Деятельность Самуила Яковлевича Маршака в области теории и практики детской литературы




Телефон

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!

 

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!


А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?

Но он только "му" да "му",
А к чему, почему -
Не пойму!

- Повесьте, пожалуйста, трубку!

 

 

Мойдодыр

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги
за
сапогами,
Сапоги
за
пирогами,
Пироги
за
утюгами,
Кочерга
за
кушаком -
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!"

Он ударил в медный таз
И вскричал: "Кара-барас!"

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

"Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!"

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
"Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!"
Говорит.

Как пустился я по улице
бежать,
Прибежал я к умывальнику
опять.

Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
"Ну-ка, съешь меня, дружок!"

А за ним и бутерброд:
Подскочил - и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:

"Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!"

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!

 

Тараканище

Часть первая

 

Ехали медведи

На велосипеде.

 

А за ними кот

Задом наперёд.

 

А за ним комарики

На воздушном шарике.

 

А за ними раки

На хромой собаке.

 

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

 

Зайчики

В трамвайчике.

 

Жаба на метле... Едут и смеются,

Пряники жуют.

 

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

 

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

"Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую ".

 

Звери задрожали,

В обморок упали.

 

Волки от испуга

Скушали друг друга.

 

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

 

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.

 

Только раки-забияки

Не боятся бою-драки:

Хоть и пятятся назад,

Но усами шевелят

И кричат великану усатому:

 

"Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами! "

И назад ещё дальше попятились.

 

И сказал Гиппопотам

Крокодилам и китам:

 

"Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую! "

 

"Не боимся мы его,

Великана твоего:

Мы зубами,

Мы клыками,

Мы копытами его! "

 

И весёлою гурьбой

Звери кинулися в бой.

 

Но, увидев усача

(Ай-ай-ай!),

Звери дали стрекача

(Ай-ай-ай!).

 

По лесам, по полям разбежалися:

Тараканьих усов испугалися.

 

И вскричал Гиппопотам:

"Что за стыд, что за срам!

Эй, быки и носороги,

Выходите из берлоги

И врага

На рога

Поднимите-ка! "

 

Но быки и носороги

Отвечают из берлоги:

"Мы врага бы

На рога бы.

Только шкура дорога,

И рога нынче тоже

не дёшевы ",

 

И сидят и дрожат

Под кусточками,

За болотными прячутся

Кочками.

 

Крокодилы в крапиву

Забилися,

И в канаве слоны

Схоронилися.

 

Только и слышно,

Как зубы стучат,

Только и видно,

Как уши дрожат.

 

А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы

И скорее со всех ног

Наутек. И акула Увильнула,

Только хвостиком махнула.

 

А за нею каракатица -

Так и пятится,

Так и катится.

 

Часть вторая

 

Вот и стал Таракан

победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться,

проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

" Принесите-ка мне, звери,

ваших детушек,

Я сегодня их за ужином

скушаю! "

 

Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге

И в каждой пещере

Злого обжору клянут.

 

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребёнка -

Медвежонка, волчонка, слоненка,-

Чтобы несытое чучело

Бедную крошку

замучило!

 

Плачут они, убиваются,

С малышами навеки

прощаются.

 

Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

"Разве это великан?

(Ха-ха-ха!)

Это просто таракан!

(Ха-ха-ха!)

 

Таракан, таракан,

таракашечка,

Жидконогая

козявочка-букашечка.

И не стыдно вам?

Не обидно вам?

Вы - зубастые,

Вы - клыкастые,

А малявочке

Поклонилися,

А козявочке

Покорилися! "

 

Испугались бегемоты,

Зашептали: "Что ты, что ты!

Уходи-ка ты отсюда!

Как бы не было нам худа! "

 

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей

Прилетает Воробей.

Прыг да прыг

Да чик-чирик,

Чики-рики-чик-чирик!

 

Взял и клюнул Таракана,

Вот и нету великана.

Поделом великану досталося,

И усов от него не осталося.

 

То-то рада, то-то рада

Вся звериная семья,

Прославляют, поздравляют

Удалого Воробья!

 

Ослы ему славу по нотам поют,

Козлы бородою дорогу метут,

Бараны, бараны

Стучат в барабаны! Сычи-трубачи

Трубят!

 

Грачи с каланчи

Кричат!

Л етучие мыши

На крыше

Платочками машут

И пляшут.

 

А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.

 

Вот была потом забота -

За луной нырять в болото

И гвоздями к небесам приколачивать!

 


Деятельность Самуила Яковлевича Маршака в области теории и практики детской литературы

1. Сведения из жизни

2. Характерные особенности поэтических приемов С. Маршака. Тематическое и жанровое разнообразие произведений

3. Переводы Маршака

- Практическое занятие: сочетание фольклорных традиций и авторской самобытности в произведениях С.Я. Маршака.

 

БИОГРАФИЯ.

С.Я. Маршак (1887-1964) 3 ноября 1887 года в Воронеже. Фамилия «Маршак» является сокращением, означающим с иврита «Наш учитель рабби Аарон ШмуэльКайдановер» и принадлежит потомкам этого известного раввина и талмудиста (1624—1676). С. Я. М. внес неоценимый вклад в развитие и становление литературы для детей: был одним из основателей театра для детей, драматургом-новатором, детский поэт и писатель, исследователь проблем чтения и развития личности ребенка-читателя, театрального зрителя, выдающимся педагогом, талантливый переводчик.

Формированию Маршака как детского писателя способствовали два важных события в биографии.

В 1899—1906 гг. учился в острогожской гимназии (под Воронежем), где впервые начал писать стихи и его учитель считал его вундеркиндом.Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки Владим. Вас. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, с его помощью переезжает в Петербург и учится в одной из лучших гимназий. Целые дни проводит в публичной библиотеке.

В 1904 году в доме Стасова Маршак познакомился с Максимом Горьким. Узнав, что у мальчика больные легкие, Горький предложил ему пожить в его семье в Ялте, где впоследствии Маршак провел два года (1904-1906).

Другим важнейшим событием была его поездка в Англию в 1912 году. Там он изучил английский язык и поступил учиться в Лондонский университет. Во время путешествия познакомился со «Школой простой жизни», основанной педагогом Филиппом Ойлером, в которой в занятиях широко использовались народные детские песенки. Здесь Маршак начал принимать живое участие в работе воспитателей.

В 1914 г. Маршак вернулись в Россию. Был воспитателем сначала в детской колонии на берегу Онежского озера, а потом в Краснодаре, где создавал «Детский городок». Именно там началась его работа – автора пьес-сказок. Параллельно является основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет).

В 1922 году произошло главное событие: Маршак был вызван для работы в Петроград, где получил должность заведующего литературной частью ТЮЗа. Поиски авторов для репертуара детского театра привели его в Пединститут дошкольного образования, при котор. работала «студия» детских писателей исследовательницы детского фольклора Ольги ИеронимовныКапицы(названная впоследствии «колыбелью детской литературы»ставшая и ставшая ленинградской редакцией Детиздата). Сначала «студия» начала выпускать небольшой альманах «Воробей» (1923-1924), однако вскоре он оказался недостаточным по своему объему, и дал начало большему по объему журналу «Новый Робинзон» (1924-1925). В них печатались Корней Иван. Чуковский, Евгений Львович Шварц («Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Марья-искусница», «Первоклассница»; «Голый король», «Золушка»), М.Пришвин ("Кладовая солнца", «Вася Веселкин»), Алексей Никол. Толстой («Золотой ключик»), Виталий Валентин. Бианки («Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Где раки зимуют», «Чей нос лучше?»), А. Твардовский («Василий Теркин»), Сергей Владим. Ми­халков («Дядя Степа», «Шел трамвай 10 номер», «Зайка-зазнайка»), Тамара ГригорьевнаГаббе («Город Мастеров, или сказка о двух горбунах»), Александра Иосифовна Любарская (перевод «Калевалы», «Лучшие сказки Норвегии», «Сказки Топелиуса»),М.Зощенко («Ёлка»), Л.Пантелеев («Республика Шкид» (совместно с Григорием Белых), «Лёнька Пантелеев»). На протяжении нескольких лет Маршак также руководил Ленинградской редакцией Детгиза, Ленгосиздата, издательства «Молодая гвардия». Имел отношение к журналу «Чиж». Вёл «Литературный кружок» (при ленинградском Дворце пионеров). В 1934 году на Первом съезде советских писателей С. Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления Союза писателей СССР.

Драматургия была для Маршака первым этапом вхожде­ния в детскую литературу. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он написал ряд пьес-сказок, среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие». Впоследствии все эти сказки были им доработаны. Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором. Образы элементарны и вместе с тем пла­стичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но вы­разительны. Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно при­ходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенад­цать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами — всем тем, чем богат народный театр. «В сущности, в драматургии для детей была проделана та же работа, что и во всей детской литературе, — вспоминал С. Я. Мар­шак. — Мы боролись за освобождение детского театра (как и кни­ги) от лжепедагогической назидательности и схематизма, стре­мились к созданию живых характеров, к тому, чтобы пьесы, при их простоте, были достаточно сложны и, при всей их забавности, выражали серьезные идеи, т.е. к большой драматургии для ма­леньких».

Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых ма­леньких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный » и пр.

Маршак обосновал свой теоретический взгляд на особенности детской литературы: он был убежден, что для детей надо создавать, прежде всего, стихотворения большие и сюжетные. Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном ге­рое». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точ­ные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подо­бием взрослого документально-публицистического очерка. Темы и сюжеты стихо­творений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро совре­менны и представляют собой небывалую в истории мировой детской литературы энциклопедию человеческих знаний, выраженных в форме запоминающихся, близких де­тям серьезных и смешных образов (наиболее яркие примеры – книги «Откуда стол пришел?», «Что мы сажаем, сажая леса?», «Вчера и сегодня»).

Уже стал классическим пример из стихотворения «Мороженое»:

Взял мороженщик лепешку,

Сполоснул большую ложку,

Ложку в банку окунул,

Мягкий шарик зачерпнул,

По краям пригладил ложкой

И накрыл другой лепешкой

Особая заслуга Маршака — создание публицистической по­эзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Шко­ла на колесах», «Костер в снегу».

Первый политический памфлет для дошкольников — «Мис­тер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализ­ма и капитализма — не была сама по себе новой в детской литера­туре, но под пером Маршака получила блестящее художествен­ное решение. Удачно был выбран угол зрения на Страну Советов: ее видит самодовольный богатый иностранец. Кинематографиче­ски стремительное действие, отточенные реплики героев, весе­лая словесная и фа передают четкий ритм жизни в молодой стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: