ЕКАТЕРИНА II И ФРАНЦУЗСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.
Контрольная работа студента I курса
ФТИ
(группа Б-ИСиТ-12)
Шаронова Егора Игоревича
Калуга, 2020
Содержание
Оглавление
Содержание. 2
Введение. 3
Историографический обзор. 4
Сергей Михайлович Соловьёв. 4
Леонид Михайлович Ляшенко. 4
Николай Иванович Павленко. 5
Морган Абдуллович Рахматуллин. 5
Главная часть. 6
Предыстория. 6
Переписка с Вольтером.. 7
Екатерина и д'Аламбер. 9
Переписка с Гриммом.. 10
Екатерина и Дидро. 11
Последствия. 12
Заключение. 20
Литература. 21
Введение
Тема "Екатерина II и французские просветители" столь обширна, что составляет предмет самостоятельного обобщающего исследования. Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержению монархии, и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.
Во второй половине 18 века в России, как и в других странах, получают распространение идеи Просвещения. Это связанно в первую очередь с эпохой правления Екатерины II (1762 - 1796). Сама императрица всячески пыталась создать имидж просвещенного монарха. Она переписывалась с Вольтером, приглашала в Петербург Дидро, читала сочинения Монтескье. Однако подход Екатерины II к идеям просвещения был избирательным. Она разделяла идеи просветителей о том, что образование, воспитание, просвещение являются главными средствами совершенствования общества. В тоже время идеи о "естественных" правах человека, о равенстве всех от рождения, с которыми активно выступали французские философы, отвергались еюпо одной простой причине. Все, что могло поколебать абсолютистский, феодально-крепостнический строй, было неприемлемо для Екатерины II.Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».
Возможно, именно эти противоречия породили мнение, бытующее среди части историков, о чрезвычайном цинизме и лицемерии Екатерины IIхотя она и сама способствовала возникновению данного мнения своими словами и действиями.
Историографический обзор.
В этом абзаце мы остановимся на анализ нескольких работ. Дать им краткие характеристики с точки зрения особенностей, доступности, широты изложенного материала.
Сергей Михайлович Соловьёв
Сергей Михайлович Соловьёв (5 (17) мая 1820, Москва — 4 (16) октября 1879, Москва) — русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник. В его знаменитейшей работе «История России с древнейших времён» Сергей Михайлович сквозь строк намекает связь между Екатериной и философами Просвещения через нескольких коротких упоминаний:
« Легко понять также, что, насколько великая княгиня производила обаяния над молодою Екатериною Романовною, настолько великий князь отталкивал женщину, начитавшуюся Монтескье и Вольтера. Тщетно он обращался к сестре своей фаворитки с фразою, кем-нибудь ему продиктованною … [i] »
Леонид Михайлович Ляшенко
Леонид Михайлович Ляшенко - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России МПГУ. Читает курсы: История России XVIII-XIX века, Историография истории России XVIII-XIX века. В своём труде «Александр II, или История трех одиночеств» уделяет больше внимании чем Сергей Михайлович Соловьёв, но кратко описывает некоторые моменты, как например общение между просветителями и царицей:
«Политические и социальные миражи просветителей казались привлекательными только издали. Подобно тому как во Франции Вольтер, Д’Аламбер, Дидро не могли сотрудничать с Людовиками, так в России не получился диалог Екатерины II с Н. И. Новиковым. Зато Екатерине удалось пленить умы Вольтера, Дидро, Гримма. В результате к хору доморощенных льстецов присоединились панегиристы из-за рубежа. Если учесть, что эти почитатели императрицы были властителями дум передовых людей Европы, то станет очевидным, что такие эпитеты в её адрес, как «Северная Семирамида», «Северная звезда», «великая Екатерина», относились к крупным завоеваниям императрицы.
Екатерина извлекла из переписки с просветителями не только личную пользу; она справедливо полагала, что её общение с ними выгодно и для страны. Н. М. Карамзин, современник Екатерины, отнюдь не являвшийся её панегиристом, писал: «Европа с удивлением читает её переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувств и выражений».[ii]».