Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 5 16.11.2020
Тема: Жанры инструментальной и вокальной музыки»
Эпиграф: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» А.Фет.
Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы.
Задачи:
Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.
Проблема урока: Нужна ли музыке литература?
Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.
Музыкальный материал:
1. С В.Рахманинов «Вокализ»
2. Г. Свиридов «Романс»
3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»
4. М. Глинка «Венецианская ночь»
5. Сл. Т. Рузавиной, муз. С. Таюшева «Школьный романс».
6. Чайковский «Баркарола».
Ход урока
Организация учащихся на урок. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Прозвенел уже... (звонок),
Начинается... (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш -... музыка.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и её жанрах.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
|
- Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу. В скобках у вас есть подсказка. Вам нужно отгадать остальные буквы слова и записать ваши ответы в тетрадь (для начала запишите число -16 ноября).
-Одно из главных выразительных средств музыки? (Мел_______).
- Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (____ня).
-К какому жанру музыки она относится? (К вока_________ой).
-Как назвать песни, написанные народом? (________дные).
-Как можно назвать песню лирического характера? (___ман_____).
-Какой романс вы знаете на слова М.Ю. Лермонтова? («Горные вер________»).
- Назовите фамилию известного исполнителя романсов (бас). (Ф.Шаля________).
-Как называется торжественная песня, символ государства? (Г______).
-Как называют по-другому устное народное творчество? (_______лор).
-Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Лядов. «Кики__________»).
-К какой музыке по способу исполнения оно относится? (К инс____________ной).
-Назовите фамилию композитора-сказочника, на писавшего инструментальные произведения на сюжет восточной сказки? (Римский-К______________).
- Как называется это произведение? («___________зада»).
-К какому жанру оно относится? (К _________________льному).
-Молодцы. В основном сегодня речь шла о каких жанрах музыки по способу исполнения?
- Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок- путешествие. Мы отправимся с вами в Испанию и Италию. Эти страны стали родиной баркаролы и романса.
Сообщение темы урока.
Сегодня тема нашего урока звучит так: «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Пожалуйста запишите тему в тетрадь. Мы продолжим знакомство с творчеством выдающихся композиторов, научимся различать жанры вокальной и инструментальной музыки, анализировать её.
|
Вокальная работа.
-Мы уже вспомнили, что музыку для пения называют вокальной. Давайте с вами исполним романс, но не простой, а школьный. Как можно назвать пение без слов на слог или гласный звук? (Вокализ).
- Правильно. Сейчас мы будем петь песню без слов на слог «лё».
Вокализация песни «Школьный романс» на слог.
Пение эхом. Работа над текстом (паузы).
1.Ресницы грустно опуская,
Глядишь ты в школьную тетрадь.
С косичкой девочка смешная
Тебя заставила страдать.
2.А ты сидишь на задней парте,
Не понимая что к чему...
Смешались все моря на карте,
И летом выпал снег в Крыму!
3.Молчишь, задумавшись о чём-то,
А твой учитель не поймёт,
Что с белым бантиком девчонка
Тебя не любит и не ждёт.
4.В окно стучатся ветки клёна,
И барабанит звонкий дождь.
Ты помнишь номер телефона,
Но на свиданье не зовёшь.
- Скажите, что нужно, чтобы получился романс? (Слова и м________)
- А какая страна стала родиной романса? (Исп__________).
- Да, действительно. Петь на «романском» языке - петь на испанском. Романсы исполняли под аккомпанемент гитары, кастаньет, а в дальнейшем композиторы стали сочинять их для концертного исполнения в сопровождении фортепиано и оркестра.
- А сейчас мы с вами послушаем «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом?
|
Слушание «Романс» Г.Свиридова.
- Какое настроение создаёт это произведение у слушателей, к какому жанру мы можем отнести этот романс? (К инструментальной).
- Есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?
- Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающую переборы гитары.
Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Школьный романс».
- Что общего у этих произведений?
(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души).
Вывод: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.
Ритмическая пауза – встанем и немного подвигаемся! Выполняйте движения по тексту. Показывайте движениями то, что написано в стихотворении. Лучше. Чтобы вам его прочитали:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И глазками поводим, поводим, поводим,
Туда-сюда походим, походим, походим,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И все начнем с начала, с начала, сначала.
- Следующее наше путешествие мы продолжи по Италии. Перенесёмся в страну возникновения баркаролы. Какой город в Италии вместо дорог имеет водные каналы? (Венеция).
- Правильно. По этим каналам, как настоящие автобусы, плавают лодки-гондолы особенной конструкции.
- Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этогожанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол rollar означает испытывать бортовую качку.
-В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы.