ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




Формированием функций контроля и произвольной регуляции у младших школьников (школьники с ЗПР в том числе) я занимаюсь с 2015 года, при этом использую методику критериального самооценивания.

Слайд 2

Самооценка младшего школьника – важная составляющая его формирующейся личности. Формированием правильной самооценки редко занимаются в школах целенаправленно. Ребёнку предоставляют возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Школьник с ЗПР без специальной помощи правильно оценить себя не сможет. Оценивание своей работы по критериям мотивирует такого ребёнка к учёбе, появляется способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, возникает уверенность в себе. Ребёнок перестаёт бояться своих ошибок. Он может объяснить, почему их допустил. С точки зрения нейропсихологии и логопедии методика критериального самооценивания формирует произвольную регуляцию и контроль (функции 3 блока мозга - важные составляющие учебной деятельности в целом) и предупреждает возникновение регуляторной дисграфии (по классификации Ахутиной Т.В.).

Слайд 3

Вспомним, что Федеральный государственный образовательный стандарт поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. Стандарт указывает на обязательный «учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей». Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, которая неоднородна и полиморфна. Практика показывает, что у школьников с задержкой психического развития с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, метапредметные учебные действия. Обучающиеся с ЗПР испытывают сложности в формировании и реализации компонентов универсальных учебных действий, связанных с организацией учебной деятельности – регулятивных. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении (или формальном соблюдении) основных этапов деятельности, т.е. целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, а также коррекции и оценки результатов. Кроме того, у этих обучающихся недостаточно сформирована саморегуляция деятельности, в особенности – волевой аспект. Самоконтроль является одним из важнейших компонентов в структуре учебной деятельности. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершённых ошибок. Принятый Стандарт и сопровождающие его документы указывают на необходимость регулярной оценки динамики развития и образовательных достижений в процессе оказания специализированной помощи детям с особенностями психофизического развития (ст.66 ч. 1). Педагогу необходимо изменить традиционный подход к оцениванию достижений школьников с задержкой психического развития и расширить оценочный инструментарий.

Слайд 4

Цель данного выступления: рассмотреть формирование функций контроля и произвольной регуляции у младших школьников с задержкой психического развития через использование техники формирующего оценивания, а именно методики критериального самооценивания, на логопедическом занятии.

Логопедическая работа в образовательной организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу НОО, направлена на оказание помощи обучающимся с ЗПР, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение) и метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных универсальных учебных действий).

Слайд 5

Своевременная и действенная работа логопеда по формированию умений осуществлять критериальное самооценивание предупреждает или минимизирует трудности в достижении результатов в учебной деятельности младшими школьниками с ЗПР при освоении АООП НОО.

Слайд 6

Правильно применённая методика критериального самооценивания позволяет мотивировать школьников с задержкой психического развития. Это происходит благодаря тому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом каждого школьника, давая ему возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится в данный момент. Обучающемуся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться его работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны. Именно самооценивание на критериальной основе даёт возможность каждому школьнику с задержкой психического развития, ответить на вопросы: что я знаю и чего не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал? Эта техника позволяет логопеду отследить самое незначительное продвижение обучающегося в коррекционно-развивающей деятельности.

Слайд 7

Подробно с использованием формирующего оценивания можно познакомиться в брошюре Пинской М.А., Улановской И.М. Новые формы оценивания. – М., 2013.

Сдайд 8-9

Рассмотрим, как формирующее оценивание воплощается на практике, в ежедневной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда со школьниками 4 класса, имеющими задержку психического развития.

Занятие оформлено к форме технологической карты на тему: Формирование учебной деятельности. Цель: формирование умения осуществлять контроль своей деятельности и её результатов.

Слайд 10

Какие приёмы используются на занятии, чтобы реализовать данную цель?

Обратим внимание на некоторые этапы занятия.

Организационный этап ставит цель: научить школьников соотносить результат своей деятельности с образцом, предложенным логопедом.

Слайд 11

На этапе: Сообщение темы и целей учебной деятельности логопед демонстрирует свидетельства достижений, в которых будут отмечаться результаты работы.

- Какие умения на занятии вам сегодня потребуются? - Как будете оценивать себя? Ученики рассматривают свидетельства достижений. Определяют умения, необходимые для выполнения заданий. Знакомятся с критериями оценивания.

Цель этапа: учить школьников самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным логопедом критериям оценки. Чётко организовывать свою учебную деятельность.

Слайд 12

Основной этап: Организация познавательной деятельности. Организация самостоятельной работы. Логопед предлагает оценить свои возможности перед выполнением задания (прогностическая оценка). - Кто считает, что он справится с заданием без ошибок, поставит в верхнем левом углу «!». - Кто считает, что он допустит ошибки, поставит галочку. Ученики читают задание, прогнозируют свою оценку. После выполнения логопед организует взаимопроверку. - Прочитайте по цепочке составленные слова. Если слово составлено правильно, поставьте «+», если слово составлено неправильно, поставьте «-«. - Посчитайте плюсы. Запишите их количество в верхнем правом углу.

Слайд 13

- Сравните результат работы с прогностической оценкой. - Кто составил слова без ошибок? - Фиксируйте результат выполнения задания в свидетельстве достижений: 1.Я умею составлять слова. Результат выполнения каждого задания фиксируется в свидетельстве достижений.

Слайд 14

2. Я умею задавать вопросы к словам.

 

Слайд 15

3. Я умею изменять имена существительные по числам.

Слайд 16-17

4. Я умею согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.

Цель: учить понимать задачу, выявлять трудности, объяснять их, самостоятельно прогнозировать результат. Самостоятельно оценивать результат своей работы и действия других учеников, выделять критерии оценки.

Этап: Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Логопед предлагает подвести итог занятия. Рассмотреть свои достижения и увидеть результат своей учебной работы.

- Какие умения сформированы, а какие нуждаются в дополнительном закреплении? - Что умеете делать без ошибок? Ученики подводят итог занятия с помощью вопросов учителя. Анализируют свои умения, используя свидетельство достижений, составленное на занятии. Цель: учить принимать ответственность за результаты своей работы. Самостоятельно оценивать результат своей работы.

Слайд 18

В заключении отметим, что использование формирующего оценивания в ежедневной коррекционно-развивающей логопедической деятельности со школьниками, имеющими ЗПР, необходимо, значимо и эффективно.

Предлагаемая техника позволяет каждому школьнику в начале занятия понять, знает он эту тему или нет. Во время проверки работы школьник, неправильно себя оценивший, понимает, в чём он ошибался, и где он был не прав. Он учится рассуждать и объяснять, что развивает его логическое мышление и речь. Принимая участие в оценке знаний по критериям, школьник учится правильно оценивать себя. Замечая недостатки в работе своего товарища, лучше усваивает тему и старается правильно выполнять задания. Применение формирующего оценивания учителями-логопедами в своей практике помогает увидеть личный прогресс каждого школьника с ЗПР в обучении.

Слайд 19

Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного школьника и призвана выявить пробелы в освоении учебного материала, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Каждый школьник имеет возможность освоить принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделить с педагогом ответственность за собственное образование.

Слайд 20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: