а) I, II, VI; б) I, III, IV, V; в) II, IV, V; г) IV, V, VI.
3. Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК:
I. Двухцепочная молекула. II. Переносит наследственную информацию. III. Отсутствует у прокариот IV. Хранит наследственную информацию.
V. Может быть трех видов. VI. Характерно свойство репликации или самоудвоения.
а) I, IV, VI; б) I, III, IV, V; в) II, IV, V; г) IV, V, VI.
4. Среди животных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков. II. Лягушек III. Змей IV. Бабочек V. саранчи
а) II; IV б) II, III; в) I, IV; г) I, II, III, V.
5. Какие функции не могут выполнять липиды:
I. Строительную. II. Гормональную III. Транспортную IV. Энергетическую V. Ферментативную
а) II; IV б) II, III; в) I, IV, V; г) III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
1. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
2. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
3. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
4. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
5. Лишайники - симбиотические организмы
6. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь
7. У каждого млекопитающего 7 шейных позвонков.
8. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
9. Органы боковой линии имеются только у рыб.
10. Печень – удивительный орган: она способна быстро и без последствий регенерировать до 70% своего объема, удаленного при хирургической операции.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Установите соответствие между органоидом и его типом (3 балла)
органоид | тип органоида |
1. мембранные органоиды 2. немембранные органоиды | А) ЭПС Б) рибосомы В) митохондрии Г) ядро Д) комплекс Гольджи Е) клеточный центр |
Установите соответствие между видом отбора и его признаками (3 балла)
Вид отбора | Признак отбора |
1. Естественный 2. Искусственный | А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями; Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений; В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями; Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе; Д) действует в природе миллионы лет; Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде. |
Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией(2,5 балла)
Органические вещества | Функции |
1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А) крахмал Б) гликоген В) целлюлоза Г) муреин Д) хитин |
Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами (2,5 балла)
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | СВОЙСТВО |
1) клеточное дыхание 2) фотосинтез | А)выделение кислорода в процессе обмена веществ Б)окисление органических соединений для получения энергии В)поглощение кислорода Г)использование солнечной энергии для синтеза АТФ Д)синтез органических веществ из неорганических |
Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом (3 балла).
СПОСОБ | ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ |
1) Бесполое 2) Половое | А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток Б) Осуществляется при участии гамет В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков Д) Новые организмы развиваются из зиготы Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов |
Ф.И __________________ Школа _______________
Матрица ответов
на задания теоретического тура ___ школьного_ __этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-13 уч. год
___ 10 _ __ класс [максимально 69 балл]
Часть I. [мах. 35 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.
Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.
Часть III. [мах. 10 баллов, по 1 баллу за верный ответ] ___________ баллов
№ | ||||||||||
"ДА" | ||||||||||
"нет" |
Часть IV. [мах. 14 баллов, по 0,5 б. за верный ответ] ___________ баллов
1 задание _____ баллов
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д |
4 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д |
5 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д | Е |
Проверил Ф.И.О. _____________________
Итого ______________ баллов