Вопрос 35. Институты социализации.




ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1

Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.

Различают:

первичные институты социализации;

вторичные институты социализации.

Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.

В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).

Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:

усиливает процесс опосредованного общения,

воздействует на психическое состояние,

формирует негативные поведенческие установки,

вызывает интернет-зависимость.

Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.

Институты первичной социализации

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.

К институтам первичной социализации относятся:

семья,

школа,

группа сверстников,

спортивные секции,

творческие кружки.

Агенты первичной социализации:

родители,

бабушка и дедушка,

братья и сестры,

тети, дяди и другие родственники,

учителя,

тренеры, руководители кружков,

друзья,

лидеры молодежных группировок.

Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.

Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:

проходит процесс половой идентификации,

ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,

получает определенный социальный статус,

определяется будущий образовательный и культурный уровень.

Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если

родители обладают низким социальным положением,

наблюдается социальное отчуждение,

семья неполная,

с ребенком жестоко обращаются,

родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,

наблюдаются девиации в поведении родителей.

 

Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.

В школьный период социализации наблюдается:

формирование самооценки,

осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,

понимание соревновательной составляющей,

умение преодолевать препятствия и трудности.

Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.

ЗАМЕЧАНИЕ 1

В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.

Институты вторичной социализации

 

Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.

К институтам вторичной социализации относятся:

государство,

государственные органы,

школа,

университеты,

армия,

производство,

церковь,

средства массовой информации,

Интернет.

Агенты вторичной социализации:

представители органов власти,

администрация учебных заведений,

руководители предприятий,

вышестоящие по званию лица в армии,

сотрудники средств массовой информации.

В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.

Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.

На производственную социализацию может быть три типа реакции:

конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;

творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);

протест – отказ от всех норм и ценностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: