Жизненный и творческий путь А. Твардовского




План контрольной работы

1. Смоленский период в творчестве А. Твардовского

2. Военный путь А.Т. Твардовского

3. Художественные особенности поэзии А.Т. Твардовского

4. Идейно-художественное своеобразие творчества Твардовского

5. Заключение

6. Список использованной литературы

 

Имя Александра Трифоновича Твардовского, выдающегося поэта советского периода русской литературы, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью. Жизнь Твардовского – неотъемлемая часть истории России. Его произведения отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность. Твардовский – великий поэт, чьим голосом в годы подвига и горя говорил народ.

 

Смоленский период в творчестве А. Твардовского

Детство писателя, сына кузнеца, прошло на Смоленской земле, в деревне Загорье. Мир деревенской жизни с её раздольем, красотой лесов, с нелёгкой крестьянской долей оказал большое влияние на мироощущение будущего поэта.

Учиться Александр Твардовский стал с восьми лет. В 1918 года отец отвез его с братом Константином в Смоленск — в частную гимназию Ф. В. Воронина. Но гимназию вскоре закрыли, и им пришлось возвратиться в Загорье.

В 1923 году Твардовский поступил в 6 класс Белохолмской школы. Школьное окружение помогает понять особенности формирования мировоззрения А. Твардовского. Здесь Александр принимает активное участие в выпуске стенных газет, в которых публиковались его школьные стихи.

С 1924 по 1928 год Александр нигде не учился. В этот период своей жизни А. Твардовский вступает в комсомол, чтобы активно включиться в общественно-политическую деятельность.

Впервые имя Твардовского увидело свет в 1925 году. В газете «Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Как происходят перевыборы кооперативов». 19 июля эта же газета напечатала его первое стихотворение «Новая изба».

Больших творческих завоеваний ранний период Твардовскому не принёс.

Что касается «загорьевсого» периода в его литературной деятельности, то он, напротив, оказался намного плодотворнее. Загорье явилось поэтической колыбелью А. Твардовского. Именно четырехлетний загорьевский период оказался исключительно «урожайным»: за это время поэт опубликовал более шестидесяти материалов, в их числе 48 стихотворений.

Некоторые стихи, созданные в Загорьевский период, оказались настолько значительными в художественном плане, что позднее Твардовский включал их в собрание своих сочинений, например: «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Родная картина», «Матери», «Ночной сторож» и т.д.

А. Твардовский покинул Загорье зимой 1928 года, когда ему исполнилось 18 лет. С помощью друзей-поэтов ему удалось найти жильё, устроиться на работу в газету «Рабочий путь», а вскоре поступить в Смоленский пединститут.

С 1928 по 1936-й год он опубликовал 201 произведение. Центральная мысль — это дума-тревога о дальнейшей судьбе русского крестьянина, кормильца всей страны, мысль о правдивом и искреннем его художественном выражении средствами поэзии.

В довоенные 30-е годы в печати появились сборники стихотворений Твардовского: «Дорога» (1938) и «Сельская хроника» (1939). Следующий сборник — «Загорье» — вышел в 1941 году.

 

Военный путь А. Т. Твардовского

Военный путь А. Т. Твардовского начался осенью 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, затем – в советско-финляндской войне 1939-40 гг.

С началом Великой Отечественной войны Твардовский получил назначение на Юго-Западный фронт, в газету «Красная Армия». Должность корреспондента фронтовой газеты требовала бесперебойно поставлять в очередной ее номер материал, укрепляющий боевой дух, поднимающий настроение, вселяющий ненависть к захватчикам, мобилизующий на отпор врагу. Твардовский выполнял свою воинскую обязанность, всеми силами стремясь быть полезным армии.

С первых чисел июля 1941 года почти в каждом номере «Красной Армии» появлялись его стихи, очерки, статьи, заметки, фельетоны. Писал он и лозунги, и листовки, и песни. Уже за первый год войны у Твардовского накопился богатый запас наблюдений и впечатлений, заслуживающих серьезного разговора о тех, «кто воюет на войне».

С июня 1942 года Александр Трифонович был прикомандирован к газете «Красноармейская правда» Западного фронта, где и пребывал до конца войны.

 

Художественные особенности поэзии А.Т. Твардовского

Всё творчество этого поэта можно разделить на несколько этапов. Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. В раннем творчестве Твардовский проявил себя как тонкий пейзажный лирик. («Весенние строчки», «День пригреет», «Урожай»)

В 30-е годы большая часть стихотворений поэта являются сюжетными по содержанию, носят очерковый характер. Главный герой в них – сельский труженик: хлебороб, плотник, шофёр. Все стихотворения, созданные до Великой Отечественной войны, объединены под названием «Сельская хроника».

Твардовский писал не только о труде, но и о любви («Соперники», «Невесте», «Размолвка»).

В годы Великой Отечественной войны Твардовский пишет великолепнейшее произведение, памятник русскому солдату, — поэму «Василий Тёркин». Поэма «Василий Теркин» стала классикой русской поэзии двадцатого века. Первая глава поэмы появилась в газете «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года, когда немцы рвались к Сталинграду.

Интуиция и мудрость подсказали Твардовскому, что «в тяжкий час земли родной» надо говорить только о главном и вековечном – о Родине большой и малой, о семье и доме, о долге и чести, о жизни и смерти.

В образе Васи Тёркина воплощены главные черты русского национального характера. Произведение ценно не только с точки зрения идеи, но и в художественном плане. Поэт создал новую оригинальную форму. Твардовский называет поэму «книгой», указывая этим на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток. Композиция поэмы также оригинальна. Чёткой хронологии в ней нет, просто показываются отдельные периоды военного времени. Обращается Твардовский здесь и к фольклорным традициям.

В послевоенные годы Твардовский в поэмах («Дом у дороги») и стихах («В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др.) поднимает тему памяти о страшных событиях 1941-1945 гг. В этот период в его произведениях проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина.

За сорок шесть лет творческой работы Александром Твардовским созданы не только стихи и поэмы, но и очерки, фронтовые записки, статьи. Его художественное слово отличается простотой и искренностью.

 

Идейно-художественное своеобразие творчества А. Т. Твардовского

Поэма «Страна Муравия» была напечатана в 1936 году и принесла ему широкую литературную известность. В это время в стране решалась серьезная социально-политическая проблема деревенского уклада, крестьянской судьбы. Опираясь на традиции в изображении крестьянского мировоззрения, Твардовский создает развернутое поэтическое произведение о победе колхозного строя.

Значительной творческой заслугой поэта является достоверность художественного раскрытия поставленной проблемы: показ всей полноты и противоречивости сомнений, мучительных колебаний Моргунка, правдивое и не приукрашенное изображение ожесточенной борьбы за колхозы.

Поэма «За далью – даль», удостоенная Ленинской премии в 1961 году, считается одним из самых сложных и необычных произведений А. Твардовского. В ней нет сквозного героя, целостного сюжета: отдельные главы объединены только временем (современность) и местом (дорога) действия, а содержание представляет собой картину авторских переживаний, размышлений. Твардовский условно определял жанр «За далью – даль» как дорожный дневник.

Именно в этом произведении максимально четко отразились наиболее характерные особенности творческой концепции Твардовского – предельная близость читателю, восприимчивость ко всему новому, отзывчивость на важнейшие проблемы современности.

Главная идейная задача поэта – раскрыть существенные черты современной жизни, показать их в широкой исторической перспективе, определить место поэта в общей жизни народа. Используя приемы гиперболизации и контраста, автор отмечает все новые изменения в социальной и культурной жизни и внешнем облике страны.

Близость автора читателю проявляется в особой форме поэтического повествования, которую можно определить как задушевный разговор друзей. Однако читатель для Твардовского — это не только близкий по духу человек, но и «наставник строгий», и «высший судья». Чувство повышенной ответственности за свое творчество, глубокая восприимчивость к критике – отличительные черты художественного мышления поэта.

Ведущий лейтмотив всей поэмы «За далью – даль» – горячее признание поэта в любви и верности своей Родине, гордость за ее достижения и преобразования, причастность ее «гордой силе».

В поэмах «Страна Муравия» и «За далью – даль» наиболее полно отразились основные особенности идейно-художественного мировоззрения Твардовского: тесная связь с современностью, умение уловить и поэтически выразить настроения эпохи, доступно донести высокие идеи до самого широкого круга читателей.

 

Заключение

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А. Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории, государство и личность, общественное назначение искусства и художника — вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. А. Твардовского отличает превосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинного реалиста. А. Твардовский - выдающийся представитель социалистического реализма в нашей литературе.

 

Список использованной литературы

1. Н. Л. Ермолаева А. Т. Твардовский в жизни и творчестве: Санкт-Петербург, Русское слово - учебник, 2012.

2. Романова Р. М. Александр Твардовский: страницы жизни и творчества. – М.: «Просвещение», 1989.

3. Муравьев А.Н. Творчество А. Т. Твардовского: пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1981.

4. Ефременков М.С. «Образ народного героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» // Народность и гуманизм творчества А.Т. Твардовского: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных школ, 2005.

5. Твардовский А.Т. Письма о литературе. М.: Советский писатель, 1985.

6. Твардовский А. Т. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1971.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: