинаются занятия?; г) о временнόм пределе: до каких пор (До каких пор ждать?); д) о времени начала чего-нибудь: с какого момента, с какого времени (С какого времени начинается полярная ночь?); е) о причине, источнике: почему, отчего, по какой причине (Почему / отчего / по какой причине опаздывает поезд?); ж) о цели: зачем, для чего, с какой целью (Зачем / для чего / с какой целью явился этот мальчик?); з) об условии: при каком условии (При каком условии вы согласитесь на поездку?).

2) а) Вопрос о возможном следствии, часто осложняемом оттенком опасения, может быть выражен предложениями с вопросительным сочетанием что если, а если, а что если (в разговорной речи – ну как, а ну как, вдруг, а вдруг, вдруг да): Что если мы опоздаем?; А если будет холодная зима?; Что если когда-нибудь эти записки попадут на глаза женщине?(Лермонтов); А ну как совсем и не выздоровлю?(Достоевский); А вдруг он не получил вашу телеграмму?; б)об образе действия или о способе осуществления действия: как, каким образом: Как следует обращаться с этим прибором?; Каким образом здесь оказались чужие вещи? Как выращивают цветы?

3) а) Вопрос о лице (или о неопределенном числе лиц) выражается предложениями с местоимением кто: Кто едет в экспедицию?; У кого есть вопросы?; С кем можно поговорить?; б) Вопрос о конкретном единичном лице или предмете (явлении, событии), который следует выделить из некоего множества, выражается предложениями с местоимением какой: Какой поэт написал это стихотворение?; Какая улица в Москве самая длинная?; В какой день недели это произошло?; в) Вопрос о предмете, событии, ситуации выражается предложениями с местоимением что: Что ты принес?; О чем ты думаешь?; Чем кормят рыб? г) Вопрос о разновидности предметов, которую следует выделить из некоего множества, выражается предложениями с местоимением какой: Каких домашних животных вы предпочитаете? Из какого дерева сделана эта лодка?

4) Вопрос об имени, названии выражается предложениями с вопросительным словом как (со словами имя, отчество, фамилия, название) или вопросительными сочетаниями как зовут, как называется: Как ваше имя?; Как отчество (фамилия) Петров; Как тебя зовут? Как вас по отчеству?; Как называется эта улица?

5) Вопрос о порядковом номере, о месте в порядковом ряду выражается предложениями с местоимением какой: В какой день недели вы родились?; На каком этаже вы живете? Какой автобус подошел? Вопрос о месте предмета по счету выражается предложениями со словом который (по счету): Который (по счету) автобус мы уже пропускаем?

6) Вопрос о количестве выражается предложениями со словом сколько: Сколько лет вы здесь работаете?; Сколько книг в вашей библиотеке?

7) Вопрос о том, что представляет собой лицо, предмет, ситуация (событие, явление), выражается предложениями с сочетанием что за: Что он за человек?; Что за шум?; Что за фильм идет в клубе? Вопросо тождестве определенного, неизвестного лица или о его принадлежности в какой-нибудь категории лиц выражается предложениями с местоимением кто и сочетанием кто это? Кто это?; Кто он?; Кто этот человек?

8) Вопрос о сущности, специфике, об отличительных свойствах, выделяющих лицо, предмет или явление из ряда других, выражается предложениями с местоимением какой или с сочетанием что за с им. или вин. П. существительного: Какие у вас ученики?; С каким человеком вы познакомились в поездке?; Что за художник твой друг? Вопросыо сущности направлены на получение разносторонних сведений о лице или предмете, поэтому ответы на такие вопросы могут содержать разносторонние сведения о них. Контекст может подсказывать ту область признаков лица или предмета, которая в первую очередь интересует спрашивающего. вопросы о сущности, как правило не ориентированы на оценку (оценочные вопросы обычно принимают форму общевопросительных предложений: Хороший художник твой друг? У вас способные ученики?).

9) Вопрос о действиях определенного лица выражается предложениями с вопросительным сочетанием что делает (поделывает; разг.): Что делает Иван Иванович?; Что сделала мама?; Что поделывают твои друзья? Вопрос о будущих действиях, целесообразных в сложившейся ситуации, выражается вопросительными предложениями Что делать?; Как быть?; Как тут быть? (разг.).

10) Вопрос о положении дел, о состоянии чего-нибудь выражается предложениями с вопросительными словами как что: Ну, что соседка?; Что Татьяна?; Что Ольга резвая твоя? (Пушкин); Отец-мать как? (Шолохов); Как жизнь?; Как дела?; Что семья? Позиция им. п. свободно замещается формой косв. п. или наречием. А что с поездкой?; Как с заказом для завода?; Как дома?

11) Вопрос о принадлежности выражается предложениями с местоимением чей: Чей это карандаш?; Чьи ученики участвовали в конференции?

12) Вопрос о содержании какого-либо понятия или о значении какого-нибудь выражения обозначается предложениями с вопросительными сочетаниями что такое? что значит? что означает?: Что такое художник?; Но вам придутся идти на войну, да? – Что значитпридется? Долг каждого (Федин).

13) Вопрос о ситуации в целом, которая находится в поле зрения говорящего, выражается вопросительными предложениями: Что случилось?; Что происходит?; В чем дело?; Что это значит?; Что такое?

14) Вопрос об отношении того, что высказано кем-нибудь, к существу дела выражается предложениями с вопросительным сочетанием при чем здесь (тут): - Женат? – Нет, - машинально ответил Суровцев. И немедленно спросил: - А при чем тут это? (Чаковский); Мама, я не хочу одолжаться. – При чем тут одолжаться? (Трифонов).

15) Вопрос-напоминание о каком-нибудь лице, предмете или явлении в сочетании с сопоставлением или противопоставлением выражается частицей а с последующим им. п. существительного: А Шарлота Кордэ? А наша Марфа Посадница? А княгиня Дашкова? Чем я ниже их? (Пушкин).

Частновопросительные предложения заключают в себе вопрос, направленный на выяснение отдельных сторон какой-либо ситуации в целом, если говорящему известно о ее существовании. Ответ на частный вопрос соответствует содержанию вопросительного слова или сочетания (местоимение или местоименное наречие). Такой ответ может состоять из одного члена предложения. (Где будет вечер? – В клубе) или представлять собой развернутое сообщение: например, ответы на вопросы Что произошло? Как живете? Что с работой? могут быть достаточно пространными. Частные вопросы выражаются предложениями с вопросительными местоименными словами и словосочетаниями и специальными фразеологизмами с вопросительным значением.

Вопросительные предложения делятся «по характеру коммуникативной направленности », «по значению» на собственно вопросительные и несобственно вопросительные.

Собственно вопросительные предложения «заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ».

Несобственно вопросительные предложения «имеют формальную устроенность вопросительного предложения, но не направлены на поиск информации» [4, 431].

Используются следующие термины: «собственно-вопросительные и вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопроситель-но-отрицательные, вопросительно-утвердительные»; «собственно-вопросительные, риторические вопросы (вопросительно-повествовательные), вопросительно-побудительные»; «собственно-вопросительные и несобственно вопросительные» (вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические); «собственно-вопросительные и вопросительно-побудительные; вопросительно-риторические».

Таким образом, несобственно вопросительные предложения делятся на риторические вопросы (вопросительно-повествовательные) и вопросительно - побудительные. Вопросительно-побудительные предложения «заключают в себе оттенок побуждения к действию», «содержат побуждение, просьбу, совет и т.д.».

Риторический вопрос – яркая, экспрессивная конструкция русского синтаксиса. Благодаря богатству выразительных возможностей в передаче тончайших оттенков смысла, высокой эмоциональной насыщенности, он часто используется в различных стилях речи. Как своеобразный стилистический прием риторический вопрос употребляется в языке художественной литературы, публицистике, устной монологической речи, особенно ораторской. Широкое распространение вопросов риторического типа характеризует и диалогическую, разговорную речь. Вопросительно-риторические конструкции, разговорные по своему происхождению, в художественной литературе используются в основном при передаче речи персонажей.

Риторические вопросы обычно квалифицируются как одна из «мнимо вопросительных» конструкций, в которых вопросительная форма используется для реализации экспрессивно усиленного утверждения или отрицания. Ср.: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин) (= Все проклинали… все бранивались…).

Однако существует и более широкое понимание риторического вопроса.

В круг данных конструкций включаются не только экспрессивно окрашенные утверждения (отрицания), но и предложения, в большей степени сохранившие значение вопроса, типа:

Кто такой станционный смотритель?

Сущий мученик четырнадцатого класса.

(Пушкин).

При ШИРОКОМ ПОНИМАНИИ рассматривают как вопросительную по форме конструкцию, реализующую значение экспрессивно-окрашенного сообщения, употребляющуюся с целью наибольшего воздействия на читателя (собеседника); По своему, коммуникативному назначению риторический вопрос четко противостоит собственно вопросительным предложения, так как он «направлен не на поиск информации, а на ее передачу, на непосредственное сообщение о чем-либо», что соответствует коммуникативному назначению повествовательных предложений. Со стороны грамматической семантики риторический вопрос в ряде случаев может характеризоваться разной степенью совмещения значений вопроса и сообщения. Степень сохранения вопросительной семантики может быть различной и связана с потенциальной допустимостью ответа.

Риторический вопрос традиционно относят к вопросительным предложениям, рассматривая его как одну из разновидностей несобственно вопросительных предложений, как вопросительное предложение в его вторичных функциях, как переносное, транспонированное употребление вопросительной формы. В то же время ряд ученых высказывает замечания о том, что риторические вопросы нельзя с полным основанием относить к вопросительным предложениям, исходя из несовместимости коммуникативной функции риторических вопросов и собственно вопросительных предложений. Наконец, согласно третьей точке зрения, риторический вопрос относится к промежуточному коммуникативному типу.

Риторические вопросы занимают все звенья «зоны синкретизма », а не только область промежуточных образований, настолько разнообразны семантико-функциональные особенности синкретичных конструкций, объединяемых в понятие «риторические вопросы».

Риторический вопрос, как синкретичный функциональный тип, совмещает дифференциальные признаки вопросительных (внешняя вопросительная форма) и повествовательных предложений (значение сообщения).

Система риторических вопросов внутренне неоднородна, ее образуют несколько структурно-семантических разновидностей.

Центр, ядро риторических вопросов представляют собой предложения, в которых вопросительная форма выражает экспрессивно-окрашенное сообщение (собственно риторические вопросы). Ответ собеседника не предполагается, поскольку само содержание вопроса есть по сути дела ответ автора в форме утверждения или отрицания. Например:

И какой же русский не любит быстрой езды?

(Гоголь)

Кто не любит пения?

(Чехов).

В риторических вопросах местоименного типа вопросительные местоимения по своему значению соответствуют отрицательным местоимениям (кто – никто, что - ничто, где – нигде, зачем – незачем и т.д.);

Где найдешь страну на свете краше Родины моей? (С.Алымов) (где = нигде).

Типичная сфера употребления собственно риторических вопросов – монологическая речь.

Некоторыми особенностями отличаются риторическиеораторские ») вопросы, употребляемые в публицистическом стиле (в ораторской речи, в статьях и очерках публицистического жанра), в произведениях художественной литературы, имеющих особый пафос гражданственности и т.п..

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар…

(Лермонтов)

Неужели на Россию нам плевать?

(Высоцкий)

В семантике «ораторского» вопроса возрастает элемент адресованности. Ответ со стороны адресата речи не предвидится, но в известной степени предполагается. Этот ответ, логически вытекающий из содержания вопроса при соотнесении его с контекстом высказывания или известной речевой ситуацией, вместе с автором дает и читатель (слушатель). Таким образом, риторический вопрос становится средством активизации восприятия собеседника, вовлечения его в нахождение логичного, с точки зрения говорящего, ответа. Это увеличивает воздействующую силу высказывания.

Иногда ответ дает сам автор, но это не ответ в полном смысле слова, а подтверждение мысли, выраженной в вопросительно-риторической форме:

Или мы хуже других уродились?

Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других – и давно

В нас налилось и созрело зерно.

(Некрасов)

В семантике «ораторских» вопросов возрастает самостоятельная значимость коннотативного содержания, модального компонента высказывания.

Грамматической особенностью «ораторских» вопросов является то, что выражаемое в них утверждение (отрицание) приобретает скрытый характер и не всегда имеет эксплицитное грамматическое выражение. Ср.:

Воскреснем ли когда от чужевластья

мод?

(Грибоедов)

В предложении выражается отрицательное отношение к изображаемому факту, но нет явного противопоставления утвердительной формы и отрицательного смысла (≠ «Не воскреснем…»).)

Вопросительные местоимения в составе анализируемых риторических вопросов могут быть восприняты двояко: в собственно вопросительном и в отрицательном смысле. Например:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

(где = где и где = нигде)

(Грибоедов)

Выделяются так называемые «авторские» вопросы.

Риторические («авторские») вопросы могут употребляться в целях диалогизации монологической речи, оживляя изложение, заостряя те или иные положения выражаемой мысли:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре…

(Матусовский)

Употребление «авторских» вопросов способствует более расчлененной подаче мысли, обозначает тему последующего изложения, создает иллюзию непосредственного контакта. Диалога автора с читателем. Например:

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

(Н.Добронравов)

Если собственно риторические и «ораторские» вопросы отличаются максимальной степенью слитности вопроса и ответа, то в «авторских» вопросах соответствующая позитивная информация в ее цельном виде передается всем составом вопросно-ответного единства.

От собственно вопросительных предложений «авторские» вопросы отличает то, что они не рассчитаны на ответ собеседника, ответ дает сам автор (говорящий). В тоже время они наиболее близки к типичным вопросительным предложениям: в их семантике возрастает сема вопроса и убывает сема сообщения.

Вопросительные местоимения в составе предложений местоименного типа сохраняют вопросительную семантику. Принимая во внимание контекстуальное окружение риторического вопроса (весь состав вопросно-ответного единства), можно отметить их своеобразную функциональную близость с вопросительными местоимениями в составе косвенного вопроса и относительными местоимениями в придаточной части сложноподчиненного предложения изъяснительного типа. Ср.:

С чего начинается Родина? – Как вы думаете, с чего начинается Родина? – Я хочу рассказать, с чего начинается Родина.

Близость к собственно вопросительным предложениям проявляется и в отсутствии яркой экспрессивной окраски «авторских» вопросов, входящих в состав вопросно-ответного единства.

В предложениях-вопросах автора к самому себе - выражаются различные чувства и переживания говорящего – раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т.п.: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? (М.Г.). Такие предложения встречаются главным образом в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Особое положение с точки зрения ожидаемого ответа занимают предложения с местоименными словами, выражающие желание получить информацию о том, что вызывает беспокойство, опасение; это вопросы-раздумья или вопросы о будущем. Такие вопросы говорящий часто ставит перед самим собой. Ответы на них имеют характер догадок, предположений или констатаций невозможности получить информацию..

Предложения с местоименными словами, выражающие желание получить информацию о том, что вызывает, беспокойство, опасение; это вопросы-раздумья или вопросы о будущем: Чем-то он завтра меня утешит? Что-то он делает сейчас? Куда-то он теперь подался? (Залыг.); Где-то наш Василий Теркин? (Твард.); Они сделали, что было в их силах. Как-то встретит их директор? Что скажет секретарь парткома? (газ.). Такие вопросы говорящий часто ставит перед самим собой. Ответы на них имеют характер догадок, предположений или констатации невозможности получить информацию: Слышались смеющиеся голоса, горели большие костры, и кто-то наигрывал на двурядке. Что-то в Киеве? Где-то наши фронты? Далеко ли Петлюра, Деникин? – Ничего мы не знаем (Гайдар) [Русская грамматика 80, с. 395].

Кроме того, существуют и такие разновидности риторических вопросов, которые по своим структурно-семантическим особенностям приближаются к типичным повествовательным предложениям. Это конструкции, служащие для выражения непосредственной эмоциональной реакции говорящего на происходящее или на сказанное собеседником (эмоциональные риторические вопросы), характерные главным образом для живой разговорной речи.

Можно выделить две основные разновидности эмоциональных риторических вопросов:

а) эмоционально-отрицательные

б) эмоционально-утвердительные.

Эмоционально-отрицательные риторические вопросы содержат в себе скрытое модальное отрицание, негативную оценку происходящего (неприятие факта) или возражение на сказанное собеседником, несогласие с его мнением: Что ту обидного? Какой он помощник? Чем не стихи? и т.п.

Семантический центр предложений с эмоционально-отрицательным значением находится в сказуемом. Поэтому вопросительные местоимения в структуре эмоционально-отрицательных конструкций частично утрачивают свою знаменательность и приближаются по функции к субъективно-модальным частицам.

Эмоционально-отрицательные вопросы обычно функционируют в качестве ответной реплики диалога.

Эмоционально-утвердительные риторические вопросы представляют собой предложения эмоционально-констатирующего характера. Например:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

(Некрасов)

Качественно различный характер синтаксического значения эмоциональных риторических вопросов позволяет наглядно показать сопоставление структурно однотипных предложений. Ср.:

Сколько можно ждать?! (= «Нельзя столько ждать»). – Сколько можно увидеть! (= «Очень много»). Какой он учитель!? (= «Плохой учитель, совсем не учитель»). – Какой он учитель! (= «Прекрасный учитель»).

Итак, термин «риторический вопрос» объединяет систему структурно-семантических разновидностей, образующих его центр и периферию. На шкале переходности это может быть показано следующим образом:

А – повествовательные предложения;

Аб – эмоциональные риторические вопросы;

АБ – собственно риторические вопросы;

аБ – «ораторские вопросы» и вопросы автора, сопровождающиеся обычно ответом самого говорящего;

Б – вопросительные предложения.

Центральное (ядерное) положение среди риторических вопросов (АБ) занимают собственно риторические вопросы. Эмоциональные риторические вопросы (Аб) находятся на периферии риторического вопроса и одновременно на периферии типичных повествовательных предложений. «Ораторские» вопросы и вопросы. Сопровождающиеся ответом самого говорящего, составляют периферию риторического вопроса и одновременно периферию типичных вопросительных предложений (аБ), причем «ораторские» вопросы расположены ближе к собственно риторическим вопросам, а «авторские » - к типичным вопросительным предложениям.

По своим структурно-семантическим особенностям эмоционально-отрицательные вопросы находятся ближе к центру риторических вопросов, поскольку им свойственна характерная для риторических вопросов внутренняя полемичность, указание на наличие возможного оппонента и несоответствие формы и содержания в плане выражения отношений утверждения-отрицания.

Семантика эмоционально-утвердительных вопросов лишена внутренней полемичности, по-своему грамматическому оформлению они соответствуют утвердительному смыслу.

Совпадая по форме с вопросительными предложениями местоименного типа, эмоционально-утвердительные предложения утратили вопросительный смысл, структурно и семантически приближаясь к эмоционально-оценочным повествовательным предложениям. В то же время внешняя вопросительная форма и возможность интонационного преобразования в вопросительное предложение не позволяют отнести их к типичным повествовательным, эмоционально окрашенным предложениям. Эмоционально-утвердительные предложения образуют самую отдаленную периферию риторического вопроса на границе с повествовательными предложениями.

Местоименные слова, оформляющие эмоционально-утвердительные предложения, утрачивают свою вопросительную функцию, передают значение высшей степени проявления признака и приближаются по своей семантике к эмоционально-вопросительным частицам.

Известно, что в конце риторического вопроса может быть поставлен вопросительный знак, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка, иногда многоточие. В собственно риторических вопросах обычно ставится вопросительный знак – показатель наиболее общего синтаксического значения данного типа предложения. Довольно часто употребляется восклицательный знак, реже – точка. Употребление восклицательного знака и точки свидетельствуют о невопросительном характере значения предложения. Восклицательный знак дополнительно указывает на экспрессивный, усилительный характер заключенного в предложении сообщения. Например:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

(Грибоедов)

«Ораторские» вопросы отличаются большей силой заключенного в них вопроса, поэтому требуют в основном постановки вопросительного знака. Вопрос автора, сопровождающийся ответом на него, оформляется только вопросительным знаком.

Смысл эмоционально-отрицательных риторических вопросов наиболее ярко отражает сочетание вопросительного и восклицательного знаков:

Кому это интересно!

(В.Розов);

Мода, что ты наделала?!

(Р.Рождественский)

Вариативно употребляются также отдельно вопросительный и отрицательный знаки: Ср.:

Что за беспорядки? – Что за беспорядки!

Как нам кажется, в данном типе предложений предпочтительнее всего вопросительный знак или сочетание вопросительного с восклицательным знаком.

Эмоционально-утвердительные вопросы в соответствии со своей семантикой не допускают постановки вопросительного знака, единственно возможным является восклицательный знак:

Какая музыка была!

(А.Межиров)

Собственно вопросительные и несобственно вопросительные предложения используются стилистически, как средства выразительности.

Кроме основной своей функции – побуждение собеседника к сообщению определенной информации – вопросительные предложения выполняют в речи и многочисленные стилистические функции. Это объясняется большими выразительными возможностями вопросительных предложений.

В языке художественной литературы, в публицистике вопросительные предложения употребляются для того, чтобы: 1) привлечь внимание человека к какой-либо мысли, предмету; 2) монологической речи вопросы придают характер диалога, они оживляют повествование, приближая его к живой речи; 3) вопросительные предложения (наряду с другими средствами) используются также для передачи внутренней, или несобственно прямой речи. [Розенталь].

1. Чем славится индийская культура?

Ну, скажем, - Ишва – много рук, клошит…

Еще артиста знаем – Радж Капюра,

и касту йогов – главную из каст.

(Песенка про йогов).

Кто сказал: «Все сгорело дотла,

Больше в землю не бросится семя!»?

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время!

(Песнь о земле)

2. Но как же случилось, что интеллигент,

Противник насилия в быте,

Так низко упал – и в этот момент,

Ну, если хотите, себя оскорбил мордобитьем?

А было все так…

(Я женщин не бил до 17 лет)

А что же мы? И мы не хуже многих –

Мы тоже можем много выпивать, -

И бродят многочисленные йоги –

Их, правда, очень трудно распознать.

(Песенка про йогов)

Отчего сияют лица

Целый день у школьников?

Завтра утром состоится

Зимний кросс в Сокольниках

(«Отчего сияют лица»)

3. И думал я: а с кем завтра выпью,

Из тех, с которыми я пью сейчас?!

(Смотрины)

Шел за ней – и запомнил парадное.

Что сказать ей? – ведь я ж хулиган…

Выпил я – и позвал ненаглядную

В привокзальный один ресторан.

(Городской романс)

Риторический вопрос используется «как стилистическое средство эмоционально-насыщенной речи» [Бабайцева. 70].

«Риторический вопрос – эт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: