Протокол диагностики психологической готовности ребенка к школе.




Протокол диагностики психологической готовности ребенка к школе.

Цель: Сформировать компетентность психолога в пространстве диагностики ребенка к школе.

Порядок проведения работы:

1. Ознакомиться с работой Гуткиной Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).

2. Ознакомиться с диагностической программой по определению психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, а также с методическим инструментарием.

3. Провести исследование по всем методикам на испытуемых 6-7 лет Результаты исследования необходимо представить в приложении практической работы.

4. Используя информацию в хрестоматии «Практическая психология в образовании: Хрестоматия...» написать по результатам проведенного обследования:

a. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

b. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.

5. Оформить практическую работу по стандарту.

Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования

Причина исследования:

К психологу с запросом обратилась мать обследуемого. Причиной проведения диагностического обследования является необходимость выявления возможности посещения ребенком школы в 2014 году.

План исследования:

1. Сбор информации: первичная беседа с родителями, получение информации об условиях и уровне развития ребенка.

2. Уточнение и анализ запроса клиента, перевод запроса в проблему, постановка целей, формулирование гипотезы.

3. Выбор методов психодиагностического обследования, подбор методик. Определение сроков проведения исследования.

4. Проведение подобранных методик.

5. Количественный и качественный анализ результатов.

6. Выявление основных психологических характеристик ребенка.

7. Постановка психологического диагноза.

8. Составление психологического заключения.

9. Составление рекомендаций.

Целью психодиагностического обследования является выявление уровня психологической готовности к школе.

Объект: ребенок в возрасте 6 лет 3 месяцев, девочка Алина

Предмет: уровень психологической готовности к школе.

Гипотеза:

Имеющийся уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой сфер, соответствующий старшему дошкольному возрасту является достаточным для начала посещения ребенком школы в 2012 году.

Выбор методик психодиагностического исследования:

В качестве психодиагностического инструментария использовалась «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н. И. Гуткиной.

Диагностическая программа позволяет провести комплексную диагностику психологической готовности к школьному обучению.

Программа разработана в соответствии с современными взглядами на вопрос психологической готовности к школьному обучению.

Опирается на теоретические воззрения Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина о психологической готовности к школе, в которых проработаны вопросы психологической готовности к школе с точки зрения содержательного обоснования необходимого и достаточного низшего уровня актуального развития первоклассника.

«Диагностическая программа по определению психологической готовности к школьному обучению» Н. И. Гуткиной включает в себя диагностику мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер и содержит следующие методики:

Диагностируемая сфера Название методики Цель Исследуемая функция Автор, год
Мотивационная сфера Методика «Сказка» Направлена на выявление доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Познавательная мотивация Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002
Методика «Внутренняя позиция школьника» Направлена на определение наличия познавательной и учебной мотивации. Познавательная и учебная мотивация. Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002
Произвольная сфера Методика «Домик» Выявляет умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация. Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002
Методика «Да и нет» Применяется для исследования умения действовать по правилу. Произвольность действия. Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002
Интеллектуальная сфера Методика «Сапожки» Позволяет исследовать обучаемость ребенка. Эмпирическое обобщение, теоретическое обобщение. Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002
Методика «Последовательность событий» Позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития. Обобщение, способность устанавливать причинно-следственные связи, уровень речевого развития Предложена А. Н. Бернштейном (модифицирована Н. И. Гуткиной, 1993, 1996, 2002)
Речевая сфера Методика «Звуковые прятки» Предназначена для проверки фонематического слуха. Фонематический слух. Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002

Разработчик: Н. И. Гуткина – кандидат психологических наук, профессор кафедры, заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе» МГППУ, старший научный сотрудник ПИ РАО.

Диагност: Жмырко Кристина Сергеевна

Сроки проведения обследования: Дата: 30.04.2014

1. Сбор информации: первичная беседа с родителями, получение информации об условиях и уровне развития ребенка.

2. Уточнение и анализ запроса клиента, перевод запроса в проблему, постановка целей, формулирование гипотезы.

3. Выбор методов психодиагностического обследования, подбор методик.

4. Количественный и качественный анализ результатов.

5. Выявление основных психологических характеристик ребенка.

6. Постановка психологического диагноза.

7. Составление психологического заключения.

8. Составление рекомендаций.

Оценочные шкалы:

Уровень развития мотивационной сферы: познавательная мотивация, учебная мотивация.

Уровень развития произвольной сферы: произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация, произвольность действия.

Уровень развития интеллектуальной сферы: эмпирическое обобщение, теоретическое обобщение, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Уровень развития речевой сферы: уровень речевого развития, фонематический слух.

Анализ результатов исследования

Название методики Результаты
1. Методика «Сказка» Ребенок согласился на предложение дослушать сказку до конца. «Нет,нет, дорасскажи еще!». Попрыгав на месте, Алина присела снова рядом, внимательно слушая сказку. Это говорит о доминировании познавательного мотива
2. Методика «Внутренняя позиция школьника» Ребенок ответил на все вопросы, аргументируя поход в школу как желание познакомится с новыми ребятами и порисовать. Ответы дали возможность сделать вывод о неудовлетворенной потребности в общении, отсутствии внутренней позиции школьника. При этом Алина относится к группе, выбирающей эстетические занятия(рисование, музыка).
3. Методика «Домик» 1) Алина рисует правой рукой 2) рисует по памяти, иногда заглядывая в образец. Движения четкие; 3) быстро проводит линии; 4) полностью увлечена работой; 5)сверяет после окончания работы свой рисунок с образцом. Замечены ошибки: неверное расположение забора в пространстве, крыша неопределенной формы. Эти ошибки можно отнести к особенностям мозга и недостаточностью развития сенсомоторики. Замечены резкие линии, что свидетельствует о тревожности ребенка.
4. Методика «Да и нет» Задание было выполнено с 2х попыток. Сделана 1 ошибка, что свидетельствует о среднем уровне выполнения заданий.
5. Методика «Сапожки» В первой части были получены результаты 0100000. Безошибочное выполнение задания. Во второй части с фигурами обе фигуры были заштрихованы правильно. В процессе обдумывания Алина вслух проговаривала возможные варианты решений задач, иногда задавая вопрос «Правильно?». На вопрос «Почему ты снеговикам поставила 0?», Алина ответила «Не на всех них одеты шляпы». Это свидетельствует о выраженности эмпирического обобщения отличительных признаков-ориентиров, когда сапоги и "шляпы" рассматриваются как один класс признаков – "одежда".
6. Методика «Последовательность событий» Картинки были выложены в правильной последовательности и был представлен короткий рассказ о событиях. «Пошел сильный дождь и домик затопило. Вся семья залезла на крышу, чтобы не утонуть. За ними приплыла лодка и спасла семью. Они поплыли на берег». Выложенная правильна последовательность может говорить о понимании ребенком смысла сюжета. Краткое описание было в целом правильное. Алина не знала что такое наводнение. Тем не менее решила, что причиной стал дождь. На вопросы ответила: 1.Какое время года изображено на картинках?Осень 2.Почему на картинках так много воды? Много дождя было 3.После какого времени года идет осень? После лета 4.Какие осенние месяцы знаешь? Ноябрь, октябрь. Задание было выполнено хорошо.
7. Методика «Звуковые прятки» звук«о» был найден во всех словах. звук «ш» был найден во всех словах. Звук «а» был найден во всех словах. звук«с» был найден в нескольких словах. Ошибка была допущена в слове «зубы». Выполнение задания на среднем уровне свидетельствует о нормальном развитии фонематического слуха.

Психологический диагноз

У испытуемого ребенка были замечены следующие особенности развития:

Развитая мотивационная познавательная сфера, что говорит о стремлении к получению новой информации; отсутствие внутренней позиции школьника определяется нежеланием отсиживать уроки, обучаться новым предметам; возникновение желаний в удовлетворении эстетических потребностей (желание рисовать); присутствие тревожности у ребенка; нормальное развитие сенсомоторики; развитие эмпирического обобщения и умение способность устанавливать причинно-следственные связи; средний уровень произвольности действия и фонематического слуха.

 

Психологическое заключение.

Обследование было проведено по запросу матери ребенка, с желанием продиагностировать готовность к поступлению в школу осенью 2014 года. Использовались различные методики и опросники с целью определить уровень готовности Алины к школе. На основании полученных результатов и диагноза можно сделать вывод, что Алина имеет средний и хороший уровень развития мышления(эмпирическое обобщение)мотивационной, произвольной сфер. Но отсутствует внутренняя позиция школьника к готовности учиться и недостаточный уровень развития сенсомоторики.

Благодаря этому, можно сделать вывод о недостаточной готовности ребенка для начала посещения школы в 2014году

Рекомендации:

Рекомендуется начать посещение школы в 2015 году для созревания всех необходимых сфер и функций ребенка. Для этого могут быть предложены дополнительные занятия в подготовительных группах, прививание ребенку чувства тяги к новым знаниям и освоению новых учебных предметов(чтение, письмо).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: