Исторический ракурс взаимоотношений Молдавии с Россией.




Отношения между Молдовой и Россией являются отношениями современных государств Республики Молдова и Российской Федерации, а также в широком смысле, отношения молдавского и русского народов на протяжении более длительного периода истории. После своей победы в русско-турецкой войне 1806—1812, Российская империя включила в свой состав Бессарабию (ранее находилась в составе Османской империи). Эта историческая область, которая первоначально была частью княжества Молдавия, составляет большую часть территории современной Молдовы. В начале ХХ века Бессарабия на короткий промежуток времени вышла из состава России вначале как Молдавская Демократическая Республика, войдя затем в состав Королевства Румынии в 1918 году. В 1940 году Молдавия вошла в состав СССР. Это привело к созданию Молдавской Советской Социалистической Республики.

Молдавская ССР объявила о своей независимости от СССР 27 августа 1991 года. Сразу после этого возник конфликт между правительством Молдовы и Приднестровьем, который перерос в войну в 1992 году. Война была остановлена прямым вмешательством российской армии под командованием генерала Лебедя и привело к появлению международно непризнанной республики Приднестровье. После прекращения огня, две отдельные группы российских войск остались в Молдове: один полк по поддержанию мира, который является частью Смешанной контрольной комиссии, и 14-я армия, которой была поставлена ​​задача охраны склада боеприпасов Кобасна. Военное присутствие России продолжается по сей день.

 

В связи с эскалацией военных действий в Бендерах левые силы в Молдавии начали выступления за отставку правительства и парламента, допустивших гражданскую войну. В связи с этим глава правительства и министр обороны ушли в отставку. 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России. При их посредничестве удалось достичь соглашений о прекращении огня, а 21 июля в Москве Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром в присутствии Игоря Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Война завершилась замораживанием Приднестровского конфликта и вводом в зону конфликта российских миротворцев. Позже были созданы Объединённая Контрольная Комиссия и Совместные Миротворческие силы. В Приднестровье в качестве миротворческого контингента было размещено 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих. Со второй половины 1992 года при посредничестве России начались переговоры о статусе Приднестровья, с 1993 года к мирному урегулированию присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года — Украина. В настоящее время часть левобережья Днестра и город Бендеры контролируются Приднестровьем, в свою очередь часть территории, заявленной руководством ПМР как часть республики, контролируется Молдавией.

 

Отношения между Молдовой и Россией ухудшились в ноябре 2003 года после того, как Россия предложила решение приднестровского конфликта, которое молдавские власти отказались принять.

 

Оценки жертв конфликта разнятся. К середине июля 1992 года с обеих сторон погибло около 1000 человек (по другой версии — 950), в том числе около 400 мирных жителейЕщё около 4500 человек получили ранения. Приднестровская сторона потеряла около 500 человек погибшими, 899 было ранено, а около 50 пропали без вести, однако эксперты считают, что реальные потери большие.

Дипломатические отношения между Россией и Молдавией установлены 6 апреля 1992 г.

 

19 ноября 2001 г. в Москве был подписан и 13 мая 2002 г. вступил в силу базовый Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова. В преамбулу документа включены положения о стратегическом партнерстве между двумя странами и роли России как посредника и гаранта политического урегулирования приднестровской проблемы.

 

Активно пополняется договорно-правовая база отношений, которая к настоящему времени насчитывает свыше 180 документов.

 

После прихода к власти в результате досрочных парламентских выборов 29 июля 2009 года праволиберальный Альянс «За европейскую интеграцию» провозгласил намерение развивать взаимодействие с Россией на основе стратегического партнерства.

 

Тем не менее, нестабильная внутриполитическая ситуация в Молдавии стала объективным сдерживающим фактором в развитии российско-молдавских отношений. Отражением сложной и противоречивой обстановки в республике стали попытки отдельных политиков искусственно разжечь антироссийские настроения, фальсифицировать историю. В молдавском обществе такие проявления не только не встретили поддержки, но вызвали консолидацию среди тех, кто заинтересован в сохранении предпосылок межэтнического согласия в обществе, укреплении основ сбалансированной внешнеполитической ориентации страны. Во многом благодаря этому в 2009-2011 годах удалось сохранить поступательную динамику в двусторонних контактах на высшем и высоком уровнях.

 

24-25 сентября 2009 года руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.Е.Нарышкин принял участие в проходившем в Кишиневе заседании IV Форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ. 8 октября С.В.Лавров встретился с вновь назначенным министром иностранных дел и европейской интеграции Ю.Г.Лянкэ на «полях» проходившего в молдавской столице заседания СМИД СНГ.

 

9 октября 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев принял участие в саммите СНГ в Кишиневе и провел встречи с и.о. главы государства, спикером парламента М.Ф.Гимпу и председателем Демократической партии М.И.Лупу. В ходе первых контактов российская сторона подтвердила свой настрой на преемственность курса на дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества на всех направлениях.

 

8 мая 2010 года М.Ф.Гимпу принял участие в неформальном саммите глав государств СНГ в Москве.

 

В рамках заседания Совета глав правительств СНГ состоялись четыре встречи В.В.Путина с Премьер-министром Республики Молдова В.В.Филатом (20 ноября 2009 года в Ялте, 21 мая и 19 ноября 2010 года, 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге).

 

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов участвовал в проходившем в Кишиневе заседании Экономсовета СНГ (19 июня 2009 г.), саммите СНГ (9 октября 2009 г.), провел ряд встреч с молдавским руководством в ходе своей рабочей поездки в Кишинев (30-31 марта 2010 г.), принял в Москве вице-премьера, министра экономики Молдавии В.М.Лазэра (16 сентября 2010 г.).

 

Определенный спад в динамике контактов был зафиксирован осенью 2010 года в связи с проведением в Молдавии досрочных парламентских выборов (28 ноября). По их итогам 4-5 декабря 2010 года в Кишиневе с рабочим визитом побывал С.Е.Нарышкин, который провел ряд встреч с лидерами политических партий.

 

Обновленный в декабре 2010 года Альянс «За европейскую интеграцию» в своей программе подтвердил линию на укрепление стратегического партнерства с Россией на принципах, провозглашенных в Договоре о дружбе и сотрудничестве 2001 года.

 

6-7 февраля 2011 года в Москве с рабочим визитом побывал врио главы государства, спикер парламента М.Лупу, который встретился с Председателем Госдумы России Б.В.Грызловым. 15-17 мая с.г. М.Лупу принял участие в заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге (в 2010-2011 гг. основные контакты в межпарламентской сфере осуществлялись на полях заседаний Межпарламентской ассамблеи СНГ).

 

8-10 октября с пасторским визитом Молдавию посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

 

В 2010-2011 годах наметилась активизация сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами двух стран. 27-28 мая 2010 и 29 марта 2011 года состоялся рабочий визит в Россию вице-премьера, министра иностранных дел Молдавии Ю.Г.Лянкэ. В ходе мартовского визита подписана Программа сотрудничества в гуманитарной сфере на 2011-2013 гг. На 22 ноября с.г. запланирован визит С.В.Лаврова в Кишинев в связи с десятой годовщиной подписания Договора о дружбе и сотрудничестве. В январе, марте, июле и октябре 2010, в августе и октябре 2011 года состоялись консультации на уровне заммининдел.

 

В экономическом плане Россия продолжает оставаться одним из ведущих партнеров Республики Молдова, де-факто играет ключевую роль в поддержании стабильности социально-экономической сферы Молдавии. На долю России приходится 22% внешнеторгового оборота Молдавии. Российский рынок открыт для молдавских товаров и рабочей силы, в том числе в рамках многосторонних договоренностей СНГ. На долгосрочной основе строится снабжение молдавских потребителей энергоресурсами (по газу почти на 100%, по электроэнергии - около 70%), осуществляется экспорт молдавской плодовоовощной продукции в Россию. В последние годы фиксируется рост притока в Молдавию денежных средств от работающих в России молдавских граждан. По оценкам экспертов, доля таких поступлений из России во всем объеме переводов из-за рубежа составляет порядка 70%. Такая ситуация диктует расширение правовой базы сотрудничества между ведомствами двух стран, курирующими миграционную проблематику, открытие официальных представительств в целях улучшения координации взаимодействия.

 

По итогам 2010 года взаимный товарооборот Российской Федерации и Республики Молдова составил 1532,0 млн. долл. США (прирост по сравнению с 2009 годом на 46,3%). При этом экспорт вырос на 59,9 %, составив 1111,4 млн. долл. США, а импорт - на 19,4 % до 420,6 млн. долл. США. В экспорте России в Молдавию преобладали минеральные продукты (75,5%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (8,1%), продукция химической промышленности (5,8%), машины, оборудование и транспортные средства (5,2%).

 

С 1996 г. работает Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (сопредседатели - министр науки и образования России А.А.Фурсенко, вице-премьер, министр экономического развития Молдавии В.М.Лазэра). Двенадцатое заседание Межправкомиссии (МПК) состоялось 17 марта 2011 года в Москве. По его итогам подписан протокол, стимулирующий стороны к расширению договорно-правовой базы, решению практических проблем в торгово-экономической сфере, сотрудничестве в топливно-энергетической области, в агропромышленном комплексе, на транспорте. В развитие достигнутых на МПК договоренностей 28 июня с.г. в Москве подписано Соглашение об аренде молдавской стороной национального павильона Молдавии на ВВЦ. Российские инвестиции в экономику Молдавии составляют более 200 млн. долл. США. В Молдавии зарегистрировано 435 предприятий с участием российского капитала. Капиталовложения Молдавии в экономику России – около 26 млн. долл. США.

 

В 2010 году Россия предоставила гуманитарную помощь Молдавии на общую сумму свыше 20 млн. долл. (без учета взносов в международные фонды и организации-доноры, осуществляющие помощь Кишиневу на долгосрочной основе). Помощь была направлена на ликвидацию последствий наводнения на р. Прут, поддержку сельхозпроизводителей в Гагаузии, системы социального обеспечения и здравоохранения в Приднестровье, среднего и высшего образования на обоих берегах Днестра.

 

Продолжается сотрудничество по линии правоохранительных ведомств и спецслужб с акцентом на координацию усилий в борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Сохраняются контакты в военно-технической сфере.

 

Существуют резервы для повышения уровня партнерской активности между регионами России и Молдавии. Представители более десяти субъектов Российской Федерации приняли участие в Кишиневском инвестиционном форуме (11-12 октября 2007 г.), встрече деловых кругов под эгидой торгово-промышленных палат России и Молдавии (6-7 февраля 2008 г.), а также международных инвестиционных форумах в Тирасполе (2009 – 2010 гг.) и Гагаузии (ноябрь 2011 г.).

 

Сохраняется интерес к культурным и гуманитарным обменам, к сотрудничеству в сфере науки и образования. В сентябре 2007 г. в Москве и ряде городов России состоялись Дни молдавской культуры. 20 – 26 октября 2008 г. с успехом прошли Дни российской культуры в Молдавии. В феврале 2009 года в Кишиневе открылся Центр науки и культуры Российской Федерации. 20-27 сентября 2011 года в Молдавии прошли мероприятия в рамках Дней культуры России в Молдавии. На 2012 год намечены ответные Дни культуры Молдавии в России.

 

Свой вклад в развитие исторических традиций и духовной близости народов двух стран вносит российская община, которой оказывается всесторонняя помощь в вопросах обеспечения высшего и среднего образования (стипендии, стажировки преподавателей, олимпиады), изучения русского языка в школах. Российская сторона продвигает инициативы по развитию сотрудничества между архивными службами двух стран в деле подготовки к изданию сборника документов, отражающего развитие двусторонних отношений с 1992 года.

 

На определенном этапе двусторонних отношений вред взаимодействию в вопросах приднестровского урегулирования нанесли попытки молдавской стороны и западных участников переговорного процесса представить Россию, как «сторону конфликта», возложить на нее вину за стагнацию урегулирования, «поддержку сепаратизма». Нами такая постановка вопроса принципиально отвергается. Россия последовательно выражала убеждение, что договориться об урегулировании конфликта должны две стороны - Кишинев и Тирасполь.

 

Осложнившаяся в последние годы ситуация в приднестровском урегулировании, усиление экономического давления на Приднестровье, ухудшение условий работы там российского бизнеса рассматриваются российской стороной как дестабилизирующие факторы, негативно отражающиеся на социальном положении 160 тыс. российских граждан в регионе. Российская сторона постоянно высказывает по этому поводу обеспокоенность и выступает за учреждение в Тирасполе генерального консульства России в целях обеспечения интересов российских граждан, развития сбалансированных межрегиональных торгово-экономических, гуманитарных связей.

 

Сознавая свою ответственность за сохранение стабильности вокруг Приднестровья, действуя в качестве гаранта и посредника в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию, Россия выступает за эффективное решение приднестровского конфликта. В составе международных миротворческих сил (с участием молдавского, приднестровского контингента и украинских военных наблюдателей) Россия в соответствии с Соглашением 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта вносит свой вклад в обеспечение стабильности в регионе.

 

Состоявшиеся в Москве 18 марта 2009 года переговоры Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Президентом Республики Молдова В.Н.Ворониным и лидером Приднестровья И.Н.Смирновым и принятое по их итогам Совместное заявление стали реальным достижением международного посредничества в приднестровском урегулировании.

 

В подписанном 17 мая 2010 года в Киеве Совместном заявлении президентов России и Украины подтверждается приверженность стран-гарантов ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям и необходимость решения приднестровской проблемы исключительно мирными политическими средствами путем равноправного диалога сторон с целью определения особого надёжно гарантированного статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, конституционного нейтралитета и формирования единого правового, экономического и оборонного пространства. Отдельно отмечается важная стабилизирующая роль нынешней миротворческой операции в регионе, принципиальная готовность принять участие в трансформации нынешней операции в контексте урегулирования в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ, а также содействие созданию условий для возобновления работы Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию (т.н. формат «5+2»).

 

Определенным подвижкам в процессе будет способствовать принятое в Москве 22 сентября с.г. на неофициальной встрече представителей сторон конфликта, посредников и наблюдателей решение о возобновлении официальной работы Постоянного совещания в формате «5+2».

На сегодняшний день более 50 субъектов Российской Федерации установили и поддерживают отношения с Республикой Молдова и ее административно-территориальными образованиями. При этом ряд субъектов Федерации – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан и многие другие – подписали соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с несколькими молдавскими территориями, а всего между регионами России и Молдавии таких соглашений около трех десятков.

 

В последние 5 лет наибольший удельный вес в торговле России с Молдавией занимают такие субъекты Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Ростовская, Брянская, Московская, Волгоградская, Нижегородская и Калужская области, на которые в 2012 году приходилось 88,9% российско-молдавского товарооборота (в 2011 году – 89%). Доля в товарообороте с Республикой Молдова отдельных регионов в 2012 году составила: Москва – 68,5% (в 2011 году – 66,4%); Белгородская область – 4,4% (4,0%); Ростовская область – 3,8% (4,4%); Брянская область – 3,8% (4,1%); Московская область – 3,1% (3,4%); Санкт-Петербург – 2,9% (3,1%).

В 2012 году в десятку лидеров по объему торговли с Молдавией вошел Пермский край, товарооборот которого с этой республикой возрос с 9,3 млн. долл. США в 2010 году до 13,4 млн. долл. в 2011 и 14,4 млн. долл. в 2012 году.

Товарооборот Москвы с Молдавией (включая Приднестровье) составил в 2012 году 1428,9 млн. долл. США (рост на 11,0% по сравнению с 2011 годом), Белгородской области – 91,8 млн. долл. США (+19,0%), Ростовской области – 78,4 млн. долл. США (–9,5%), Брянской области – 78,2 млн. долл. США (–1,3%), Московской области – 65,6 млн. долл. США (–1,0%), Санкт-Петербурга – 60,7 млн. долл. США (+0,7%). Столь существенное лидерство Москвы объясняется прежде всего экспортом природного газа.

Установлению связей между хозяйствующими субъектами России и Молдавии, в том числе на межрегиональном уровне, способствует деятельность Делового совета по сотрудничеству с Республикой Молдова (ДССРМ), учрежденного в феврале 2012 года под эгидой ТПП Российской Федерации. В организованном ДССРМ российско-молдавском экономическом форуме, состоявшемся в Кишиневе 14-15 ноября 2012 года, приняли участие представители 11 субъектов Российской Федерации.

Находящееся на юге РМ автономное территориальное образование Гагаузия развивает торгово-экономические отношения с регионами Российской Федерации уже на протяжении десятилетий. Руководством АТО Гагаузия (Гагауз Ери) подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с правительством Москвы (17 августа 1995 г. и Программы действий к нему 24.04.2001 и 06.03.2008), с правительством Республики Татарстан (28 мая 1999 г. и протоколы к нему 28.05.1999 и 22.03.2007), с администрацией Брянской области (18 февраля 2009 г.), с администрацией Пензенской области (8 октября 2003 г.), с администрацией Нижегородской области (18 августа 2010 г.). В 2011 году подписано Соглашение о сотрудничестве с администрацией Псковской области. Одновременно налажен информационный обмен с правительством г. Санкт-Петербурга и завершена процедура согласования текста будущего Соглашения о сотрудничестве. Ведется работа по налаживанию и расширению торгово-экономического сотрудничества с регионами России и по формированию постоянно действующих каналов обмена информацией.

3 сентября ведомство пригрозило ограничениями на ввоз винодельческой продукции из Молдовы из-за ее низкого качества. В первой половине 2013 года чиновники забраковали 28,5 тысячи литра алкоголя, по их словам, госорганы страны-поставщика проигнорировали предыдущие предупреждения российской стороны.

В Роспотребнадзоре напомнили о ситуации 2006 года, когда власти РФ полностью запретили импорт молдавского вина. Это негативно сказалось на экономике республики, руководство которой попросило о проведении переговоров.

В результате санкции были отменены осенью 2007 года, после того как Молдавия согласилась пустить российских контролеров на свои заводы. Последний раз Онищенко грозил ввести эмбарго в 2010 году.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: