Леонид Михайлович Ляшенко




ЕКАТЕРИНА II И ФРАНЦУЗСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.

 

 

Контрольная работа студента I курса

ФТИ

(группа Б-ИСиТ-12)

Шаронова Егора Игоревича

 

 

Калуга, 2020

 


Содержание

Оглавление

Содержание. 2

Введение. 3

Историографический обзор. 4

Сергей Михайлович Соловьёв. 4

Леонид Михайлович Ляшенко. 4

Николай Иванович Павленко. 5

Морган Абдуллович Рахматуллин. 5

Главная часть. 6

Предыстория. 6

Переписка с Вольтером.. 7

Екатерина и д'Аламбер. 9

Переписка с Гриммом.. 10

Екатерина и Дидро. 11

Последствия. 12

Заключение. 20

Литература. 21

 


 

Введение

Тема "Екатерина II и французские просветители" столь обширна, что составляет предмет самостоятельного обобщающего исследования. Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержению монархии, и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.

Во второй половине 18 века в России, как и в других странах, получают распространение идеи Просвещения. Это связанно в первую очередь с эпохой правления Екатерины II (1762 - 1796). Сама императрица всячески пыталась создать имидж просвещенного монарха. Она переписывалась с Вольтером, приглашала в Петербург Дидро, читала сочинения Монтескье. Однако подход Екатерины II к идеям просвещения был избирательным. Она разделяла идеи просветителей о том, что образование, воспитание, просвещение являются главными средствами совершенствования общества. В тоже время идеи о "естественных" правах человека, о равенстве всех от рождения, с которыми активно выступали французские философы, отвергались еюпо одной простой причине. Все, что могло поколебать абсолютистский, феодально-крепостнический строй, было неприемлемо для Екатерины II.Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

Возможно, именно эти противоречия породили мнение, бытующее среди части историков, о чрезвычайном цинизме и лицемерии Екатерины IIхотя она и сама способствовала возникновению данного мнения своими словами и действиями.

Историографический обзор.

В этом абзаце мы остановимся на анализ нескольких работ. Дать им краткие характеристики с точки зрения особенностей, доступности, широты изложенного материала.

Сергей Михайлович Соловьёв

Сергей Михайлович Соловьёв (5 (17) мая 1820, Москва — 4 (16) октября 1879, Москва) — русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник. В его знаменитейшей работе «История России с древнейших времён» Сергей Михайлович сквозь строк намекает связь между Екатериной и философами Просвещения через нескольких коротких упоминаний:

« Легко понять также, что, насколько великая княгиня производила обаяния над молодою Екатериною Романовною, настолько великий князь отталкивал женщину, начитавшуюся Монтескье и Вольтера. Тщетно он обращался к сестре своей фаворитки с фразою, кем-нибудь ему продиктованною [i] »

Леонид Михайлович Ляшенко

Леонид Михайлович Ляшенко - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России МПГУ. Читает курсы: История России XVIII-XIX века, Историография истории России XVIII-XIX века. В своём труде «Александр II, или История трех одиночеств» уделяет больше внимании чем Сергей Михайлович Соловьёв, но кратко описывает некоторые моменты, как например общение между просветителями и царицей:

«Политические и социальные миражи просветителей казались привлекательными только издали. Подобно тому как во Франции Вольтер, Д’Аламбер, Дидро не могли сотрудничать с Людовиками, так в России не получился диалог Екатерины II с Н. И. Новиковым. Зато Екатерине удалось пленить умы Вольтера, Дидро, Гримма. В результате к хору доморощенных льстецов присоединились панегиристы из-за рубежа. Если учесть, что эти почитатели императрицы были властителями дум передовых людей Европы, то станет очевидным, что такие эпитеты в её адрес, как «Северная Семирамида», «Северная звезда», «великая Екатерина», относились к крупным завоеваниям императрицы.

Екатерина извлекла из переписки с просветителями не только личную пользу; она справедливо полагала, что её общение с ними выгодно и для страны. Н. М. Карамзин, современник Екатерины, отнюдь не являвшийся её панегиристом, писал: «Европа с удивлением читает её переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувств и выражений».[ii]».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: