Земледелие Древней Греции




Лекция 2. АНТИЧНОЕ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

 

Античное земледелие

Земледелие Древней Греции.

Земледелие Древнего Рима.

Средневековое земледелие.

Земледелие Западной Европы.

Системы земледелия.

Земледелие России.

 

Античное земледелие

 

Земледелие Древней Греции

Новый этап в истории земледелия, ознаменовавший переход от примитивного промысла к осмысленной деятельности, связан с историей Античных рабовладельческих государств Средиземноморья – Древней Грецией и Римом. Они оказали влияние на культуру земледелия Европы, способствовали распространению у соседних племен новых культур и приемов возделывания. Знакомство с опытом этих земледельцев помогло создать обобщающие труды, которые имели влияние на развитие европейской сельскохозяйственной науки. Благодаря их сочинениям, памятникам и археологическим раскопкам сложилось представление о развитии и характере земледелия в Античных государствах.

Древняя Греция не была единым государством. Города располагались на Балканском полуострове, островах омывающих морей, побережье Малой Азии, а к VI-V векам до н. э. на побережье Средиземного и Черного морей.

Земледелие было главным занятием сельского населения. Оно основывалось на частной собственности на землю и труде свободных крестьян, в хозяйствах применялся труд рабов. Преобладали хозяйства мелких и средних землевладельцев. Разбросанность греческих полисов и различные географические условия способствовали выращиванию сельскохозяйственных культур. Каменистая почва, горный ландшафт и сухой климат материковой Греции были малопригодны для возделывания зерновых культур, но благоприятны для выращивания олив, виноградарства. Земли Фессалии, Северного Причерноморья и Сицилии давали хорошие урожаи пшеницы.

Население нуждалось в большом количестве продуктов питания. Возможность их выгодно продать и на вырученные деньги приобрести в городе необходимые товары обуславливала заинтересованность крестьян в получении наибольшего количества сельскохозяйственной продукции. Возникла потребность в агрономических знаниях для повышения продуктивности хозяйств. Создаются сочинения по земледельческой тематике.

По умственным дарованиям древние философы не отличались от современных людей, хотя не владели методами исследования природы, не умели экспериментировать, у них не было фактического материала. Греки возделывали ячмень, бобовые, виноград и лекарственные растения. Им было известно удобрение.

Гесиод – написал в VI веке до и. э. поэму «Труды и дни», в которой описывалось, как с выгодой использовать землю. В ней он дает наставления, как надо вести хозяйство. Составил сельскохозяйственный календарь, указав сроки проведения работ и способы подготовки к ним. В Греции выпадало мало осадков, и земледелие было направлено на сбережение почвенной влаги:

Только что время для смертных придет приниматься за вспашку,

Ревностно все за работу берись, - батраки и хозяин.

Влажная ль почва, сухая ль, паши, передышки не зная.

Вспашешь весной, а летом вздвоишь, – и обманут не будешь.

Передвоив, засевай, пока еще борозды рыхлы.

Пар вздвоенный детей от беды защитит и утешит

(если положить ребенка на свежевспаханную «ароматную» почву,

то это предохранит его от всякого зла).

Ранней весной до прилета ласточек рекомендует подрезать виноградные лозы,

а жатву советует начинать в середине мая.

В конце июня, пишет Г есиод, когда

Только начнет всходить Орионова сила (созвездие Ориона),

Рабочим тотчас вели молотить священные зерна Деметры,

На округленном и ровном току.

В сентябре начинать сбор винограда, затем пахать поле под посев озимых.

В середине ноября, как только «звезды

Плеяды начнут заходить, за посев принимайся».

Когда наступит поздняя осень, советует рубить лес

и готовить сельскохозяйственный инвентарь к следующему полевому сезону.

Из поэмы следует, что в Греции существовали примитивные плуги – рало, приспособленные к различным почвам. Для разбивания комьев и глыб использовали колотушки: перед посевом почва должна быть равномерно комковатой, для экономии влаги. Основой хозяйства было пашенное земледелие.

Применялась двупольная система (пар – зерновые культуры) с оставлением под пар участка, который трижды пахался. Греки знали улучшенные севообороты: пар – озимая пшеница – бобовые – яровые зерновые (пшеница, ячмень). Пахали с помощью волов, мулов и примитивного пахотного орудия – рало. Это орудие рыхлило почву, не переворачивая ее. Оно было сделано из одного куска дерева или состояло из нескольких частей, могло иметь и не иметь полоза, железного наконечника – наральника.

Наиболее раннее описание рала встречается у Гесиода:

Два снаряди себе рала, чтоб были всегда под рукою, –

Цельный один, а другой составной; так удобнее будет:

Если сломался один, остается другой наготове.

Дышло из вяза иль лавра готовь – не точат их черви;

Скрепу из падуба делай, подошву – из дуба.

В V веке до и. э. наряду с ралом у греков имелся плуг.

Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) – философ, писатель, основатель элейской школы, через сто лет после Гесиода писал, что из почвы все возникло и в нее все обратится, в конце концов. Впервые пишет в труде «О домашнем хозяйстве» («Экономика») о плуге, о том, что пахарь с помощью упряжки волов, тянувших этот плуг, переворачивал землю, чтоб солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков. Приводятся сведения о почвах, их использовании и обработке. Знания о почве связывались с ее воздействием на растения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученый, философ. Около 20 лет учился у Платона в Академии. После смерти Платона покинул ее. Вернувшись в Афины прославленным ученым, пожилой Аристотель основал в гимназии, посвященной Аполлону Ликейскому школу, получившую название Ликей. Написанные им книги носят энциклопедический характер. Его ученики собирали сведения по ботанике и физиологии растений, а Аристотель приводил эти сведения в систему и писал обобщающие работы.

Первым применил индукцию, то есть исходил из фактов и на них строил обобщения, а не наоборот, как было до него. Был материалистом в противоположность учителю Платону, который был идеалистом. Платон говорил об ученике, что ему нужны скорее вожжи, чем шпоры, отмечая этим способность Аристотеля к творческой работе. Но ученик разошелся с учителем, отсюда тезис: «Как ни дорог мне Платон, но еще дороже истина». В трудах Аристотеля изложены сведения об особенностях агрономии, питания растений. Его сочинения охватывают все отрасли знания. Отмечал ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. Делил растения на однолетние, многолетние, кустарники, деревья, описывал внутреннее строение растений. Считал, что растениям нужны четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Что животные усваивают пищу благодаря наличию у них органов пищеварения, а растениям эти органы заменяет почва, где переваривается необходимая пища.

Такие представления основывались на опыте земледельцев, умевших различать почвы по плодородию. Говорил о различиях между растениями и животными. Что растение – это животное, поставленное вверх ногами, так как у него рот в земле, а органы плодоношения – вверху. Писал, что корни поглощают готовую пищу из земли и поэтому, сравнивал их со ртом животных, не обращая внимания на листья. Но растение углерод берет из углекислоты воздуха и никакой готовой пищи из почвы не получает (поглощает воду и минеральные вещества).

Теофраст (Феофраст) (371-286 гг. до н.э.) – ученик Аристотеля, философ, естествоиспытатель, ботаник, основатель почвоведения. Его труд «Исследование о растениях» считают самым ранним капитальным ботаническим и земледельческим сочинением. В нем описывается качество почвы, ее состав, виды растений, типы удобрений и сельскохозяйственных орудий. Разделял учение Аристотеля.

При определении условий роста растений стоит на позициях детерминизма (признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности законов природы и общества), не любит апеллировать к божественным силам. Почвы у него философ, источник питания и влаги для растений. Делит их на глинистые, песчаные, каменистые, слоистые, соленые, болотные, сухие, влажные, тяжелые, легкие, мягкие, плотные, имея в виду физические свойства почвы, важные для обработки и возделывания растений. «Своеобразие растительности, философ, писал он, философ, создается разницей в месте».

Касаясь условий роста, плодоношения растений, качества плодов, считал, что «место имеет больше значения, чем обработка и культура». Согласно Теофрасту, греки возделывали пшеницу, ячмень, полбу, сезам, из бобовых - горох, вику, чечевицу, бобы, люпин. Выращивали оливу, виноград, инжир, айву, гранаты. Кроме полей, садов, и виноградников возделывали огороды. Сортов зерновых злаков он знал много: «Выбирают из разных пшениц и какой вид подойдет к какой почве»; один вид хорош для «жирной почвы», другой философ, для «рассыпчатой», третий философ, для «тощей», но урожаи будут разные.

Делил по высокому плодородию почвы Сицилии, которая поэтому «богата хлебом». Остров Халкия вблизи Родоса имеет такую плодородную почву и благоприятный климат, что можно получать два урожая в год. В Пелопоннесе быстро созревают пшеница и ячмень; этому «способствует сама почва философ, легкая и рассыпчатая». Разные почвы неодинаково относятся к особенностям погоды: «Легкая почва требует частых, но небольших дождей; жирная выносит и ливни и бездождья». От почвы зависят сроки посева и нормы высева семян: «Сеять густо и редко следует, смотря по почве: жирная и хорошая может понести их больше, чем песчаная и легкая».

Не только сорта одного вида, но и разные культуры относятся к почвам неодинаково. Пшеница больше истощает почву, чем ячмень, поэтому требует лучшей почвы. Пшеница - «по натуре своей горячее растение» и требует навозного удобрения. Об овощных растениях говорит, что они «любят навоз и воду или «влажную почву». Им первые подчеркнута роль органических удобрений. Был первооткрывателем тайн природы.

До него никто не писал о том, что бобы «не обременительны для земли и даже удобряют почву, так как растение это рыхлое и быстро начинает гнить». Бобы получаются вкусными и «хороню развариваются на почвах легких и теплых». Поражен экологией финиковой пальмы, которая «любит почву соленую». В Иерихоне, на берегах Персидского залива, в Северной Африке пальма прекрасно растет на песчаных засоленных почвах. Там, где они не таковы, «землю посыпают вокруг дерева солью». В Ливии не бывает дождей, но пальмы чувствуют себя хорошо: их «питает влага, поднимающаяся из земли», а также «роса». Качество почвы важно и для гранатового дерева; на сухой почве плоды получаются сладкие, сырой - плохие и кислые.

Виноградарям дает совет: «Саженцы брать из почвы, сходной с той, в какую собираются сажать, или из худшей», то есть, нужна почвенная закалка растений. Сорта винограда отзывчивы на почву и «сколько есть видов почвы, столько есть и сортов лоз». Описал свыше 400 сельскохозяйственных и лекарственных растений. Д. Бернал указывал, что основы ботаники и минералогии, созданные Теофрастом, «при всей их приблизительности», не были существенно усовершенствованы в течение 2000 лет».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: