Стратегические принципы.




……………………………………………………………………………………

 

Принцип демократизации состоит в признании равных прав всех участников образовательного процесса в обсуждении, принятии и реализации основных вопросов их жизнедеятельности. В дополнительном образовании принцип демократизации предполагает самостоятельность образовательного учреждения и педагогов в выборе цели, содержания, программы развития и образовательной программы учреждения, специфики организации деятельности. С одной стороны, он закрепляет за педагогом право на свободу выбора образовательной области и творчества в ней, с другой – свободу выбора ребенком собственного образовательного пути. Этот принцип дает возможность всем субъектам образовательного процесса принимать участие в управлении учреждением, создании системы самоуправления. Но принцип демократизации заключается не только в предоставлении прав, но и в разделении ответственности за все последствия принятых решений, что само по себе для педагога и ребенка является мощным воспитательным, развивающим, стимулирующим самоопределение, самоактуализацию и самореализацию средством.

 

………………………………………………………………………………………..

 

Принцип свободосообразности следует рассматривать как один из основных в дополнительном образовании. Он, как считает М.Н. Дудина, должен реализовываться в единстве с принципом природосообразности и культуросообразности. Но это не механическое добавление, а синергетическое объединение. Классические принципы педагогики (природосообразности и культуросообразности) не гарантируют свободы, не обеспечивают этизацию образовательного пространства и демократизацию общества, освоение гуманистического идеала. Лишь триединство природосообразности, культуросообразности и свободо-сообразности обеспечивает отношение к ребенку как к сложному субъекту, способному к активному проявлению в деятельности, поиску собственной идентичности. Синергетическое единство этих принципов позволяет ребенку выбирать линию жизненного развития, обусловленную его природой и культурой.

 

………………………………………………………………………………………..

 

Принцип гуманности предполагает признание ребенка высшей ценностью образования, обеспечение его права на свободное развитие и проявление своих способностей и базируется на приоритете общечеловеческих ценностей, утверждении блага человека как критерия эффективности деятельности образовательной системы. Для дополнительного образования это фундаментальный принцип, поскольку в основе деятельности, отношений педагогического коллектива, педагога и ребенка лежит признание интересов, потребностей, мотивов ребенка в качестве приоритетов образования.

 

 

Принцип субъектности состоит в том, что в процессе дополнительного образования ребенок из объекта образовательных воздействий превращается в субъект собственной деятельности. Сущность субъектности заключается в самостоятельном определении личностью целей, меры занятости необходимой ему деятельностью в соответствии со своими возможностями и способностями. Только осознавая свои мотивы, потребности, возможности, способности, цели и умея претворить их в жизнь, человек способен самореализоваться. Субъектность рассматривается как результат интериори- зации общественного опыта, как продукт образования, т.е. как свойство, приобретаемое в процессе развития, основанное на индивидуальных особенностях личности. В процессе взросления для развития личности более важными становятся внутренние факторы. Процессы «самости» (саморазвитие, самовоспитание, самореализация) приобретают больший удельный вес. Активность, возникающая в ответ на воздействия окружающей среды, сменяется собственной активностью, являющейся необходимым условием для самореализации ребенка в образовательном процессе.

………………………………………………………………………………………...

 

Принцип самоактуализации и самореализации в дополнительном образовании предполагает ориентацию на развитие мотивации к познанию и творчеству, потребности ребенка в актуализации своих интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей и возможностей. Сотрудничество, являясь сущностной характеристикой дополнительного образования, предопределяет уважение к личности, доверие, дружбу, взаимопомощь в отношениях педагога и старшеклассника, старшеклассников друг с другом. Тем самым удовлетворяются потребности более низкого порядка (в безопасности и уверенности в будущем, в причастности к социальной группе, в уважении и признании), создавая благоприятные условия для развития потребности в самоактуализации. В дополнительном образовании ребенок включается в активную личностно значимую деятельность, позволяющую ему реализовать свой потенциал, т.е. самореализоваться. Мы определяем самореализацию как сложный комплексный процесс взаимодействия личностных, субъективных потенций и условий социальной среды, связанный активностью личности, ее целеполаганием и уровнем притязаний, который включает в себя развитие субъектности, связанной с саморазвитием личности, а также внешнюю объективную самодеятельность, выражающуюся в опредмечивании субъектности, в создании социально значимого продукта. Таким образом, самореализация зависит от внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов; связана с развитием субъектности; выражается в создании продукта деятельности.

 

Тактические принципы

……………………………………………………………………………………………….

 

Принцип сотрудничества в дополнительном образовании имеет несколько уровней: сотрудничество администрации и педагогов, педагогов и детей, администрации и детей. Первый уровень (сотрудничество администрации и педагогов) дает возможность при отсутствии государственного образовательного стандарта в дополнительном образовании для согласованного участия всех членов педагогического коллектива в разработке содержания деятельности учреждения. Это проявляется в разработке образовательной программы учреждения и образовательных программ по направлениям деятельности. Второй и третий уровни предполагают субъект-субъектное взаимодействие администрации, педагога и детей, их равноправную, активную совместную деятельность в процессе образования, где они выступают субъектами совместной деятельности, самоопределяясь, реализуясь и, как следствие, развиваясь в познании и творчестве. Субъект-субъектное взаимодействие состоит в осознании субъектами целей, условий, содержания и способов деятельности, адекватное оценивание ее результатов.

Отношения участников дополнительного образования строятся на основе диалога, создающего оптимальные предпосылки для эффективного общения равных, принимающих, уважающих друг друга людей, умеющих слушать и воспринимать чужую точку зрения и адекватно на нее реагировать. Такое взаимодействие делает максимально продуктивным образовательный процесс, поскольку стимулирует познавательную и творческую активность, убирая барьеры непонимания, страха, неверного восприятия информации всех его участников.

………………………………………………………………………………………

 

Принцип продуктивности деятельности состоит в обязательности получения продукта самостоятельной деятельности, что является одним из важных условий дополнительного образования. Продуктом деятельности могут быть научно-исследовательская работа, произведения художественного, технического, прикладного творчества (картина, скульптура, вышивка, техническая модель и т.д.), спортивные достижения и т.п. Самореализация сопровождается созданием личностно значимого продукта, позволяющего ребенку самоутвердиться в социальной среде, а также состоянием удовлетворенности от результатов деятельности.

Кроме этого, в качестве результата самореализации можно рассматривать иной (более высокий) уровень социально-личностной компетентности, состоящий из приобретенных в процессе деятельности знаний об особенностях, способностях, возможностях собственной личности и умении реализовывать свой потенциал в социальной среде.

 

………………………………………………………………………………………...

 

 

Принцип вариативности рассматривается нами как способность системы дополнительного образования предоставлять многообразие полноценных, разнообразных вариантов образовательных траекторий и возможности выбора индивидуального образовательного пути. Он предполагает наличие в образовательном учреждении разнообразных образовательных программ, способных удовлетворить разнообразные потребностей ребенка. Вариативность образования учреждения дополнительного образования определяется программой его развития и образовательной программой учреждения.

 

……………………………………………………………………………………

 

Принцип выбора – обратная сторона принципа вариативности. Сущность его состоит в праве ребенка выбирать свой жизненный путь, индивидуальную образовательную траекторию, систему ценностей, содержание и способы получения знаний, наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности, без чего невозможно развитие индивидуальности и самореализация личности.

 

………………………………………………………………………………………

 

Принцип фасилитации подразумевает стимулирование и инициировании осмысленной деятельности. Механизм фасилитации заключается в стимулирующем влиянии деятельности одних людей на деятельность других. Причем это может быть влияние администрации на педагога, педагога на ребенка и наоборот, а также влияние детей друг на друга, влияние педагогов друг на друга. Принцип фасилитации – логическое продолжение принципов вариативности и выбора. В основе его лежит уважение к личности педагога и ребенка, их свободе, праву на самостоятельный выбор содержания образования, образовательного пути. Реализация этого принципа на уровне педагога предполагает обращение к его личному, профессиональному опыту, создание условий для обмена опытом деятельности, стимулирование педагогического творчества. Фасилитация на уровне ребенка – обмен идеями, мнениями, ресурсами, методами, технологиями исследовательской, творческой деятельности, способствующими его самореализации.

 

………………………………………………………………………………………...

 

Принцип обратной связи имеет особое значение, так как без постоянного анализа обратной информации, поступающей от ребенка, психолога, методиста, проектирование последующих действий педагога невозможно. Под обратной связью в нашем исследовании мы понимаем влияние результатов деятельности субъекта (объекта, системы) на последующее функционирование взаимодействующего с ним субъекта (объекта, системы). Обратная связь подразумевает организацию системы мониторинга дополнительного образования. Отсутствие обратной связи между педагогом и ребенком, педагогом и методистом, педагогом и психологом, педагогом и администрацией учреждения дополнительного образования, отдельным учреждением и системой дополнительного образования не дает возможности внести своевременные изменения в педагогический процесс.

 

Принцип гибкости состоит в возможности изменений, обеспечивающих эффективность деятельности системы дополнительного образования детей, которая зависит от четкости, оперативности и согласованности работы служб методического, психологического сопровождения и педагога дополнительного образования. Задача психологов совместно с педагогом – четкое и своевременное определение проблем и трудностей ребенка, если это необходимо, разработка программы психологической помощи. Задача методистов совместно с педагогом – разработка образовательных индивидуальных программ, определение оптимальных форм и методов работы с конкретным ребенком. Гибкость в данном случае заключается в своевременной адекватной поддержке ребенка в процессе самореализации.

 

………………………………………………………………………………………...

 

Таким образом, принципы, на которых базируется дополнительное образование, условно можно разделить на стратегические, определяющие его цели, содержание, траекторию развития, и тактические, позволяющие выявить формы, методы, средства и характер взаимодействия педагога и ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: