Слушание «Романс» Г.Свиридова.




Конспект урока

Предмет: Музыка

Класс: 5 16.11.2020

Тема: Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Эпиграф: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» А.Фет.

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы.

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Музыкальный материал:

1. С В.Рахманинов «Вокализ»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»

4. М. Глинка «Венецианская ночь»

5. Сл. Т. Рузавиной, муз. С. Таюшева «Школьный романс».

6. Чайковский «Баркарола».

Ход урока

Организация учащихся на урок. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Прозвенел уже... (звонок),
Начинается... (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш -... музыка.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и её жанрах.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу. В скобках у вас есть подсказка. Вам нужно отгадать остальные буквы слова и записать ваши ответы в тетрадь (для начала запишите число -16 ноября).

 

-Одно из главных выразительных средств музыки? (Мел_______).

- Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (____ня).

-К какому жанру музыки она относится? (К вока_________ой).

-Как назвать песни, написанные народом? (________дные).

-Как можно назвать песню лирического характера? (___ман_____).

-Какой романс вы знаете на слова М.Ю. Лермонтова? («Горные вер________»).

- Назовите фамилию известного исполнителя романсов (бас). (Ф.Шаля________).

-Как называется торжественная песня, символ государства? (Г______).

-Как называют по-другому устное народное творчество? (_______лор).

-Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Лядов. «Кики__________»).

-К какой музыке по способу исполнения оно относится? (К инс____________ной).

-Назовите фамилию композитора-сказочника, на писавшего инструментальные произведения на сюжет восточной сказки? (Римский-К______________).

- Как называется это произведение? («___________зада»).

-К какому жанру оно относится? (К _________________льному).

-Молодцы. В основном сегодня речь шла о каких жанрах музыки по способу исполнения?

- Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок- путешествие. Мы отправимся с вами в Испанию и Италию. Эти страны стали родиной баркаролы и романса.

Сообщение темы урока.

Сегодня тема нашего урока звучит так: «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Пожалуйста запишите тему в тетрадь. Мы продолжим знакомство с творчеством выдающихся композиторов, научимся различать жанры вокальной и инструментальной музыки, анализировать её.

Вокальная работа.

-Мы уже вспомнили, что музыку для пения называют вокальной. Давайте с вами исполним романс, но не простой, а школьный. Как можно назвать пение без слов на слог или гласный звук? (Вокализ).

- Правильно. Сейчас мы будем петь песню без слов на слог «лё».

Вокализация песни «Школьный романс» на слог.

Пение эхом. Работа над текстом (паузы).

 

1.Ресницы грустно опуская,

Глядишь ты в школьную тетрадь.

С косичкой девочка смешная

Тебя заставила страдать.

 

2.А ты сидишь на задней парте,

Не понимая что к чему...

Смешались все моря на карте,

И летом выпал снег в Крыму!

 

3.Молчишь, задумавшись о чём-то,

А твой учитель не поймёт,

Что с белым бантиком девчонка

Тебя не любит и не ждёт.

 

4.В окно стучатся ветки клёна,

И барабанит звонкий дождь.

Ты помнишь номер телефона,

Но на свиданье не зовёшь.

 

- Скажите, что нужно, чтобы получился романс? (Слова и м________)

- А какая страна стала родиной романса? (Исп__________).

- Да, действительно. Петь на «романском» языке - петь на испанском. Романсы исполняли под аккомпанемент гитары, кастаньет, а в дальнейшем композиторы стали сочинять их для концертного исполнения в сопровождении фортепиано и оркестра.

- А сейчас мы с вами послушаем «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом?

Слушание «Романс» Г.Свиридова.

- Какое настроение создаёт это произведение у слушателей, к какому жанру мы можем отнести этот романс? (К инструментальной).

- Есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

- Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающую переборы гитары.

Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Школьный романс».

- Что общего у этих произведений?

(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души).

Вывод: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.

Ритмическая пауза – встанем и немного подвигаемся! Выполняйте движения по тексту. Показывайте движениями то, что написано в стихотворении. Лучше. Чтобы вам его прочитали:

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И глазками поводим, поводим, поводим,

Туда-сюда походим, походим, походим,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И все начнем с начала, с начала, сначала.

 

- Следующее наше путешествие мы продолжи по Италии. Перенесёмся в страну возникновения баркаролы. Какой город в Италии вместо дорог имеет водные каналы? (Венеция).

- Правильно. По этим каналам, как настоящие автобусы, плавают лодки-гондолы особенной конструкции.

- Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этогожанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол rollar означает испытывать бортовую качку.

-В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: