Изобразительные произведения, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года




Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющие башкирскую серию в творчестве Орловского, относятся, вероятно, к 1806 году, основная же их часть создается в 1812--1813 годах, хотя встречаются и более поздние работы. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России, открыв тем самым «новый мир образов, считавшихся уделом бесстрастного этнографа». В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью, свободой движения богатырей. Характерной особенностью его творчества стали изображения лошадей, которые были зарисованы им с такой виртуозностью, которой не обладал ни один художник, работавший в России в то время.

К одной из последних работ этой серии относится акварель «Всадник-башкир» (1823) из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, наполненная романтическим пафосом, свойственным эпохе. Её большие размеры, скрупулезность изображения и обилие всевозможных деталей говорят о желании художника создать законченную картину. Орловский достоверно изображает оружие -- лук и стрелы башкир, форму колчана, своеобразие одежды -- халат, перевязанный кушаком, высокую рысью шапку, сапоги с загнутыми носами. Пытаясь предельно верно изобразить одежду, оружие и особенности лица, художник не остается в плену этнографии.

Живые человеческие чувства, эмоциональная выразительность, которые он вложил в образ, создают основное достоинство его работы. Произведения «Башкирской сюиты» выполнены в основном в графической технике (акварель, пастель, графический карандаш), но есть среди них и написанные маслом на холсте. В начале XIX века в России получает распространение литография, которой увлеклись многие известные художники того времени. Первыми известными литографиями, созданными в России, также стали работы А.О. Орловского: из них одна изображает курда, а другая -- разговаривающих башкир, сидящих на лошадях, обе выполнены в 1816 году.

Как уже отмечалось, башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков. В Германии, в городке Шварц, на куполе церковной башни до сегодняшнего дня, как воспоминание о событиях тех лет, торчит стрела, выпущенная башкирским воином. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго. Надо отметить, что стрелы, выпускаемые башкирскими воинами, были очень метки и обладали поразительной дальностью полёта, за 15 сажень могли пронзить насквозь не только человека, но и лошадь. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям.

Итак, мы видим, что изобразительные произведения, независимо от их видов, с одной стороны, сохраняют для нас исторический материал, позволяющий реконструировать прошлое, а с другой знакомят с культурным и художественным наследием минувших веков

 

Заключение

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где по их словам, «доказывали преданность и усердие Отечеству». Французы отмечали их удивительную меткость и смелость. Боевые качества башкирских конников - смелость, решительность, бесстрашие и выносливость - отличали их во всех военных походах и сражениях. Они представляли собой довольно значительную военную силу, особенно когда действовали в привычных условиях - в лесах, степях и горах, где они были почти неуловимыми, угнаться за ними было невозможно.

Участие в многочисленных войнах в составе российской армии, в охране границ принесли славу башкирским воинам. Совместная служба, совместные походы с русскими казаками и солдатами способствовали воспитанию чувства солидарности и взаимопомощи. Наши предки, проливая кровь, защищали свою Родину. Об этом мы должны всегда помнить, сохраняя память о героизме башкирских джигитов, укрепляя дружбу между всеми народами, живущими в нашем родном Башкортостане.

Основной причиной участия башкир в войне был, разумеется, патриотизм. О том, что Отечественная война 1812 года башкирами воспринималась в целом как патриотическая, а не как поход с целью получения трофеев, говорят следующие факты (которые, кстати, характеризуют и религиозные представления башкир). По свидетельству генерала Н.М. Бороздина в 1812 г., он часто видел в походе башкира, который приносил ему отбитое у французов церковное серебро, хотя по обычаю оно уже являлось его собственностью. Далее происходил следующий диалог:

 

Вот батька, серебра, прикажи взять.

Как взять? Да оно твое, ты его отбил.

Да, батька, отбил, но он твой мечеть.

Что же ты его и возьми, оно тебе теперь принадлежит.

Нет батька, Магомет убьет. Вот, видишь, собака француз умирает (показывает тут же на дороге лежащего и умирающего француза), видишь, батька, он умирает за то, что мечеть ваш ограбил!3

 

Выполняя свой патриотический долг, в боевых операциях русской армии приняли участие 28 башкирских полков, 17 полков, сформированных оренбургскими уральскими казаками, мищарским и тептярским населением края, ополченческие отряды из крестьян губернии, а также Уфимский пехотный полк.

Население края добровольными пожертвованиями оказало значительную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 г., где, по их словам «доказали преданность и усердие Отечеству». В боях за свободу крепла боевая дружба народов России.


Список использованной литературы

1.Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании.- Уфа. Ватандаш.-2000.-№3.

2.Гумеров Ф.Х.Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая.учебное пособие- Уфа: Китап, 2005.

3. Журнал «Российская Федерация сегодня» https://russia-today.ru/2002/no_19, №19,2002.

 

 

.

 

 

     

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: