Организация государственной статистики в России.




Основные задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

 

Одной изважнейших задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественныйуровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики.

В основу организации статистической работы в России положены сле­дующие принципы:

1) централизованное руководство статистикой;

2) единые организационное строение и методология;

3) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

 

Организация государственной статистики в России.

В соответствии с государственным устройством и админист­ративно-территориальными образованиями Российской федера­ции создана единая система государственной статистики, кото­рая проводит работу по единым плану и методологии. Методо­логия статистических показателей, формы, методы сбора и обра­ботки статистических данных, устанавливаемые, Федепальной служты государственной статистики России (Росстат), являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

1. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат) как федеральный орган исполнительной власти.

2. Федеральная служба государственной статистики(Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

3. Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5. Федеральная служба государственной статистики осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

- разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;

- согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета;

- разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации;

- утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами;

- координирует деятельность в сфере официального статистического учета при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, а также при утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению;

- осуществляет подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации;

- разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности;

- обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

6. В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:

централизованное руководство статистикой; единое организационное строение и методология; неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления; цензовая организация учёта, т.е. сочетание сплошного учета по крупным и средним предприятиям всех форм собственности с выборочными обследованиями и переписями для малого бизнеса и предпринимательства; конфиденциальность индивидуальных данных при доступности сводной статистической информации.

7. Официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации;

8. Система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система. Она представляет собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств;

9. Официальная статистическая информация - сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

10. Субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11. Федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета;

12. Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения;

13. Пользователи официальной статистической информацией - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией.

14. Под классификацией обычно понимается устойчивое разграничение единиц наблюдения, которое используется в течение длительного времени. Классификации могут подвергаться более или менее существенным изменениям, когда возникает необходимость отразить произошедшие изменения в объекте наблюдения. Классификации утверждают, как правило, в качестве национального или международного стандарта. Таким образом, создаются классификаторы – кодированные перечни множества качественных признаков, описывающих изучаемое явление.

15. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации(далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

16. Важнейшими классификаторами являются:

- ОКАТО – общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления – предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в сфере статистики. Объектами классификации в ОКАТО являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, округа, районы, города и т. п.

- ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности – предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. ОКВЭД используется при осуществлении государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, при подготовке статистической информации для сопоставлений на международном уровне.

- ОКОГУ – общероссийский классификатор органов государственной власти и управления – предназначен для упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления, для проведения статистического учета и обеспечения государственных статистических наблюдений.

- ОКФС – общероссийский классификатор форм собственности – предназначен для формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права, решения аналитических задач в области статистики. Объектами классификации ОКФС являются формы собственности.

- ОКОПФ – общероссийский классификатор организационно-правовых форм – также предназначен для решения аналитических задач в сфере статистики. Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы.

- ОКСМ – общероссийский классификатор стран мира – предназначен для идентификации стран. Объектами классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории, имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности.

Все вышеперечисленные классификаторы входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и разрабатываются в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в Российской Федерации, и гармонизируются со Статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом сообществе. При разработке этих классификаторов используют иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Система органов государственной статистики включает два уровня организаций: федеральный и территориальный.

Федеральный уровень представляет Росстат, его центральный аппарат и его подведомственные организации. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики являются управления по основным направлениям деятельности Службы (всего 14):

 


  • управление организации статистического наблюдения и контроля;

  • управление национальных счетов;

  • управление статистики предприятий;

  • управление статистики сельского хозяйства и окружающей среды;

  • управление статистики цен и финансов;

  • управление статистики труда, образования науки и культуры;

  • управление статистики населения;

  • управление развития имущественного комплекса и другие.


К подведомственным организациям относятся:

 


  • Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата);

  • Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Федеральной службы государственной статистики (НИИстатистики Росстата);

  • Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Федеральной службы государственной статистики (НИПИстатинформ Росстата);

  • Автономная некоммерческая организация информационно-издательский центр «Статистика России»;

  • Межведомственный Центр социально-экономических измерений РАН и Госкомстата России (ЦСЭИ РАН и Госкомстата России).


Территориальный уровень представляют комитеты государственной статистики в субъектах РФ и районные (городские) отделы статистики – это 89 территориальных комитетов и 2200 районных отделов, где трудится в общей сложности более 20 тысяч сотрудников.

Основной формой распространения статистической информации Росстата являются печатные издания. К основным периодическим изданиям относятся:

 


  • ежемесячный доклад «Социально-экономическое положение России»;

  • ежемесячный журнал «Вопросы статистики»;

  • ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение».


Статистические сборники представляют:

«Российский статистический ежегодник»;


  • справочник «Регионы России» (в двух томах);

  • справочник «Россия в цифрах»;

  • справочник «Малое предпринимательство в России»;

  • «Демографический ежегодник России» и ряд других изданий.


Таким образом, система органов государственной статистики России играет огромную роль в жизни страны, поскольку предоставляет оперативную, достоверную и полную статистическую информацию, необходимую для управления.сложными социальными и экономическими системами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: